Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике»
Тема урока: «Дроби»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: с применением ИКТ
Цель и задачи урока:
Образовательная:
ввести новое понятие «доля числа»,
учить определять долю числа,
записывать дроби,
познакомить с терминами «дробь», «числитель», «знаменатель». (ПК6)
Воспитательная
воспитывать интерес к учебе, к предмету;
воспитывать самостоятельность;
формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем). (К3)
Развивающая
развивать логическое мышление,
математическую речь,
развивать внимание, память ;
развивать личностные качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства. (К1)
Оборудование урока: ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, слайды,индивидуальные карточки, модель круга, арбуз, яблоко, мультимедийная презентация.
Х о д у р о к а
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
-Добрый день, уважаемые гости и ребята!-Говорят если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшний урок проведём с улыбкой.
-Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
-Проверяем домашнее задание. Что нужно было сделать?
3. Работа над новым материалом.
1) Разгадайте ребус и узнаете с чем мы сейчас познакомимся.
-Тема сегодняшнего урока-«Дроби»
2) Сценка «Буратино на уроке у Мальвины»
– А сейчас Буратино мы займемся математикой. – Вот вам яблоко (дает).
Представьте, что к вам подошел Некто и просит поделиться яблоком. Сколько достанется каждому? – Нисколько! Я не дам Некто яблока, хоть он со мной дерись! – Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо отдавать яблоко, вам надо его поделить. (Буратино думает.) – Никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то может быть и можно было бы поделить, и то вряд ли, а одно, ну ни как не делится. – Нет в арифметике такого действия, чтобы одно яблоко на двоих делить. – Буратино, у вас нет никаких способностей к арифметике. Придётся Вас отправить в 4 «б» класс. У них как раз это изучают.
-Что, ребята, поможем Буратино?
3) Объяснение нового материала.
Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Например, торт, пирог, арбуз режут на равные куски, их называют доли.
А помните известный мультик «Апельсин», как животные делили апельсин.
-Как в песенке называлась каждая часть апельсина?
Давайте вспомним что такое доля?
Доля – это каждая из равных частей одного целого
У вас на партах лежит модель арбуза – круг.
На сколько частей его разделим? (на 6)
Каким образом? (Путём сгибания сначала пополам, потом ещё на 3 части)
Заштрихуйте 1/6 долю.
Сколько долей осталось? (5)
Какую часть составят 5 таких долей?
А как записать доли?
Доли мы запишем с помощью дробей. (5/6)
Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой
Делается запись на доске, а дети записывают в тетрадь.
Черта дроби означает действие деления. Соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
Под чертой пишут число, которое показывает, на сколько равных частей разделили предмет или фигуру. Это число называют знаменателем.
А число над чертой, показывает сколько таких частей взяли. Это число называют числителем.
4)Исторический экскурс
1) 2)
3) 5)
- Долгое время дроби считались трудным разделом математики. У немцев сложилась поговорка «попасть в дроби» - т.е. в трудное положение, откуда нет выхода. Как вы понимаете смысл этого фразеологизма? (оказаться в трудном положении)
5) Работа с учебником
Стр. 141 № 626
– Прочитаем задание.
Физкультминутка с проверкой восприятия нового материала.
Упражнение для снятия зрительного напряжения.
- Охотник отправился в лес, дойдя до места, он внимательно огляделся по сторонам и увидел зайца.(Учащиеся с помощью движений и жестов изображают то, что произносит учитель)
- Охотник прицелился, а заяц попытался скрыться от настигающей его, выпущенной из ружья дроби. Проследите глазами путь, который проделал заяц.
- А теперь сильно-сильно зажмурьте глаза и представьте, что произошло дальше.
- Откройте глаза.
- Человек, пришедший в лес, оказался не обычным охотником, а фотоохотником. Результатом его охоты стала фотография зайца.
Вдобавок ко всему, он оказался творческим человеком. Полученную фотографию, он разрезал на части и сделал пазлы для своего ребёнка.
Он передал и вам фотографию.
- Посмотрите внимательно, как охотник разрезал фотографию.
-Давайте её соберём.
-Возьмём 2 части, 3 части, 4 части. Кто назовёт дробь?
4. Закрепление. Самостоятельная работа.
1) Задание №1.
- Я уверена, что вы не «попадёте в дроби», исследуя фигуры на слайде.
Какая часть фигуры закрашена? Запишите соответствующую дробь.
2) Задание № 2.
- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.
- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)
3) 4)
5) 6)
5. Подведение итогов урока. Оценивание.
-Сегодня мы сделали большое дело, открыли новую тему - дверь в один из самых сложных разделов математики. А это могло получиться только у очень дружных ребят.
Доля - это каждая из равных частей одного целого.
Дробь - одну или несколько равных долей целого.
Знаменатель - число, которое показывает, на сколько равных частей разделили предмет или фигуру.
Числитель –число, которое показывает сколько таких частей взяли.