|   II. Актуализация знаний   |    Тест.  1. Кто создал горные породы?  а) люди;  б) природа;  в) животные.  2. Какие бывают горные породы?  а) твердые и жидкие;  б) твердые и газообразные;  в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные.  3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?  а) песок, глина;  б) гранит, торф;  в) каменный уголь, поваренная соль.  4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?  а) оловянная и медные руды;  б) каменный уголь, природный газ;  в) графит, сера.  5. Как нужно относиться к полезным ископаемым?  а) экономно;  б) бережно и экономно;  в) уничтожать.    Взаимопроверка    Баллы 1-5 –«5»   1-4 –«4»   1-3 - «3»   |    Дети работают над тестом                                                                                                      Дети меняются работами .Проверяют друг у друга .   |  
  |   IV. Вызов.    |    Работа в группах.  – Сегодня у нас необычный урок – урок –урок на котором вы сможете попробовать себя в роли людей занимающихся изучением и поиском природных богатств.    -Для того что бы узнать как называется эта профессия ,давайте  разгадаем ребус в группах:  ГЕ + , КОЛОС ,+ Г  Самостоятельно найдите объяснение значения этого слова в толковом словаре.  – Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).  – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!  – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования.  Проблемная ситуация.  -По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида:  1) грючие  2) рудные  3) нерудные  -Попробуйте разделить на 3 вида полезные ископаемые по каким – либо свойствам:  (алюминиевая руда, каменный уголь, песок, железная руда, нефть, известняк, газ, гранит, медная руда).  Выступление групп. Объясняют, почему так распределили.  Физминутка 
      |        Дети в группах разгадывают ребус:  ГЕ + , КОЛОС ,+ Г 
                                                                                                     Дети делают физминутку        |  
  |   VI. Усвоение новых знаний 
      |    Работа с коллекцией полезных ископаемых.  Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые из коллекции.  -Ребята, вам необходимо создать модель своего полезного ископаемого по плану.  ПЛАН  1. Название полезного ископаемого.  2. Вид полезного ископаемого.  3. Основные свойства (цвет, запах, форма, из чего состоит, твёрдое ( рыхлое, плотное) или жидкое, или газообразное, горючесть, способность растворяться в воде и другие).  4. Использование и значение полезного ископаемого.  5. Условное обозначение на карте.  6. Основные места добычи.   Исследование:  КАМЕННЫЙ УГОЛЬ (черного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, используют для отопления, лекарство (угольные таблетки, аспирин, нашатырный спирт, сахарин и ванилин, красители для тканей).  ПЕСОК (белого, желтого, коричневого цвета, сухой песок сыпучий, частицы круглы, но тверды, хорошо пропускает воду, используется в строительстве- добавляют при изготовлении бетона, кирпичей, делают стекло)  ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА (твердая как камень, бурого или красноватого цвета, не растворяется в воде, из железной руды получают сталь: стальные вилки, ножи, ложки, транспорт- автомобили, самолеты, корабли)  ИЗВЕСТНЯК (белый, беловато-серый камень, частично растворяется в воде, используется в строительстве: делают известь для побелки, используют для приготовления цемента, делают мел)  НЕФТЬ (масляничная жидкость, коричневого цвета, нефть не растворяется в воде, плавает на поверхности воды, хорошо горит, изготавливают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей, спирт, пластмассу, моющие средства, пластилин, удобрения для растений)   Оцените работу группы. 
      |    Дети создают модель своего полезного ископаемого по плану.      Составляют постер    Презентация постера ,   |