Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме "Мягкие и твердые согласные звуки и буквы"»
Русский язык 2 класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цель: повторить способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме, формировать орфографическую зоркость.Формировать умение анализировать, обобщать материал; формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности; формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; формировать ценностное отношение к русскому языку; воспитывать доброжелательность, терпимость;развивать навыки сотрудничества во время работы в парах.
Оборудование: рабочие листы по количеству детей; синяя и зелёная ручки; карточки с “половинками; разрезные карточки – собери пословицу; смайлики по количеству детей.
Ход занятия:
Один, два, три, четыре, пять
Пора урок наш начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Ребята, посмотрите вверх, вниз, налево, направо. У нас сегодня присутствуют на уроке гости. И я тоже гостья на вашем уроке. Поприветствуйте всех и начнём работу.
В гости принято приходит с подарками, я вам принесла привет от (……забыла от кого)
На столах лежат карточки с “половинками” слов
– Прочитайте слова, допишите их в карточках и скажите какое слово лишнее? (Зима)
По какому признаку определили лишнее слово? )(вьюга – метель – пурга – близкие по значению, погодные явления)
Совершенно верно, привет от зимы (конверты с разрезными снежинками)
– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу (работа в командах – дети выкладывают название месяцев по порядку)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (не если не будем трудиться, у нас ничего получится)
– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться. Записываем пословицу в рабочих листах
А я взяла с собой ещё двух помощников:
Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь Злые силы превозмочь Чудеса творят любые И совсем они не злые Им не нужны учебники Ведь их зовут вол..(..шебники)
Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.
[Т . м] [Т' . м] -где спрятался Том (в имени Том первый звук твердый, в имени Тим – мягкий)
– чтобы мы могли их различать оденем Тому синий колпак, Тиму зеленый колпак (в рабочих листах раскрашиваем колпаки гномиков)
Кто в команде Тома? Поднимите руки, а теперь кто в команде Тима? Поднимите руки.
Мне пришла телеграмма, я ничего не понимаю, помогите прочитать и исправить ошибки.
Ребата, напрясно старалысь.
Ми лубым путать колпакы.
Физкультминутка.
Очень ловко скачут зайки –
Раз, два, три, раз, два, три,
Скачут, скачут на лужайке –
Посмотри, посмотри!
Вот присели, встали – сели,
Вправо, влево поглядели.
А потом они опять
Дружно начали скакать.
Вправо – влево поглядели
И за парты тихо сели.
.
У нас проблема:
важно ли уметь обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами вспомнить какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме, и какими буквами обозначается твёрдость согласных звуков на письме. Будем выполнять испытания. Готовы?
Первое испытание «Засели домик» (АОУЕЮЭЫЁЯИ)
–С какими гласными буквами дружит Том? С какими - Тим?
А-я
О-ё
У-ю
Ы-и
Э-е
Второе испытание «Всё мы делим пополам»
По какому признаку можно разделить слова на группы?
Лютик, тыква, кабачок, пион, капуста, тюльпан, картошка, морковь, незабудка. (по первому звуку : твердый или мягкий; по лексическому значению: цветы или овощи)
Работа по вариантам.
1 вариант выписывает слова для Тима, второй – для Тома.
Лютик, пион, тюльпан, незабудка.
Тыква, кабачок, картошка, морковь капуста.
Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)
То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.
Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место.
На берозах стучат датлы. Серожа и Пета кормят индука. У Вали завали цвети. Луся лубит вышни. Ката грела утуг.
Четвертое испытание «Запиши пару»
нос – нёс
в . з - вёз
лук – л . к, зав . л - завял б . ть - бить
Чем отличаются слова в паре?
Вывод – слова отличаются гласными буквами, согласными звуками и лексическим значением. Если мы неправильно напишем одну букву, изменится значение слова.
Сможем ответить на вопрос важно ли уметь обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки (ответы детей) ?
Рефлексия: ребята, у вас на столах лежат смайлики, дорисуйте их, показав своё настроение.
Кто может о себе сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные звуки и могу помочь другу», поднимите смайлики.