kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. Русский язык. 3 класс. Проект "Рассказ о слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы над информационным  проектом "Рассказ о слове" выбраны слова на тему"Осень"        В течение урока дети в группах  добывают информацию из разных источников и оформляют словарные статьи, которые объединяются    в  коллективный мини- сборник "Осенние слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Русский язык. 3 класс. Проект "Рассказ о слове"»

Русский язык. 3 класс. Проект "Рассказ о слове" (УМК «Школа России»)




Предмет: русский язык


Тема: Проект «Рассказ о слове»


Форма проведения урока: урок – проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутри классный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.

Продукт: словарная статья о слове на тему «Осень»

Тип урока: комбинированный

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.

Задачи:

-формировать умения подбирать текстовую информацию;

-выделять из большого количества информации главное;

- оформлять и представлять свой проект.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.


Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

1 мин

Звучит минусовка песни про осень.

Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.

Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.

 

Личностные УУД:

-умение приготовить рабочее место;

Регулятивные УУД:

-умение эмоционально настроиться на работу

II. Самоопределение к деятельности.

Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.



Цели:

- постановка учебной проблемы;

-выделение и формулирование познавательной цели;


7 мин











III . Игра «Ассоциации»


1 мин

 - Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?

- Почему мы не можем дать точного ответа?

- Чего не хватает? (слов)

- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью. Как вы думаете, чему будет посвящён наш проект?

-Назовите тему нашего урока. (Слайд 1)

Проект: « Рассказ о слове

Проблемный вопрос:

Всегда ли мы можем объяснить, что обозначает слово?

Какую цель поставим на уроке? (Слайд 3)

-Сегодня мы собираем информацию о разных словах. Значит какой тип проекта будет у нас …..

Для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (Слайд 4) 

- Как вы думаете, что можно узнать о слове?

-Итак, вопросы для исследования (Слайд 5)

 Слова будут у вас разные, но их объединяет одна тема.

Отгадайте загадку :

Лес разделся,

Неба просинь.

Это время года – (осень)

(Дети закрывают глаза. Я прохожу и касаюсь их по очереди рукой, а они называют «осенние слова)

-А у меня вот такие ассоциации, связанные с осенью. Посмотрите на слайд. №6 . Есть ли среди моих слов ваши ?


Прослушивание муз. фрагмента песни

Диалог с учителем


Формулирование темы и цели проекта





Уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про слово, как можно больше

Информационным




Познавательные УУД:

-повторение знаний,

приобретенных на уроке музыки и русского языка









Регулятивные УУД:

-целеполагание




Проектировочные УУД: 

-осмысливание задач;

-планирование этапов предстоящей деятельности;

-прогнозирование последствий деятельности;

IV. Подготовка к созданию проекта.


2 мин


Цели:

-выбор объекта исследования;

- составление плана работы;

-

.

-Ребята, вы уже распределились на группы, назначили ответственных, распределили обязанности. Время пришло выбрать среди «осенних слов» слово для исследования.

Обсудите в группах и примите единодушное решение.

-Назовите свои слова:

1 группа -

2 группа –

3 группа –

4 группа –

5 группа -

- Попробуем теперь узнать про слово, как можно больше, создав проект.

- Продукт нашего проекта будет представлен в виде статей о слове, которые мы объединим в небольшой сборник (Слайд 7)

Поможет вам в вашей работе план работы в группе.

Давайте мы его составим. (Слайд 7)

-Ребята, как вы думаете , где можно найти информацию о словах?

-Какими источниками информации воспользуетесь?

-Сегодня наш урок проходит в кабинете информатики не случайно.

-Как вы думаете, почему?

- Итак, мы будем искать информацию о словах в интернете и в словарях. - А кто знает, что такое СЛОВАРЬ? (Слайд 8)

-Какие бывают словари? (Слайд 9)

- Какие из них нам понадобятся? (Слайд 10)





Обосновывают выбор ответа.











Работают с информацией, представленной учителем


Работают с информацией,

представленной в  плане.




Ответы детей

Интернет, словари, телевидение, книги, газеты


Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества;

-умение вступать в диалог;

- умение договариваться


















Познавательные УУД:


-умение выбрать нужный источник информации

V. Информационно – операционный этап.

Работа  над проектом в группах.

 

22 мин.



Цель: создание проекта о слове








































































VI.Физкультминутка для глаз

2 мин.














































VII. Защита проекта

Презентация готового продукта проектной деятельности

7 мин.

- Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове . У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.

- А технологическая карта будет нашим путеводителем в работе над проектом.

-Ребята, работая в группе,  каждый из вас сможет внести свой вклад в создание статьи проекта.  

Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но помните,  что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи.

Задания в группах, работа над словами по плану:

1 группа -

2 группа –

3 группа -

4 группа  -

5 группа

Оформление словарной статьи

-Обратимся к технологической карте. Сначала нам нужно правильно написать слово.

Постарайтесь найти орфограмму. Какая, по- вашему мнению, в этом слове встречается орфограмма?

(Безударная гласная, непроверяемая - словарное слово - нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)

-В русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующее задание – это транскрипция

-Теперь посмотрите в технологическую карту.


ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.

- Какое первое задание дано в карте?

- Что такое лексическое значение слова?

- Определите лексическое значение слова

- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова?

- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию. Не забываем, что работаем в группе.

- Смотрим, сколько значений имеет слово?

- Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)


- Давайте вернемся к компьютеру и найдем там свои слова


- Так какой источник информации нам дает более полное лексическое значение слова?


- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 любое лексическое значение вашего слова


ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?

- А как вы думаете есть ли у вашего слова родственники?

- А родственные – это какие слова?

- Что значит однокоренные?

- Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»

- Какие однокоренные слова можно составить?

- С помощью чего можно дать более полный ответ?

- А как вы думаете какого?

- Найдите однокоренные слова, зачитайте.

- В свои словарные статьи под пунктом 2 запишите 3 однокоренных слова.


(упражнения для глаз)

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

- Опять обратимся к технологической карте.

Какой следующий пункт нашей статьи будет?

- Какую работу на данном этапе мы должны выполнить?

- А как вы считаете, можно ли подобрать синоним к этому слову?

- Давайте попробуем это сделать.

-Где будем искать синонимы?

- А как точно ответить на этот вопрос?

- Выполните данную работу под пунктом 3  на своих листах.

- Запишите в свою статью синонимы из словаря.

- А антоним можно подобрать?

- Если ДА, то какой?

- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос?

-- Где будем искать более точный антоним?

- Запишите в свою статью синонимы из словаря.

-А где же мы найдём фразеологизмы с вашими словами?

- Запишите в свою статью фразеологизмы из словаря.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.

- На этом этапе мы должны с вами выяснить,

есть ли у слова друзья (сочетаемость слова)?


ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.

Какое место занимает слово в русском фольклоре?

- О чём пойдёт речь?

- Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?

- Кто уже знает пословицу, в которой встречается ваше слово?

- Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить ( или нет)

- Как нам выйти из этой ситуации?

- Найдите и запишите одну пословицу, в которой встречается слово. – Самостоятельно найдите в интернете загадку с вашим словом и запишите в статью.

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.

- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты?

- Запишите предложение в свои словарные статьи


- Самостоятельно найдите в интернете стихи, где ваше слово встречается. Запишите предложение с вашим словом в статью.


После оформления, обучающиеся у доски зачитывают результаты работы своей группы.


Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания  и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.






Обучающиеся самостоятельно распределяют виды работ между собой. По мере выполнения работы они записывают результаты. Работа со словарями и Интернетом. Картинку раскрашивают и наклеивают внизу проекта)



Правописание слова. Орфограмма


Контроль. Корректирование своей деятельности (внесение исправлений в случае неправильного выполнения) Осуществление поиска информации в различных источниках



Лексическое значение слова


Ответы детей



Толковый словарь

Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).

Нахождение лексического значения слова в толковом словаре(2 чел.) Чтение ответа.

Работа на компьютере, поиск информации в интернете

Чтение ответов.


Словарь

Работа в статье.






Ответы детей





Наверное , есть



С помощью словаря

Словообразовательного

Работа в статьях.

Выполнение задания.

Проверка.



Ответы детей




Нужно обратиться к словарю

синонимов

Пара подает сигнал, поднятые руки.

Нахождение синонимов, чтение.


Ответы детей

Нужно обратиться к словарю

антонимов

Своими знаниями

Нам понадобится фразеологический словарь

















Запись.



Запись.



.

Предложение

Представители групп.

Регулятивные УУД:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества;

-умение вступать в диалог;

- умение договариваться;

-умение запросить

недостающую информацию у учителя;








Познавательные УУД:

Поисковые (исследовательские):  умения

-самостоятельно найти недостающую информацию;

-выдвижение предположения;

-установление причинно-следственных связей;

-поиск нескольких вариантов решения проблемы;



Коммуникативные УУД:

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов



Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,





Познавательные УУД: 

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель отдельных заданий



Коммуникативные УУД:

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.







Регулятивные УУД:

  - умение слушать собеседника;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

деятельности.



Познавательные УУД:

- поиск и выделение из источников необходимой информации



Коммуникативные УУД:

- умение договариваться,  находить общее решение;

-умение аргументировать своё предложение;

- умение убеждать и уступать;



Личностные УУД:

-умение выступить и защитить проект


Регулятивные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов



Презентационные:

-построение устного сообщения о проделанной работе;

-выбор различных средств наглядности при выступлении;

- навыки монологической речи;

-ответы на незапланированные вопросы


VIII. Подведение итогов проектирова-ния. Рефлексия деятельности


2 мин.




- Какую цель ставили при выполнении проекта? Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд 8)

А сейчас каждый из вас оцените свою работу в группах.

- Сегодня на уроке я узнал(а), ч

- Сегодня на уроке у меня получилось

- Сегодня на уроке мне трудно было

- Чтение учителем стихотворения о словах.







  У В. А. Солоухин.  “Слово о словах”
"Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно - то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя."

Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.

Осуществляют анализ работы на уроке


Формулируют конечный результат своей работы на уроке


Слушают стихотворение и думают, о чём хотел сказать его автор


РефлексивныеУУД:

-осмысливание собственной деятельности;

-осуществление самооценки;


IX. Домашнее задание.

1 мин

- К следующему уроку каждый сделает свой проект с любым словом.


Дифференцированное домашнее задание

















Оборудование:


Оборудование для учителя:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) презентация к уроку;

4) словари:

-толковый;

- орфографический;

-энциклопедический;

-фразеологический;

-словарь синонимов;

-словарь антонимов;

5) сборник пословиц и поговорок;


Оборудование для обучающихся:

-компьютеры;

- технологические карты;

-иллюстрации на тему «Осень» в виде раскрасок;

-учебник- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык. 3 класс». Просвещение, 2016г.;

-интернет – ресурсы ;

-цветные карандаши и ручки для оформления словарной статьи;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок. Русский язык. 3 класс. Проект "Рассказ о слове"

Автор: Дорогова Любовь Викторовна

Дата: 17.10.2018

Номер свидетельства: 480901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171550"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423677850"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "129842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415782849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства