Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России".
Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России".
Данная разработка урока " Природные зоны России" использовалась на уроке окружающий мир в 4 классе.Урок построен с использованием современных методов и приёмов обучения (позволяющих решить современные проблемы начального образования в соответствии с ФГОС): мотивационное начало, исследовательская деятельность, поиск, самостоятельная подготовка к уроку и творческое самовыражение детей; применялась форма групповой работы, которая является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала; провели два вида оценки: самооценка и взаимооценка; использовались проблемные ситуации, моделирование учебного материала. Дети учились самостоятельно добывать новые знания, накапливать информацию, делать выводы и умозаключения, сочетать теорию с практикой. Были задействованы средства (ИКТ технологии), помогающие вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, создать творческие лаборатории, в которых каждый ученик смог участвовать в конструировании и решении проектных задач. На уроке реализовывались важнейшие принципы естественнонаучного образования: принципы научности и экологизации знаний. Урок содержит минутки отдыха, игровые моменты, музыкальные минутки, чёткое чередование видов деятельности (применение здоровьесберегающих технологий).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.
Оборудование: мультимедиопроектор, компьютерная презентация, карта природных зон России, атласы, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные цифровые сигналы, перфокарты, индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, энциклопедии о животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (чтение стихотворения наизусть)
Мой край – моя земля, Родимые просторы! Мой край, как ты велик! С границы до границы. И скорый поезд напрямик В неделю не домчится. И быстрокрылый самолет Летит неумолимо. На Север книжки он везет И яблоки из Крыма
II. Актуализация знаний учащихся
– Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем. – Что мы изучали? Природные зоны России. (Приложение, 1 слайд) – А что такое природные зоны? (Приложение, 2 слайд). Природные зоны – это территория, где все природные явления связаны между собой. – Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. А почему? (Мнение учащихся). – Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. (Показываю на карте)
III. Проблемная ситуация
– Какую площадь занимает наша Родина? (17,1 млн.кв.км) – На территории нашей страны могут поместиться почти:
два таких государства как США;
46 каких государств, как Япония;
56 таких государств, как Италия.
Показываю на карте. Учащиеся работают с индивидуальным атласом (политическая карта). – Как вы думаете, велика ли протяженность границ России? Хотите узнать?
IV. Решение проблемной ситуации
– Чтобы это узнать, нужно решить следующую задачу.
Задача. Протяженность сухопутных границ 17000 км. Это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы? (Приложение, 3 слайд)
Учащиеся работают в группах, ответы на файлах.
– Какая это задача? (В косвенной форме). – Как понимаете значение словосочетания (Cухопутные границы)
Зачитываю толкование слова из словаря.
– Как нашли протяженность морских границ?
Вывешиваем на доску ответы каждой группы.
– Как находили ответ на вопрос задачи?
Команды получают жетон за правильный ответ.
– Кто помнит длину экватора? 40000 км. Что больше?(Приложение, 4 слайд) – На сколько больше длина границ России, чем длина экватора? (На 20000 км) (Приложение, 4 слайд). – Протяженность границ России в 1,5 раза больше экватора. Узнав протяженность границ России, какой можем сделать вывод? – Убедились, как велика Россия. Поэтому она имеет такое разнообразие природных зон.
V. Обобщение по природным зонам
– А теперь мы отправимся в путешествие по природным зонам России. Вы нам расскажите, что интересного, полезного, необычного узнали вы? – Вот вам пришли письма. (Учащиеся берут конверты с письмом) – По описанию вы должны определить откуда пришло письмо и от человека какой профессии. – Как только вам станет ясно, откуда весточка, покажите карточку, соответствующую природной зоне.
(Учащиеся читают письма, коллективно обсуждают)
Первое письмо (Приложение, 5, 6 слайды)
…Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…
Второе письмо (Приложение, 7, 8 слайды)
…В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет полярники…
Третье письмо (Приложение, 9, 10 слайды)
…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…
Четвертое письмо (Приложение, 11, 12 слайды)
…Здесь – очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если ты будешь дожидаться темноты, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится.
Пятое письмо (Приложение, 13-15 слайды)
…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с папой одна забота – сохранять это богатство от огня.
1 письмо – Пустыня (водитель, путешественник) 2 письмо – Крайний Север (полярники) 3 письмо – Степь (учитель) 4 письмо – Тундра (врач) 5 письмо – Лесная зона (лесник, пожарный)
– Видите, ребята, как необходимы люди разных профессий во всех уголках нашей страны, во всех природных зонах.
(Даю жетон команде за правильный ответ)
VI. Закрепление изученного материала
– В каком направлении мы изучали природные зоны? Назовите природные зоны? (Приложение, 16 слайд) – Изменились ли природные условия? Растительный и животный мир? Занятия людей? – От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны)
1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим. 2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу. 3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над линией горизонта и продолжительность зимы и лета. 4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы. 5. От состава почвы зависит растительность. 6. От растительности зависит животный мир и занятия людей.
– Какой можно сделать вывод? – В природе всё взаимосвязано. Жизнедеятельность человека тесно связана с природой!
VII. Проверка знаний учащихся (Работа в группах)
– Какие взаимосвязи существуют в природных зонах.
* Определите экологическую цепочку и природную зону (Приложение, 17 слайд)
Учащиеся читают задание, по команде поднимают карточку с обозначением природных зон, получают жетон за правильный ответ. (Приложение, 18-22 слайды)
VIII. Физическая минутка
– Важны ли эти взаимосвязи в природной зоне? Например: на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать их, истребили очень много. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 1,5 раза. Волки то были природными санитарами. – Это всё составляет природное равновесие? В природе всё взаимосвязано: неживая природа и живая, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого. * Какое природное равновесие нарушилось? Найдите лишний объект и обоснуйте свой ответ.
(Запись на доске, уч-ся советуются и дают обоснованный ответ)
*IX.Самостоятельная работа
Определите природную зону по описанию (инд. задания)
( ) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. ( ) – это природная зона с большой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи и лишайники. ( ) – это природная зона, которая лишена растительного покрова, встречаются мхи и лишайники. ( ) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.
Самопроверка по эталону (Приложение, 8 слайд)
– Почему растения и животные проживают в определенных природных зонах? (Приспособились) – От чего зависит состояние растений? (От сочетания тепла и влаги) – Что зависит от растений? (Животный мир – фауна) – А зависит ли деятельность человека от того, в какой природной зоне он проживает? Как зависит? – Назовите основные занятия жителей тундры – оленеводство, охота, рыболовство. Степь – растениеводство, животноводство. – А мы в какой природной зоне живем? (Лес, лесостепи, степи) – Что развито в нашем крае? (Промышленность, деревопереработка, лесозаготовки, животноводство, растениеводство)
X. Охрана природных зон
– Человек пользуется природными богатствами? Они не безграничны. Всё больше загрязняется воздух, вода, а они необходимы для жизни человека, растений и животных. В результате жизнедеятельности многие животные и растения занесены в Красную книгу. – Почему эта книга получила такое название? Растениям и животным внесенным в Красную книгу угрожает огромная опасность , они могут навсегда исчезнуть с лица земли.
В Красную книгу занесены: (уч-ся показывают карточку природной зоны) (Приложение, 23 слайд)
Это далеко не полный перечень животных внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств. В каждой природной зоне есть заповедники. На крайнем севере «Остров Врангеля». В зоне тундры на Таймырском полуострове. В тайге находится гордость России – всемирно известный Баргузинский заповедник, около озера Байкал. – В нашем Зеленодольском районе, какой есть заповедник? (Волжско-Камский заповедник – это Раифская часть заповедника).
Рассказ учащихся о заповеднике, просмотр 25-29 слайдов Приложения.
– К сожалению не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы сохранить всю эту красоту. – Что мы можем сделать для охраны родной природы? – Прежде всего, соблюдать правила поведения в природе.
XI. Домашнее задание
Составить правила поведения в природе , нарисовать запрещающие знаки.
Найти сведения о других заповедниках России.
– Все мы должны понимать слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину». (Приложение, 24 слайд)
XII. Итог урока
– Какая у нас Родина? Большая и богатая. Вы многое о ней узнали, готовили рефераты, изучали справочную литературу, искали информацию в Интернете. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Вы продолжите эту тему в старших классах, когда будете изучать географию. Узнаете, что первую характеристику природным зонам дал Лев Семенович Берг, что их можно назвать ландшафтными и географическими.
1. Итог работы в группах
– Сосчитайте жетоны, которые вы заработали. Кто у нас знаток природных зон? (Подводится итог)
2. Рефлексия
– В какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла? – Как вы оцениваете результат своей работы на уроке? – У кого остались вопросы покажите – «?» – Если вам всё понятно, и вы многое узнали – покажите «!» – Спасибо за урок.