kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку на тему "Понятие об окончании "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.Проеден открытым уроком в Сабнавинской средней школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Понятие об окончании "»

Дербентский район

МКОУ «Сабнавинская СОШ»









Открытый урок по русскому языку на тему :

«Понятие об окончании»

(4-б класс)

Провела учитель начальных классов

МКОУ «Сабнавинская СОШ»

Гасанова Суна Бабаевна

12.10.2017 год

Тема урока: Понятие об окончании.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса “Русский язык” /В.П.Канакина/

  • ПК, презентация в слайдах  

  • карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки для оценивания.

Планируемые результаты

формулировать определение окончания

определять значимость окончания в слове

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;

  • наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;

  • анализировать информацию представленную в учебнике

  • проявлять интерес к русскому языку, культуре речи;

  • уметь взаимодействовать с товарищами при работе в паре, группе



Ход урока

Орг. Момент.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

-Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число и слова “Классная работа”.

- самоопределение (Л);

- планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о частях речи, составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции.

А хотите узнать, кто ещё пришёл к нам на урок? Слушайте загадку.

Знают взрослые и дети,Что упал с другой планеты — Фиолетовый зверек,Детям маленьким дружок.(Лунтик)

  1. Минутка чистописания

Работа по таблице. Слайд 2. Как вы думаете, почему мы будем писать две буквы л, Л (Лунтик –это имя сказочного героя)

- Вспомните гигиенические правила письма. - Запишите эти буквы, повторяя до конца строки

  1. Словарная работа.

Запишите имя сказочного героя. Лунтик.

- Назовите орфограмму.

- Определите корень слова.

- Что знаете о корне?

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).

- Как правильно подобрать однокоренные слова?

- Подберите. (Варианты детей). Запишите.

Самоопределение к деятельности

По становка проблемы

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения, согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания

  • Возникновение проблемной ситуации

Мне маму рассказали сказкой Лунтике. Слайд 3.

- Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему?

  • Постановка проблемы

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в группах.

( Вывод: Предлог нужен – (о, про)).

- Какое получилось предложение?

Мне мама рассказала сказку про Лунтика.

запись в тетрадь / 1 ученик у доски

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова? (Окончание)

  • Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание надо было выполнить?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).

- Сформулируйте тему урока.

- Какая часть слов не изменяется? (Корень)

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Работа по теме урока

1.Работа с текстом

-Прочитайте предложения

Дача Лунтика находится за городом. Каждое лето Лунтик ездит на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача)! Слайд 4.

-Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения стали понятны? (изменить форму слова дача).

- Спишите, обозначая орфограммы. Выделите корень.

/Комментированное письмо/проверка/ Слайд 5.

- Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова.

Вывод: Меняется только форма слова, лексическое значение остается прежним.

-Где стоит часть слова, которая меняется?

-Отметьте изменяемую часть слова графически

- Как называется новая часть слова?

- Для чего она служит?

Сделайте вывод. (Изменяемая часть слова – это окончание)

(Окончание служит для связи слов в предложении).

Обобщим.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Слайд 6.

Физминутка для глаз

Проследите глазами

Презентация

2.Работа по карточкам. Слайд 7.

Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса Сова

Пушистый хвост у ….. Гнездо ……………..

Долго выслеживал … Увидел……………..

Любовался…… Грустил о ………………..

Много сказок о …….. Любовался ………………



Волк

Охотился на ……………..

Дал еду …………………..

Любовался ……………….

Говорили о ………………



- Что происходило с окончанием?

- Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках, на доске:

ЛИСА, СОВА, ВОЛК.

- Выделите окончания. Подчеркните основу слова.

- Что вы заметили? /Нет окончания/

Такое окончание называют нулевым. Обозначают его таким же знаком.

  • Выделение нулевого окончания

Физминутка с Лунтиком Слайд 8.



3.Работа по учебнику. Упр.146,с.80

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант – 1часть, мальчики

2 вариант – 2часть, девочки

-Прочитайте слова без окончаний.

-Если бы вы не знали этих строк из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», смогли бы вы понять их содержание? Прочитайте, дополняя слова окончаниями. Что изменилось?

-Спишите, вставляя в слова пропущенные окончания. Выделите их.

Взаимопроверка



Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления;

организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.

1.Найдите лишнее слово в каждой строке Слайд 9.

1)Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.



2.Выберите правильные утверждения : Слайд 10.

  • Окончание – часть предложения.

  • Окончание – изменяемая часть слова.

  • Окончание – это часть речи.

  • Окончание служит для связи слов в предложении.

  • У одного и того же слова могут быть разные окончания.

  • Окончание – это безударная гласная.

Итог урока

- что нового вы узнали на уроке?

- Что такое окончание?

Оцените свою работу на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание, помочь другим.

  • Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

  • Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

Домашнее задание: с. 80. Упр. 145, правило Слайд 11.

-Всем спасибо за работу! Урок закончен. Слайд 12.


 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку на тему "Понятие об окончании "

Автор: Гасанова Суна Бабаевна

Дата: 20.09.2020

Номер свидетельства: 557930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства