kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомит с правилами поведения в природе, раскрывает экологические проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Лес и человек"»



Тема урока: Лес и человек



Цель урока: Раскрыть экологическую проблему познакомить с правилами

поведения в природе.


Задачи урока: Сформировать у обучающихся представление о роли леса в

жизни человека и природы;

познакомить с экологическими проблемами леса которые

возникли по вине человека;

показать важность рационального использования и охраны

лесов;

сформировать и обосновать правила поведения в лесу;

развивать познавательный интерес; критическое мышление,

воспитывать уважение и любовь к природе.


Тип урока: изучение нового материала


Оборудование: рисунки животных ;

мультимедийный проектор;

индивидуальные карточки.
























Ход урока


І. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво поздоровались учтиво.

Тихо сели спинки прямо. Вижу класс наш – хоть куда.

Мы начнем урок друзья. Будем отвечать активно

Хорошо себя вести чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

ІІ. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас с вами необычный экологический урок «Лес и человек». Мы с вами познакомимся с ролью леса в природе и в жизни людей; с мерами по охране леса; с экологическими проблемами которые возникли по вине человека. Составим правила поведения в лесу и будем учиться их все выполнять. А еще наш урок научит вас больше любить и беречь лес. Для этого мы совершим путешествие по экологической тропе где остановимся на некоторых станциях на которых покажем свои знания об особенностях разных видов леса и соблюдении правил поведения в лесу. Мы отправляемся в гости в лес. (Слайд 1).

ІІІ. Повторение изученного материала.

  1. Чтение стихотворения.

Здравствуй лес дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

  1. Наша первая станция «Лес – природное сообщество». (Слайд 2)

а) Викторина «Я знаю лес».

- Назовите дерево: высокое стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные расположены попарно. Шишки маленькие округлые.

- Какое особое отличие есть у лиственницы?

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

- Какое животное умеет не только прыгать но и летать?

- Плодами какого дерева являются желуди?

- У какого животного пять черных полосок?

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

- Узнай животное по описанию. Любит темные леса к жертве тихо

подкрадывается имеет пятнистый окрас бакенбарды и кисточки на ушах.

- Каких животных называют травоядными? Приведите пример.

- Приведите пример хищников. Почему их так называют?

б) Работа по карточкам.

в) Тест.

1) Что такое лес?

а) сообщество деревьев, кустарников, трав, грибов, ягод, мхов, лишайников;

б) место для отдыха;

в) место, где растут одни деревья.

2. Что такое тайга?

а) тайга – место произрастания пихты, ели, клена, дуба;

б) тайга – это непроходимые хвойные леса;

в) тайга – это бедное видами природное сообщество.

3. Что такое смешанный лес?

а) место, где растут все хвойные деревья;

б) леса, которые состоят из хвойных и лиственных деревьев;

в) лес, в котором почва скована многолетней мерзлотой.

4) Выберите правильный ответ. Цепи питания.(Слайд 3).

а) желудь – мышь – сова;

б) желудь – волк – кабан;

в) осина – волк – заяц.

Молодцы!С первым заданием справились хорошо. Отправляемся дальше.


ІУ. Изучение нового материала.

1. Следующая станция « Лес – богатство страны».(Слайд 4).

Послушайте сейчас сказку «Спор».

Автор. Однажды между лесом и машиной возник спор: кто из них больший друг Человеку.

Машина: Конечно я!

Лес: Почему? Разве ты умеешь создавать кислород? Наоборот. Ты всего лишь за час съедаешь его столько сколько твоему хозяину хватило бы на целый год. Или ты очищаешь речную воду и защищаешь берега реки от разрушения? И разве в твою тень спешит Человек когда устает от городской суеты и пыли? Так почему же ты считаешь себя большим другом Человека чем я?

Машина: А потому что меня Человек моет и чистит а тебя засоряет оставляет на твоих полянах бумаги и банки. Меня Человек ремонтирует а твои ветки и цветы рвет ламает топчет а потом выбрасывает в мусор. Потому что обо мне Человек говорит «моё» а о тебе «ничьё».

Автор: И машина уехала оставив после себя ядовитое облачко выхлопного газа. Лес очищал и печально вздыхал.

Слово учителя. Давайте разрешим спор героев сказки. Кто больший друг Человека? Как вы думаете? А почему?

- Машины когда уезжают что оставляют?

- Какой газ мы вдыхаем?

- А выдыхаем?

Верно! Недаром лес назвали «лёгкими нашей планеты». И не зря. Лес поглощает много углекислого газа и выделяет огромное количество кислорода. 1 га леса выделяет столько кислорода сколько образуется при дыхании двухсот человек. Что еще вы услышали про лес в сказке? (является защитником водоемов и почвы). Так же не надо забывать что лес является домом для животных грибов ягод растений. Без него пересохли бы реки и

озера.

Какая же роль леса в природе? (дом для животных; растений ;защитник воздуха; водоемов ;почв;источник ягод; грибов; лекарственных трав). А теперь давайте поговорим о роли леса в жизни человека.

Издавна лес кормил обогревал человека. Древесина служила материалом для постройки и обогрева жилища. Из дерева люди мастерили домашнюю утварь строили избы отапливали их дровами и хворостом плели из лыка лапти из прутьев - корзины из береста – короба. Наши предки собирали в

лесах ягоды грибы орехи использовали лекарственные растения для исцеления от недугов охотились на диких животных. И сейчас жизнь многих людей связана с лесом. Лес дает древесину которая широко используется в хозяйстве.

- Ребята где используют древесину? Слайд 5).

- Из древесины делают фанеру доски которые нужны для изготовления мебели шкафов полов. Так же из древесины изготавливают бумагу картон спирт лекарство.

  1. Станция «Лесной госпиталь». (Слайд 6).

А зависит ли здоровье человека от леса? Почему многие спешат

отдыхать в лес? У нас в гостях лесной житель – лекарь Дятел. Послушаем что он нам расскажет.

Дятел . Лес лечит людей. Листья многих деревьев выделяют фитонциды. От них погибают болезнетворные болезни. Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса расположенные возле городов и вдоль дорог.

Например возьмём сосну. Это – дерево здоровья. Воздух в сосновом лесу удивительно чистый так как фитонцид сосны убивает микробов. Недаром санатории для больных строятся там где много сосны. Хвоя и почки сосны используются для приготовления лечебного соснового масла .

А какие лекарственные растения вы знаете?

Молодцы! Для улучшения настроения и укрепления здоровья рекомендую вам почаще бывать в лесу!

- Ребята! Зависит ли здоровье человека от леса?

- Почему люди спешат в лес?

Итак ребята мы сегодня узнали о значении леса в природе и о значении леса в жизни человека.

3 .А теперь остановимся на станции «Физкультминутка».(Слайд 7).

Вот высокая сосна к солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.

А внизу грибы растут – их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся за грибами наклоняйся!

Хорошо гулять по лесу но учиться интересней!

4.Станция « Экологическая». (Слайд 8).

1) Рассказ учителя.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит обогреет

Накормит всех нас лес.

(Звучит набат колокола).(Слайд 9).

Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит SOS - Помогите?

Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят чтобы пробудить ото сна нас живущих на Земле.

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей бобров и других ценных животных. Указ Петра І изданный в 1718 году предписывал «преслушников которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут наказывать батогами посылать в каторжные работы».

Как мы видим вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро они стоят в век научно-технического прогресса. О каких катострофических событиях вы можете рассказать?

2) Выступление учащихся.

  • За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода чем все человечество за 2-3 млн.лет.

  • Леса – «легкие планеты» - вырубываются быстрее чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 % (это 20 га в сутки).

  • Пресная вода пригодная для использования составляет на Земле 2 %.

  • Мусор заполнил планету настолько что если его не уничтожить то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.

  • От загрязнения воздуха воды и почвы из-за варварського отношения человека уменьшается численность растений и животных.

  • Ежедневно на Земле исчезает безвозвратно 1 вид животных. А еженедельно – 1 вид растений.

Слово учителя. Наши леса в опасности! Нам небезразлична их судьба. Нас волнует эта проблема а значит необходимо искать пути её решения.

Как же люди заботятся о природе?

(ответы детей)

Правильно! Все исчезающие и редкие животные и растения занесены в Красную книгу. А почему красная книга? (Слайд 10)

Красная книга – это сигнал всем нам о тех животных и растениях которых срочно нужно спасать. (Слайд 11).

Но есть еще и Черная книга – Книга Памяти – предостережение человечеству и напоминание о тех неповторимых созданиях природы которых уже не вернуть.

3). Работа с учебником ст.

4). Рассказ учителя.

Одним из реальных дел которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных является создание заповедников и национальных парков.

А что такое заповедник? А что вы знаете о национальном парке? И есть ли такой парт у нас? (ответы детей).(Слайд 12).

Правильно! С этим заданием вы тоже справились хорошо.


V.Закрепление нового материала.

5.Станция «Войди в лес другом!» (Слайд 13).

А). Чтение стихотворения.

Есть просто храм есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда – будь сердцем чуток

И не губи его святынь.

Б). Чтение стихотворения.

А все ли люди бережно относятся к лесу? Ответ на этот вопрос даст стихотворение.

Все так изранено в лесу

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется из под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой.

Мне кажется горит не он

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах

Как в дни большой беды

Хмельного ухарства следы

Беспечности следы.

Ушли обидев красоту

Смутив лесной уют.

Не услыхав что за спиной

Все листья слезы льют.

В). Составление правил поведения в лесу.

- Что зависит от каждого из нас? (соблюдать правила поведения в лесу). А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сейчас каждый из вас составит памятку «Правила поведения в лесу».


Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не собирай берёзовый сок.

Не рви на лугу, в лесу цветов.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

Не разоряй муравейник.

Не лови диких животных и не уноси их домой.

Не подходи близко к гнёздам птиц.

Не шуми в лесу.

Не оставляй в лесу мусор.

Не разводи в лесу костёр.

Г). Зачитывание учащимися правил.

Д). Составление правил сохранения леса детьми.

А что мы дети можем сделать чтобы сохранить лес?

Сажать деревья;

Ухаживать за ними;

Развешивать скворечники;

Очищать лес от мусора;

Расселять муравьев;

Заготавливать семена.

Я думаю что вы все будете правильно вести себя в лесу и будете природе настоящим другом.

6. Станция «Занимательная». (Слайд 14).

1). А сейчас отгадайте загадки от Старичка-Лесовичка.

- Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок.(дуб).

- Вроде сосен вроде ёлок а зимою без иголок. (лиственница)

- Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много а ниток – ни одной. (ёжик)

- Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет сушит на зиму грибы?(белка)

Какое дерево как и береза дает сладкий сок?(клен)

Из какого дерева делают спички?(осина)

У какого дерева даже в сильную жару ствол остается прохладным? (береза)

2) Составьте пословицы о лесе.

Лес видит родные брат и сестра.

Лес и вода червем изнутри.

Лес рубят тем больше дров.

Чем дальше в лес а поле слышит.

Лес точится щепки летят.

VI. Итог урока.

7, Станция «Итоговая». (Слайд 15).

Подошел к концу урок-

Нужно подводить итог.

Что узнали? Где бывали?

Что хорошего с урока взяли?

(Ответы детей)

А какое настроение

Появилось после представления?

VII. Домашнее задание.

Составить рассказ « Я – друг природы».
















МОУ «АРТЕМОВСКИЙ УВК « ШКОЛА-ДОУ»
















Учитель начальных классов:

Гнилицкая Лидия Александровна

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок "Лес и человек"

Автор: Гнилицкая Лидия Александровна

Дата: 21.12.2019

Номер свидетельства: 532984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок по окружающему миру на тему "Лес и человек""
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytyi_urok_po_okruzhaiushchemu_miru_na_temu_les_i_chelovek"
    ["file_id"] => string(6) "555658"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597234431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Открытый урок в 1-м классе «Сезонные изменения в жизни животных» и  «Связь действия сложения и вычитания» "
    ["seo_title"] => string(116) "otkrytyi-urok-v-1-m-klassie-siezonnyie-izmienieniia-v-zhizni-zhivotnykh-i-sviaz-dieistviia-slozhieniia-i-vychitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "243136"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445624304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок внеклассного чтения. Тема: «В мире сказок» 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-v-mirie-skazok-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379591"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по теме "Знай, люби и береги природу" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-po-tiemie-znai-liubi-i-bierieghi-prirodu"
    ["file_id"] => string(6) "151127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420638732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок по познанию мира в 3 классе: Человек - часть природы. "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-poznaniiu-mira-v-3-klassie-chieloviek-chast-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "185706"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426232129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства