Неделя 2 | День 08.04.2013г. | Занятие 2 |
Тема занятия | Анализ русской народной сказки «Сивка-бурка». |
Ссылки | Календарно- тематическое планирование |
Общая цель | Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путем правильно организованного текста. Воспитать у учащихся такие качества как честность, доброту, отзывчивость, сопереживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту. |
Результаты обучения | Ученик, владеющий знаниями, умеет анализировать художественное произведение: определять тему и идею. Умение давать оценочные суждения о характере героев об их поступках. |
Основные идеи | В процессе обучения учащиеся развивают навыки работы с текстом, умело вести диалог, беседу, находить зачин и сравнить содержание двух зачинов. |
Методы обучения | Объяснительный, метод беседа, обучение в сотрудничестве. |
Формы организации познавательной деятельности | Опережающее задание, работа в группе, индивидуально |
Ход урока |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг. момент (5мин) | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять, Многое хочу узнать. | |
| Класс делится на 2 группы по цвету. На столах лежат геометрические фигуры: квадраты красные и зеленые. | Учащиеся выбирают геометрические фигуры и садятся в ту группу, где находится, та или иная фигура. |
Подготовительный этап. | - Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлом уроке? | -Со сказкой Оценивание стикерами |
- А что же такое сказка? | |
Фронтальная работа диалог с классом | - Какие виды сказок вы знаете? | -Волшебные сказки, бытовые, о животных |
- Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры. | -Рассуждения детей |
- Какие сказки относятся к сказкам о животных? | -Волшебные |
- Какие сказки относятся к «волшебным»? | |
- Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? | Сказка «Сивка – бурка» |
- К какому виду сказок её можно отнести? Почему? | -Волшебная |
2. Рефлексия (1 мин) | Обратить внимание на то, какие эмоции на «лицах» смайликов | Должны прийти к выводу |
Позитивный настрой. | - Ребята, скажите какова тема нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?». | - Анализ русской народной сказки «Сивка – бурка». |
Вступительное слово учителя.
| -Сказка «Сивка – бурка» - одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка. | |
Физминутка | Слайд «Мышонок» | |
Актуализация знаний о сказках. 1. Присказка.
| Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». | «…Зачинается рассказ, Прямо к солнцу поднимался» |
От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой, И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой; И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает, Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. | |
Горы лесом поросли; Это присказка: пожди, Конь с златой узды сорвался. Сказка будет впереди». | |
2.Зачин. | -Что такое зачин? | -Зачин-это начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенное, перечисляются главные герои и Дается формула завязки. |
-Чтение»зачина» из сказки П.Ершова»Конек-горбунок» | -Ученик читает отрывок наизусть. (опережающее задание) |
-Сравните содержание этих двух «зачинов». Что вы заметили? | Ответы детей |
Анализ содержания сказки. 3.Основная часть. | -Определение главных черт характера героев.
| -И вот в трудной работе – «поймать злого вора» - раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев. |
- Как поступили старшие братья? | -Рассуждения детей |
- Что можно сказать об их характере? | - Лживые, трусливые, хитрые.
|
- Как поступил Иванушка? | |
- Какой он? | - Смелый, честный. |
- Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте. | -Чтение по книге |
- Кого поймал Иванушка? | -Зачин. |
-Найдите описание Сивки-бурки в тексте. | -«Жил-был старик» |
- Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня? | - Потому что они Иванушку считали дураком. |
- Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте. | - «посмеялись вволю», -«…Куда тебе, дурню? Людей смешить?» |
Отношение братьев и их жен к Иванушке. | Выборочное чтение.(Чтение отрывка из сказки.) |
Отношение к Иванушке Елены Прекрасной. |
- Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
| -Добрая, внимательная, отзывчивая. |
Найдите подтверждение в тексте. -Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине? | Выборочное чтение. |
- Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
| -За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа. |
4.Концовка. | -Чем заканчивается сказка? | Ответы детей. |
1.Назовите черты характера, присущие положительным героям. | Работа с кластером, групповая с делегированием. |
2.Какими отрицательными качествами обладает герой? -Выступление спикеров групп. |
Оценивание. | -Какие проблемы возникли при выполнении задания? -Оцените уровень успеха соседней группы. «5»-красное яблоко «4»-желтое яблоко «3»-зеленое яблоко | Учащиеся оценивают выступления групп, оценку показывают на кластере. |
Работа в паре | - Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»? | -Добро торжествует над злом, правда над ложью. |
Назовите черты характеров присущие положительным героям? | -Добрый, честный, скромный, отзывчивый, целеустремленный |
- Какими качествами обладают отрицательные герои? | -Хитрые, жадные, ленивые- |
- Кто из героев сказки вам понравился больше? | -Иванушка |
Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются? | (присказка, зачин, повторы, концовка)
|
- Можно ли считать эту сказку народной?
| -Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «...сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!» |
Итог урока. | - Чему научила вас эта сказка? | -Рассуждения детей |
- Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми? | |
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными. | Рассуждения детей |
-Что особенно вам понравилось на уроке? | Учащиеся высказывают, по желанию, свое мнение об уроке. |
-Какие цели были достигнуты? | |
7. Д/з | -Выставление оценок. 1.Перечитать сказку П.Ершова «Конек-горбунок.» | Суммативное оценивание |
8. Рефлексия. | Выставление оценок. Что понравилось на уроке? Какие цели были достигнуты вами? | Учащиеся высказывают, по желанию, своё мнение об уроке. |
| СПАСИБО ЗА УРОК!!! | СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!!!! |