kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку по теме: «Число имён существительных» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа  имени существительного.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: «Число имён существительных» 3 класс»




Открытый урок по русскому языку

по теме:

«Число имён существительных»

3 кл


Тема урока: «Число имен существительных»

Цель урока:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа имени существительного.   

Обучающие задачи:

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию речи, внимания.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного;

  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения числа имени существительного;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению формы числа имён существительных;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:

* знание о постоянных и непостоянных признаках существительного,

* умение применять знания в жизненных ситуациях;

* умение определять число имён существительных.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В. П. Канакиной, ноутбук, проектор, карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!


II. Актуализация опорных знаний.

- Откройте тетради и запишите число. Сегодня 22 января. Классная работа.


Минутка чистописания.

Дд Дн Ду …

Днепр Дунай Днестр

- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)

- Прочитайте слова, напечатанные на карточках:


Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.


- Найдите лишнее слово. (Холодная, голодные)

- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

- Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его.

- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ.,нариц.)


III. Самоопределение к деятельности.

Формулировка задачи.

Слайд №1

- Прочитайте слова: Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные)

- Разделите данные имена сущю на две группы. Запишите в тетрадь.

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?

- Почему именно эти существительные? (объясняют)

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)

- Проверяем:

Слайд №2

флаг флаги

Страна страны

Поле поля

- Как вы думаете им. сущ. из первого столбика находятся в форме ед. ч. или мн. Ч.? (отвечают)

- Значит, им. сущ. второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме… (мн. числа)

Слайд №3

Единственное число Множественное число

Флаг флаги

Страна страны

Поле поля

- Прочитайте написанные слова парами.

- Как в данном случае изменяются имена существительные? (Изменяются по числам.)

- Изменение имён существительных по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

- Сформулируйте тему урока.

Слайд№4 «Число имён существительных»

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник.

IV. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

Игра «Наоборот»

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа - …, вёдра - …, сапог - …, воробей - …, поле - …, шапка - …, карандаши - …, яблоко - … . (Дети отвечают по цепочке).

- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?

- Какое встретилось одушевлённые им. сущ.?

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.



  1. Работа по учебнику (с. 20 у.28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Пчела – пчёлы девочка – девочки

Учитель – учителя книга - книги

Озеро – озёра страна - страны

Деревня – деревни кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания

V. Физминутка.

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)


VI. Закрепление изученного материала.

1. Дифференцированная работа

1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.

Проверка:

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

2-ой уровень: работа у доски

- Поставить сущ. в форму мн. ч.

Пирог – альбом -

Яблоко – конверт -

Дорога - огород –

Проверка: Кому было трудно выполнять задание?

- Кто не испытывал трудностей?


2. Проблемная ситуация.

- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

- Поставьте слова в форму мн. ч. Слайд №5

Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.

-Проверяем:

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.?

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.

- Употребляются только в форме ед. числа: Слайд №6

Мёд, молоко, творог, соль.

- Запишем их в строчку через запятую:

- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.

- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.


- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)


4. Работа в группе.

-Сейчас нам предстоит работать в группе.

- Возьмите карточку.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)

(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)

Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей _______. В качестве сюрприза решили испечь ей ______. Для этого взяли два стакана _____, налили полстакана ______, разбили в тесто три ______, добавили для сладости ______ и чуть-чуть _______. Сверху всё украсили _______. Наш сюрприз понравится маме!

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)

- А что вы можете сказать о других именах сущ. , которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).

5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.

пальто (карточка на доске)

- Что вы можете о нём сказать?(Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)

-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи .

- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате …?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без…

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё …!

- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)

- А мы запишем предложение:

Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.

VII. Рефлексия

- Оцените собственные результаты по изученной теме.

  • Я знаю ………………………………………

  • Я умею ……………………………………….

  • У меня получается ……………….................

  • Я могу ………………………………………..

  • Мне ещё надо поучиться …………………….

  • Мне ещё трудно ………………………………

- Оцените работу на уроке.

VIII. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведём скорей итог!

- Какие тайны скрывает число имён существительных?

(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)

- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.

(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)

- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)

IX. Домашнее задание.

с.21 у.32 / карточка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку по теме: «Число имён существительных» 3 класс

Автор: Абдурахманова Лаюза Сиражудиновна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 529110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок русского языка. Тема: Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-tiema-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "201930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429154388"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок русского языка в 4 классе  «Имя прилагательное» "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "172981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423910518"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства