Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Что общего у разных растений?", 1 класс, УМК "Школа России"»
Муниципальное образование "Город Таганрог"
МОБУ лицей № 7
Окружающий мир, 1 класс,
УМК «Школа России»
Тема: «Что общего у разных растений?»
Составила учитель начальных классов
Великоднева Наталия Александровна
г. Таганрог
2024 г.
Конспект урока: Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России».
Тема: «Что общего у разных растений?»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Образовательные:
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие:
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в коллективе.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать, как называются составные части растений и для чего они нужны.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать части растений и знать, для чего они служат, знать о значении растений в жизни людей, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Формировать элементы учебного сотрудничества, умения строить речевые высказывания.
Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к растениям; понимать значение растений в нашей жизни, обеспечить мотивацию учебной деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений», карточки – названия частей растений.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь.
II. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
Полосат и толстопуз,
Слаще сахара…( Арбуз.) (слайд 2)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него негорячи. (Подсолнух) (слайд 3)
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво? Это же ... (крапива) (слайд 4)
4. Есть дерево стройное С белым стволом, Отметинки чёрные Видно на нём! (Береза.) (слайд 5)
5. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель). (слайд 6)
6. Много ягодок — огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Арины
Бусы красная… (рябина). (слайд 7)
7. Любит иль не любит
Меня мальчик Сашка,
Это точно знает
Лишь одна ... (ромашка) (слайд 8)
(Слайд 9): фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки ели с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек.
Посмотрите внимательно на отгадки. Как назвать их одним словом?
(На доску прикрепляется карточка «РАСТЕНИЯ»)
Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)
Растения такие разные: и по высоте, и по месту обитания, и по цвету и по форме. Но называем мы их одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (ответы детей)
Хотите узнать, что объединяет все растения?
III. Изучение и закрепление нового материала.
Как вы думаете, на какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Слайд 10)
На этом уроке мы узнаем из каких частей состоит любое растение.
Помогать нам будут, как всегда, Муравей-Вопросик и Мудрая Черепаха. (Слайд 11)
Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. (Слайд 12)
Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
Что общего у растений 1 группы? (У них у всех есть листья и стебли)
(На доску прикрепляется карточка «ЛИСТЬЯ», «СТЕБЕЛЬ»)
Что общего у второй группы? (У всех есть плоды и семена)
(На доску прикрепляется карточка «ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ»)
У третьей группы? (У всех есть цветы)
(На доску прикрепляется карточка «ЦВЕТЫ»)
На доске получается схема:
РАСТЕНИЯ
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ
ЦВЕТЫ
ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ
Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем карточку «КОРЕНЬ»)
Корень — подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле и не сдувается ветром, получает из почвы воду, полезные вещества, а часто и размножается.
Что у нас получилось? (Целое растение)
Из чего мы его собрали? (Из корня, стебля, листьев, цветов, плодов и семян, т. е. из частей)
Значит общее у растений – это части.
(Слайд 13)
Физминутка
Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья). Дерево на зиму засыпает (дети обнимают себя).
IV. Работа с учебником.
Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы выделили части растений.
Откройте учебник нас. 22, рассмотрите рисунок. Прочитайте, как называется растение, части которого подписаны.
Рассмотрим, из каких частей оно состоит.
Корень, стебель, листья, цветки, плоды есть и у других растений. Сравните стебель яблони и кабачка.
(Стебель яблони прямостоячий, он одревеснел, стал твердым)
Как называются стебли деревьев? (Ствол)
А у крыжовника? (Стволики, их от корня отходит несколько)
Найдем остальные частит у деревьев и кустарников .
Поработаем в парах. Я называю часть растения, а вы показываете их друг другу. Вспоминаем правила работы в парах:
говорим по очереди;
кто закончил, поднимает руки, сцепленные в замок.
Мы знаем, что почти у всех растений есть цветки. Знаете ли вы, что у многих растений цветки собраны в группы – соцветия?
Рассмотрите рисунок клевера. Вы видите, как выглядит один цветок. Множество таких мелких цветочков собрано в соцветие. В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко.
V. Работа в рабочей тетради.
Откройте тетради на с. 12, прочитайте задание. (слайд 14)
Какое растение мы будем рисовать? Подсолнух, яблоню или кабачок? (Подсолнух)
(Учитель рисует вместе с детьми на доске. В результате возле карточек со схемами нарисован подсолнух)
Прочитайте задание под цифрой 2.
Возьмите красный карандаш. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Нарисуйте смайлик
, , , оцените работу со седа. Помните, что мы оцениваем не художественные способности друг друга, а правильность выполнения задания.
VI. Подведение итогов урока.
Прочитайте вывод на с.23 учебника.
На какой вопрос отвечали?
Посмотрите на доску. Кто может распределить части растения ?
(Один ученик у доски прикрепляет карточки с названиями частей растений на рисунок)
Зачем людям нужно знать, из каких частей состоит растение?
(слайд 15)
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?