Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Слова, обозначающие действие предмета"»
Открытый урок по русскому языку
"Слова, обозначающие действие предмета"
Класс: 2 Учитель: Кочкуровская Н. В.
Тема. " Слова, обозначающие действие предмета ". (УМК «Планета знаний»)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
Образовательные:
Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
научить учащихся находить глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
ставить вопросы к глаголам;
повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
составлять словосочетания с глаголами;
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
развивать речь обучающихся,
Личностные:
знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Демонстративный материал:
магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.
Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Мы тетрадки открываем И к работе приступаем.
Актуализация знаний
Работа с пословицей.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Слад №1
/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок
Начнем наш урок с минутки чистописания.
А для этого приготовим свои пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
А все вместе кулачок.
- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.
Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.
- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.
- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.
- прочитать слова с ударением.
3. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
- Как определили, что эти слова – существительные?
- Что вы знаете об имени существительном?
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие бывают существительные?
Назовите одушевлённые имена существительные.
На какие две группы можем их разделить?
( имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)
4. Постановка темы и целей урока.
- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?
- А какая это часть речи?
На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
- Зачем они нам нужны?
- Оживите текст
Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.
- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока.
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать
Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО ДЕЛАЕТ?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети читают правило в учебнике.
-Составим предложение по любому рисунку.
(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)
-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Мальчик моет посуду.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
5 . Работа по теме урока
1) - Как распознать глаголы в речи?
- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
/Работа в парах/
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
(Справа на доске)
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
Определить часть речи
2) Самостоятельная работа.
На экране напечатано стихотворение:
- Прочитайте стихотворение.
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.
- Назовите глаголы, докажите.
2.Работа в группах
Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова, определить, какой частью речи они являются и объяснить.
Приложение.
Кто как голос подаёт?
Лев
кошка
корова
Жук
ворона
заяц
Воробей
Свинья
змея
3. Работа по вариантам
- Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери, поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике (стр.69, упр.118)
- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?
- Какие слова он перепутал?
-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;
Работаем по вариантам:
1в - 1 столбик;
2в – 2 столбик.
Проверка.
6.ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
7.Продолжение работы по теме урока
1)Выполнение заданий по уровням
Самостоятельная работа
- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 ) 1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. веселье – … , … .
шум – … , … . боль - … , … .
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
- Проверим свою работу (Самоконтроль)
Слайд № 4
2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном
– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?
- Ваши гипотезы.
- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова в два столбика.
1 столбик – имя существительное
2 столбик – глагол
(У доски работают два человека.)
Слова для диктовки: пила, печь, жгут.
Записи в тетрадях и на доске
Существительное Глагол
пила пила
печь печь
жгут жгут
- Докажите, что слово пила – это существительное,
- это глагол.
- Чтобы это доказать, что нужно сделать?
- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)
8. Итог урока.
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?
Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.