•формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;
•формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
•умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
•анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
•умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;
•умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
• образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
• развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
• воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.
.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебноговзаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Орг.момент 2 мин. | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | | фронтальная | Приветствую учеников. Проверяю готовность к уроку. Психологический настрой на урок В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Пусть в течение всего урока солнце помогает вам! | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку, настраиваются на положительное отношение к уроку. | |
Актулизация знаний | Целеполага-ние и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания:отличительные признаки у млекопитающих, у птиц. | Беседа по уточнению и конкрети-зации. | Фронтальная и групповая | Предлагает ответить на вопросы: каким образом можно разделить животных на группы?( млекопитающие, птицы)? - Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц. ( Число ног - 4, тело покрыто шерстью , детёнышей вскармливают молоком. Число ног - 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и хвост ). Какое животное для нас новое?( муравей) Демонстрирую фотографии насекомых, помогая определить тему урока . Подвожу учащихся к цели урока: «узнать отличительные признаки насекомых» и ставим задачи: 1.Определить части тела насекомых; 2. Узнать чем питаются насекомые, где живут. 3. Овладеть основными знаниями о жизни насекомых | Отвечают на вводные вопросы и формулируют выводы о полученных знаниях о животных разных групп и их отличительных признаках. Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют общие и отличительные признаки | |
Практический этап | | Анализ и обсуждение строение тела насекомых. Сравнение насекомых. | групповая | Части, насечка - У вас на партах находится насекомое. -Из скольких частей состоит тело насекомого? -Я делаю первый надрез. Как назовём первую часть? -Делаю второй. Что у него посередине? - Как назовём третью часть? -Мы наметили надрезы на теле. А как назвать надрез другим словом с тем же значением? Как сказать тоже по-другому? ( если дети не назовут, тогда подскажет учитель) надрез зарубка насечка (к/ч могут чередоваться) - На какое слово похоже? -Так почему назвали «насекомые»? Насекомые от слова насечки, которыми разделено тело насекомых. - На какие части разделено тело насекомых? - Это у всех насекомых? -Значит, будем считать это общим признаком. Лапки - Сколько лапок? Это у всех? Ещё один признак. - А какие лапки: прямые или изогнутые? -На что похожи? (на лесенку) - Каждый отрезок учёные решили назвать членик. Поэтому насекомых ещё называют членистоногие. - Пока вы присоединяете лапки, подумайте, а почему мухи могут ползать по потолку? Крылышки - Сколько крылышек? А муравьи? -Это общая черта? Глазки - Сколько глаз? -Интересно, что насекомые хорошо видят своими огромными глазами. Их глаза состоят из множества простых маленьких глазков. Они могут видеть даже сзади, не поворачивая при этом головы. Чувствительные усики - Что у насекомых на голове? - Зачем они? -Это общая черта? -Посмотрите на картинки и на наше насекомое. Назовите общие признаки. 3 части 6 лап глаза усики - Какое из них есть только у насекомых? - Проверим ваш вывод по учебнику. Посмотрите на стр.45. Найдите нужное предложение в выводе, который напечатан в рамке. - Мы были правы? | На раздаточных моделях муравья вместе с учителем делаютнасечки, обозначая каждую часть тела насекомого, находят отличительные признаки насекомых , особенности строения тела. | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; |
Обобщающий этап | Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике. умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Практическая работа | В парах и группе. | Организую работу пар и групп, слежу за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. -Что теперь мы знаем? Таблица Отделы тела насекомых Голова туловище брюшко Кроссворд на доске с разгадыванием ключевого слова | Заполняют таблицу, проговаривают и запоминают отличительные признаки | Лчностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую инфор-мацию; умение ориентироваться в тексте |
Физ. Минутка. | | | | 6). Физминутка. - Ребята, давайте вспомним физминутку про "Кузнечика" и отдохнём. Поднимайте плечики раз, два, раз, два Прыгайте кузнечики Прыг-скок, прыг-скок, Сели, травушку покушали Тишину послушали Тише, тише высоко Прыгай на носках легко. - А что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. - Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка? - А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании крыльев кузнечиков есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой и напоминающая зеркало. И вот когда кузнечик поднимает крылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся скрипучий звук. У кузнечика длинные задние ноги с сильными мышцами, которые служат для резкого скачка вверх. Пение кузнечиков -нечто иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты. - А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках, и представляют они собой узкие щели. Ребята, а сейчас я хочу показать вам небольшие отрывки про насекомых. Доп. Материал. 7). Физминутка "Стрекоза" Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась Раз-росой она умылась Два-изящно покружилась Три нагнулась и присела На четыре-полетела У реки остановилась Над водою закружилась. | | |
Обобщение | Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка) умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | | Фронталь-ная | Проверка. - Так сколько же частей тела у насекомых? (3 ) Назовите отличительные признаки насекомых. - Ребята, а вы видели насекомых? Где же они обитают? Где их можно встретить? Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве. Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах? - Подумайте, а чем питаются насекомые? - Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки - кровью человека и животных. Ребята, с какими насекомыми мы с вами познакомились на уроке? (Стрекозы, светлячки, кузнечики, жук-олень, бабочки). Как нужно обращаться с насекомыми? - Мы узнали только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. - Наука о насекомых называется "энтомология" - Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами . Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом. - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий | Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод об отличительных признаках насекомых . | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
Рефлексия. Итог урока. | | | | Подводим итог урока: что знали, что узнали, что хотим узнать?Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов. - Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно - возьмите зелёные цветочки. - У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий - красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску). -Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась! Прощание с классом. Спасибо за старание. Ведь главное - желание, А навыки и знания С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока - Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда! | Самостоятельно подводят итог урока. Сравнивают с ответами в учебника и проводят анализ прочитанного. | |