kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока " Природные зоны России" использовалась на уроке окружающий мир в 4 классе.Урок построен с использованием современных методов и  приёмов обучения (позволяющих решить современные проблемы начального образования в соответствии с ФГОС): мотивационное начало, исследовательская деятельность, поиск, самостоятельная подготовка к уроку и творческое самовыражение  детей; применялась форма групповой работы, которая является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала; провели два вида оценки: самооценка и взаимооценка; использовались проблемные ситуации, моделирование учебного материала. Дети учились самостоятельно добывать новые знания, накапливать информацию, делать выводы и умозаключения, сочетать теорию с практикой. Были задействованы средства (ИКТ технологии), помогающие вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, создать творческие лаборатории, в которых каждый ученик смог  участвовать в конструировании и решении проектных задач. На уроке реализовывались важнейшие принципы естественнонаучного образования: принципы научности и экологизации знаний. Урок содержит минутки отдыха, игровые моменты, музыкальные минутки, чёткое чередование видов деятельности (применение здоровьесберегающих технологий). 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России".»

Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе

Саляхова Фания Фаткулисламовна учитель начальных классов

Тема: Природные зоны России.

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России.

  • Установить основные причины изменения природы для развития хозяйства.

  • Показать значения разнообразия природы для развития хозяйства.

  • Учить учащихся анализировать изученный материал и делать выводы.

  • Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.

  • Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.

Оборудование: мультимедиопроектор, компьютерная презентация, карта природных зон России, атласы, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные цифровые сигналы, перфокарты, индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, энциклопедии о животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (чтение стихотворения наизусть)

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма

II. Актуализация знаний учащихся

– Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем.
– Что мы изучали? Природные зоны России. (Приложение, 1 слайд)
– А что такое природные зоны? (Приложение, 2 слайд). Природные зоны – это территория, где все природные явления связаны между собой.
– Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. А почему? (Мнение учащихся).
– Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. (Показываю на карте)

III. Проблемная ситуация

– Какую площадь занимает наша Родина? (17,1 млн.кв.км)
– На территории нашей страны могут поместиться почти:

  • два таких государства как США;

  • 46 каких государств, как Япония;

  • 56 таких государств, как Италия.

Показываю на карте. Учащиеся работают с индивидуальным атласом (политическая карта). 
– Как вы думаете, велика ли протяженность границ России? Хотите узнать?

IV. Решение проблемной ситуации

– Чтобы это узнать, нужно решить следующую задачу.

Задача. Протяженность сухопутных границ 17000 км. Это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы? (Приложение, 3 слайд)

Учащиеся работают в группах, ответы на файлах.

– Какая это задача? (В косвенной форме).
– Как понимаете значение словосочетания (Cухопутные границы)

Зачитываю толкование слова из словаря.

– Как нашли протяженность морских границ?

Вывешиваем на доску ответы каждой группы.

– Как находили ответ на вопрос задачи?

Команды получают жетон за правильный ответ.

– Кто помнит длину экватора? 40000 км. Что больше?(Приложение, 4 слайд)
– На сколько больше длина границ России, чем длина экватора? (На 20000 км) (Приложение, 4 слайд).
– Протяженность границ России в 1,5 раза больше экватора. Узнав протяженность границ России, какой можем сделать вывод?
– Убедились, как велика Россия. Поэтому она имеет такое разнообразие природных зон.

V. Обобщение по природным зонам

– А теперь мы отправимся в путешествие по природным зонам России. Вы нам расскажите, что интересного, полезного, необычного узнали вы?
– Вот вам пришли письма. (Учащиеся берут конверты с письмом)
– По описанию вы должны определить откуда пришло письмо и от человека какой профессии.
– Как только вам станет ясно, откуда весточка, покажите карточку, соответствующую природной зоне.

(Учащиеся читают письма, коллективно обсуждают)

Первое письмо (Приложение, 5, 6 слайды)

…Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…

Второе письмо (Приложение, 7, 8 слайды)

…В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет полярники…

Третье письмо (Приложение, 9, 10 слайды)

…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…

Четвертое письмо (Приложение, 11, 12 слайды)

…Здесь – очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если ты будешь дожидаться темноты, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится.

Пятое письмо (Приложение, 13-15 слайды)

…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с папой одна забота – сохранять это богатство от огня.

1 письмо – Пустыня (водитель, путешественник)
2 письмо – Крайний Север (полярники)
3 письмо – Степь (учитель)
4 письмо – Тундра (врач)
5 письмо – Лесная зона (лесник, пожарный)

– Видите, ребята, как необходимы люди разных профессий во всех уголках нашей страны, во всех природных зонах.

(Даю жетон команде за правильный ответ)

VI. Закрепление изученного материала

– В каком направлении мы изучали природные зоны? Назовите природные зоны? (Приложение, 16 слайд)
– Изменились ли природные условия? Растительный и животный мир? Занятия людей?
– От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны)

1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу. 
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей.

– Какой можно сделать вывод?
– В природе всё взаимосвязано. Жизнедеятельность человека тесно связана с природой!

VII. Проверка знаний учащихся (Работа в группах)

– Какие взаимосвязи существуют в природных зонах.

* Определите экологическую цепочку и природную зону (Приложение, 17 слайд)

а) ягель – олень – волк (тундра)
б) зерно – суслик – орел (степь)
в) растения – тушканчик – змея (пустыня)
г) водоросли – рачки – рыбы – чайки (арктика)
д) дуб – сойка – сова (лес)

Учащиеся читают задание, по команде поднимают карточку с обозначением природных зон, получают жетон за правильный ответ. (Приложение, 18-22 слайды)

VIII. Физическая минутка

– Важны ли эти взаимосвязи в природной зоне?
Например: на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать их, истребили очень много. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 1,5 раза. Волки то были природными санитарами.
– Это всё составляет природное равновесие? В природе всё взаимосвязано: неживая природа и живая, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого.
* Какое природное равновесие нарушилось? Найдите лишний объект и обоснуйте свой ответ.

а) верблюжья колючка, тюльпан, саксаул
б) верблюд, медведь, лось
в) тополь, берёза, саксаул
г) олень, медведь, лемминг(2 варианта ответа)
д) ящерица, черепаха, бархан.

(Запись на доске, уч-ся советуются и дают обоснованный ответ)

*IX. Самостоятельная работа

Определите природную зону по описанию (инд. задания)

( ) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
( ) – это природная зона с большой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи и лишайники.
( ) – это природная зона, которая лишена растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
( ) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.

Самопроверка по эталону (Приложение, 8 слайд)

– Почему растения и животные проживают в определенных природных зонах? (Приспособились)
– От чего зависит состояние растений? (От сочетания тепла и влаги)
– Что зависит от растений? (Животный мир – фауна)
– А зависит ли деятельность человека от того, в какой природной зоне он проживает? Как зависит?
– Назовите основные занятия жителей тундры – оленеводство, охота, рыболовство. Степь – растениеводство, животноводство.
– А мы в какой природной зоне живем? (Лес, лесостепи, степи)
– Что развито в нашем крае? (Промышленность, деревопереработка, лесозаготовки, животноводство, растениеводство)

X. Охрана природных зон

– Человек пользуется природными богатствами? Они не безграничны. Всё больше загрязняется воздух, вода, а они необходимы для жизни человека, растений и животных. В результате жизнедеятельности многие животные и растения занесены в Красную книгу.
– Почему эта книга получила такое название? Растениям и животным внесенным в Красную книгу угрожает огромная опасность , они могут навсегда исчезнуть с лица земли.

В Красную книгу занесены: (уч-ся показывают карточку природной зоны) (Приложение, 23 слайд)

1. Белый медведь, морж.
2. Северный олень, лебеда, краснозобая казарка , розовая чайка.
3. Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, журавли.
4. Дрофа, аист, сокол.
5. Туранский тигр, гепард, джейран.

Это далеко не полный перечень животных внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств. В каждой природной зоне есть заповедники. На крайнем севере «Остров Врангеля». В зоне тундры на Таймырском полуострове. В тайге находится гордость России – всемирно известный Баргузинский заповедник, около озера Байкал.
– В нашем Зеленодольском районе, какой есть заповедник? (Волжско-Камский заповедник – это Раифская часть заповедника).

Рассказ учащихся о заповеднике, просмотр 25-29 слайдов Приложения.

– К сожалению не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы сохранить всю эту красоту.
– Что мы можем сделать для охраны родной природы?
– Прежде всего, соблюдать правила поведения в природе.

XI. Домашнее задание

  • Составить правила поведения в природе , нарисовать запрещающие знаки.

  • Найти сведения о других заповедниках России.

– Все мы должны понимать слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину». (Приложение, 24 слайд)

XII. Итог урока

– Какая у нас Родина? Большая и богатая. Вы многое о ней узнали, готовили рефераты, изучали справочную литературу, искали информацию в Интернете. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Вы продолжите эту тему в старших классах, когда будете изучать географию. Узнаете, что первую характеристику природным зонам дал Лев Семенович Берг, что их можно назвать ландшафтными и географическими.

1. Итог работы в группах

– Сосчитайте жетоны, которые вы заработали. Кто у нас знаток природных зон? (Подводится итог)

2. Рефлексия

– В какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?
– У кого остались вопросы покажите – «?»
– Если вам всё понятно, и вы многое узнали – покажите «!»
– Спасибо за урок.

5.02.2010

Поделиться страницей:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России".

Автор: Саляхова Фания Фаткулисламовна

Дата: 09.08.2019

Номер свидетельства: 517499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по окружающему миру «Природные зоны России. Пустыни»"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_prirodnyie_zony_rossii_pustyni"
    ["file_id"] => string(6) "431112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507305522"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Материалы к уроку окружающего мира "Природные зоны России" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "matierialy_k_uroku_okruzhaiushchiegho_mira_prirodnyie_zony_rossii_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "365818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480877291"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок окружающего мира в 4 классе Тема:"Россия-страна лесов" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-rossiia-strana-liesov"
    ["file_id"] => string(6) "121786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414072250"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства