II. Актуализация знаний | Тест. 1. Кто создал горные породы? а) люди; б) природа; в) животные. 2. Какие бывают горные породы? а) твердые и жидкие; б) твердые и газообразные; в) плотные, рыхлые, жидкие и газообразные. 3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? а) песок, глина; б) гранит, торф; в) каменный уголь, поваренная соль. 4. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) оловянная и медные руды; б) каменный уголь, природный газ; в) графит, сера. 5. Как нужно относиться к полезным ископаемым? а) экономно; б) бережно и экономно; в) уничтожать. Взаимопроверка Баллы 1-5 –«5» 1-4 –«4» 1-3 - «3» | Дети работают над тестом Дети меняются работами .Проверяют друг у друга . |
IV. Вызов. | Работа в группах. – Сегодня у нас необычный урок – урок –урок на котором вы сможете попробовать себя в роли людей занимающихся изучением и поиском природных богатств. -Для того что бы узнать как называется эта профессия ,давайте разгадаем ребус в группах: ГЕ + , КОЛОС ,+ Г Самостоятельно найдите объяснение значения этого слова в толковом словаре. – Правильно! (Геолог. Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные исследования. Проблемная ситуация. -По своим свойствам полезные ископаемые делятся на 3 вида: 1) грючие 2) рудные 3) нерудные -Попробуйте разделить на 3 вида полезные ископаемые по каким – либо свойствам: (алюминиевая руда, каменный уголь, песок, железная руда, нефть, известняк, газ, гранит, медная руда). Выступление групп. Объясняют, почему так распределили. Физминутка
| Дети в группах разгадывают ребус: ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
Дети делают физминутку |
VI. Усвоение новых знаний
| Работа с коллекцией полезных ископаемых. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые из коллекции. -Ребята, вам необходимо создать модель своего полезного ископаемого по плану. ПЛАН 1. Название полезного ископаемого. 2. Вид полезного ископаемого. 3. Основные свойства (цвет, запах, форма, из чего состоит, твёрдое ( рыхлое, плотное) или жидкое, или газообразное, горючесть, способность растворяться в воде и другие). 4. Использование и значение полезного ископаемого. 5. Условное обозначение на карте. 6. Основные места добычи. Исследование: КАМЕННЫЙ УГОЛЬ (черного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, используют для отопления, лекарство (угольные таблетки, аспирин, нашатырный спирт, сахарин и ванилин, красители для тканей). ПЕСОК (белого, желтого, коричневого цвета, сухой песок сыпучий, частицы круглы, но тверды, хорошо пропускает воду, используется в строительстве- добавляют при изготовлении бетона, кирпичей, делают стекло) ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА (твердая как камень, бурого или красноватого цвета, не растворяется в воде, из железной руды получают сталь: стальные вилки, ножи, ложки, транспорт- автомобили, самолеты, корабли) ИЗВЕСТНЯК (белый, беловато-серый камень, частично растворяется в воде, используется в строительстве: делают известь для побелки, используют для приготовления цемента, делают мел) НЕФТЬ (масляничная жидкость, коричневого цвета, нефть не растворяется в воде, плавает на поверхности воды, хорошо горит, изготавливают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей, спирт, пластмассу, моющие средства, пластилин, удобрения для растений) Оцените работу группы.
| Дети создают модель своего полезного ископаемого по плану. Составляют постер Презентация постера , |