Методическая разработка урока "Познания мира совмещенном классе в малокомплектной школе"
Методическая разработка урока "Познания мира совмещенном классе в малокомплектной школе"
Пояснительная записка к уроку
Преподаватель: Абдуалиева Бибигуль Тлеужановна
Предмет: познание мира
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: рисунок земной поверхности, интерактивная доска, бумажные цветы, презентация, листы ватмана, маркеры, учебник, дополнительный материал для чтения в группах.
Авторский медиапродукт: конспект урока познание мира, презентация к уроку, выполненная в Microsoft Office 2007. «Использование технологии критического мышления и технологии исследовательской деятельности на уроках познания мира в 2- 4 классах».
Педагогические технологии – технология развития критического мышления через чтение и письмо, развивающее обучение, совершенствование общеучебных умений.
Формы и методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый
Образовательное учреждение: КГУ «Молодежненская СШ»
Уровень образования школьников – 2-4 классы.
Продолжительность: 45 мин.
Предназначение – для групповой и фронтальной работы.
Характеристика урока:
Урок составлен с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность учащихся являются основой для развития мышления, расширения кругозора. Необходимо учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, поэтому уже в раннем детстве необходимо пробуждать в детях радость открытия.
Задача учителя – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей: от деятельности пассивной – к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Познания мира совмещенном классе в малокомплектной школе"»
КГУ «Молодежненская СШ»
Методическая разработка урока
Познания мира совмещенном классе в малокомплектной школе
Тема: «ВОЗДУХ ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА» 4 класс, «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА» 2 класс
Пояснительная записка к уроку
Преподаватель: Абдуалиева Бибигуль Тлеужановна
Предмет: познание мира
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: рисунок земной поверхности, интерактивная доска, бумажные цветы, презентация, листы ватмана, маркеры, учебник, дополнительный материал для чтения в группах.
Авторский медиапродукт: конспект урока познание мира, презентация к уроку, выполненная в Microsoft Office 2007.«Использование технологии критического мышления и технологии исследовательской деятельности на уроках познания мира в 2- 4 классах».
Педагогические технологии – технология развития критического мышления через чтение и письмо, развивающее обучение, совершенствование общеучебныхумений.
Формы и методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый
Предназначение – для групповой и фронтальной работы.
Характеристика урока:
Урок составлен с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность учащихся являются основой для развития мышления, расширения кругозора. Необходимо учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, поэтому уже в раннем детстве необходимо пробуждать в детях радость открытия.
Задача учителя – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей: от деятельности пассивной – к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.
На данном уроке применяется стратегия ЗУХ, что способствует организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока, составление синквейна – для систематизации и структурирования знаний по изученному материалу, работа в «домашней» и «рабочей» группе, которая способствует развитию познавательных интересов, мышления, умению самостоятельно добывать информацию, делиться ее с товарищами, позволяет каждому учащемуся раскрыться. Это позволит учащимся выделить существенные признаки и отразить в рабочих листах.
Характеристика класса: Урок во 2 и в 4 классах, в которых 2 и 6учащихся, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у всех. По итогам 1 четверти в обоих классах оценки «хорошо» и «отлично».
На данном уроке дети активно и с интересом работали. Считаю, что урок прошел продуктивно, цели урока достигнуты.
Проводится 1 физкультминутка, релаксация, рефлексия. В приложении даны карточки с дополнительным материалом к уроку, музыкальная физминутка «Танцуем сидя». Переход к следующему слайду происходит по щелчку мышки.
Технологическая карта, конспекта урока познание мира в малокомплектной школе 2-4 классы.
2 класс
4 класс
Цель:
Через методы критического мышления познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха; познакомить с понятием "атмосфера"; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
. Развивать мышление, речь, умение работать в команде, умение слушать
Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства.
Через методы критического мышления познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха; познакомить с понятием "атмосфера"; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
. Развивать мышление, речь, умение работать в команде, умение слушать
Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства.
Планируемые результаты
предметные: знать о значении воздуха для жизни на Земле; о деятельности человека по охране воздуха;
уметь проводить опыты по определению свойств тел и веществ;
личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;
системно-деятельностные: использовать методы изучения природы; в умении самостоятельно вести наблюдения, выполнять лабораторные работы.
предметные: знать о значении воздуха для жизни на Земле; о деятельности человека по охране воздуха;
уметь проводить опыты по определению свойств тел и веществ;
личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;
системно-деятельностные: использовать методы изучения природы; в умении самостоятельно вести наблюдения, выполнять лабораторные работы.
Оборудование,
подготовка:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: рисунок земной поверхности, проектор, бумажные цветы, презентация, листы ватмана, маркеры, учебник, дополнительный материал для чтения в группах.
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 2 класса
учебник, карандаш, ручка.
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 4 класса
учебник, карандаш, ручка.
Ход урока
1.Организационный момент:
Всем, всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Психологический настрой:
А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно уже не вмещается в вас. Ребята давайте, пошлём немного тепла и света всем людям нашей планеты, чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.
2.Сообщение темы и целей урока.
Загадка:
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Давайте определим цели нашего урока. Обсудите ваши вопросы в домашних группах и запишите из в колонку «Хочу знать»
(Технология ЗУХ)
Знаю.
Хочу узнать.
Узнал.
Что такое воздух?
Из чего он состоит?
Каковы свойства воздуха?
Как человек их использует?
Как воздух защищает нашу планету?
Как человек заботится об охране воздуха?
Почему нужно заботиться об охране воздуха.
(От каждой группы по 2 вопроса)
3.Актуализация опорных ЗУН.
- Кое - что о планете воздухе вы уже знаете. Обсудите в группах и запишите все, что вам известно в первую колонку. (Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, нужен всем…)
4. Работа по теме урока.
а) Свойства воздуха.
Вы назвали известные вам свойства воздуха. А сейчас я предлагаю вам посмотреть слайды, с помощью которых мы закрепим известную
информацию и узнаем новую. (Слайд №1 -6)
Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Воздух плохой проводник тепла.
- Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
- Обсудите информацию и сделайте запись в графе «Узнал»
Вопросы Почемучки:
- А сейчас вас ожидают вопросы Почемучки. Каждая группа получит по два вопроса, вы должны будете прочесть вопрос, и сказать о каких свойствах воздуха идет речь?
1.группа:1. Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
2.Почему окна делают с двойными рамами?
2.группа: 1.В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
2.Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
3. группа: 1.Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
2.Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
б) Состав воздуха.
- А знаете ли вы, что такое воздух и из чего он состоит? (Слайд №4)
Это не просто газ, а смесь разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха? (Слайд №4)
Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.
Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.
Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.
Углекислый газ- 1% занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.
- Если вы получили новую информацию, обсудите и запишите ее.
в) Воздух – щит Земли.
1) - Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы, лишь безжизненным небесным телом.
- Сейчас мы представим, что находимся в космосе, (рисунок)
Что вы увидели? (Планета окутана воздухом, как одеялом)
- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера.
Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» - дыхание, «сфера» - шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана. Если эта информация была для вас новой, запишите ее в графе «Узнал».
- Зачем же нужна атмосфера? Об этом вы узнаете из учебника на странице 43. Прочтите первый абзац и новые сведения запишите.
Вывод:
Воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
Физминутка. Танцуем сидя.
2) Работа в рабочей группе.
Работа с учебником 2 класс стр.26-27
Работа с дополнительным материалом. (Для 4 класса)
1.Воздушная оболочка, атмосфера, состоит из нескольких слоев. У поверхности земли имеются водяные пары. Из них образуются облака. Из этого слоя выпадают осадки. Во втором слое содержание газов уменьшается. Из – за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются. В следующих слоях содержание газов, совсем незначительно. За ними начинается безвоздушное пространство.
2.Воздушный слой – защитник Земли. Он предохраняет ее от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днем поверхность ее раскаляется до +120 градусов, а ночью остывает до -160 градусов. В таком температурном интервале не может существовать ни одно земное существо.
3. Воздушный слой не пропускает различные вредные лучи на Землю. Он предохраняет Землю от метеоритов, большинство которых сгорает в воздухе, не долетев до ее поверхности. Это явление называется звездопадом. Вы, наверное, наблюдали, как падают звезды. Это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое. Но иногда метеориты все – таки долетают до Земли.
4.Голубизна неба или его облачность зависят от воздушного слоя. Чем толще воздушная оболочка, тем голубея небо. Голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами и музыкантами. Однако, если небо всегда будет голубым и безоблачным, веселое настроение продлится недолго. Вода с поверхности Земли полностью испарится. Человек без еды может прожить – месяц, без воды – неделю, без воздуха – несколько секунд.
(Обмен информацией в рабочих группах)
3)Работа в домашней группе.
Обсуждение и запись информации.
4) Охрана воздуха.
Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»
- В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано? Источники загрязнения
Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;
Автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ;
Пожары, извержения вулканов;
Загрязнение земли непереработанным мусором.
-Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?
Сейчас немало делается для охраны воздуха:
1. На предприятиях работают установки, улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.
2. Разрабатываются новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
3. Используются источники энергии, не связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.
4. Растения не зря называют «зелеными легкими планеты». Озеленяются населенные пункты. 4 больших дерева могут в течение суток обеспечивать одного человека необходимым для его дыхания объемом кислорода. 1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. К тому же, тополь очень неприхотлив.
- Может ли один человек или одно государство справиться с проблемой охраны воздуха? (Это забота всех государств земного шара)
- Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года Президент Н.Назарбаев подписал Экологический Кодекс Республики Казахстан, в котором объединены все существующие экологические нормы и правила.
5. Обобщение (Слайд №16)
Составление синквейна.
- Назовите тему урока одним словом (Воздух);
- Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха);
- Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется);
- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
6. Итог урока
– На какие вопросы мы искали ответы?
- На все ли ответили?
– Что нового узнали на уроке?
7. Оценивание: Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок.
8. Рефлексия: Сегодня на уроке мы достаточно говорили о воздухе, о Земле. И урок хочу закончить словами из стихотворения: слайд №17
Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей!
Раз наша Земля – это единственная планета, на которой существует жизнь, нам необходимо её беречь.
Через несколько дней наша страна будет отмечать один из самых главных праздников – День Независимости РК. Я хочу предложить вам, на цветочках написать пожелания нашей стране используя слова: мир, благополучие, счастье, небо, солнце, люди.
( Заслушать пожелания учащихся. Затем они крепят их на модель Земли)
Посмотрите, какая красивая стала наша Земля.
Используемая литература:
Познание мира. Учебник для 2 класса 11 летней общеобразовательной школы /К.Аймагамбетова, Н.А. Ким, Т.Г. Напалкова – Алматыкітап баспасы 2013г
Познание мира. Учебник для 4 класса 11 летней общеобразовательной школы /К.Аймагамбетова, Н.А. Ким, Т.Г. Напалкова – Алматыкітап баспасы 2015г
Интернетресурсы
Рецензия на урок познание мира в совмещенном 2 - 4- ом классе
по теме: " ВОЗДУХ ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА"" 4 класс
«ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА» 2 класс
Открытый урок провела: Абдуалиева Б.Т.- учитель начальных классов .
Тип урока по основным этапам учебного процесса – изучение нового материала.
Методы работы: конспект урока познание мира, презентация к уроку, выполненная в Microsoft Office 2007.«Использование технологии критического мышления и технологии исследовательской деятельности на уроках познания мира в 2- 4 классах».
Средство обучения : рисунок земной поверхности, интерактивная доска, бумажные цветы, презентация, листы ватмана, маркеры, учебник, дополнительный материал для чтения в группах .
Педагогические технологии – технология развития критического мышления через чтение и письмо, развивающее обучение, совершенствование общеучебныхумений.
Формы и методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый
В работе учителя чётко поставлена цель и определены задачи, которые решаются на уроке. Структура урока логична и завершена. Все задания направлены на усвоение темы «Воздух» и закрепление полученных знаний.
Учитель применяет разнообразные формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная работа), методические приёмы с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательных способностей обучающихся, расширению кругозора. Активность учащихся способствует интересное оформление презентации.
Учитель умело реализует разные виды работы с классом: самостоятельную, групповую, коллективную, это обеспечивает постоянную смену видов деятельности детей, что способствует снятию перенапряжения, утомляемости учащихся.
На протяжении всего урока прослеживалась обратная связь.
На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок имеет большое воспитательное значение, т.к. дети учатся сотрудничать, развивают кругозор, пополняют словарный запас.
Занятие получило хорошую оценку всех присутствующих на уроке. Можно отметить, что занятие имеет большое практическое значение для учителей, интересующихся новыми формами работы.