Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по сказке «Колобок».
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цындрина С.И.
2013г.
Раздел «СЛОВО». Тема «Предлоги» (3-й урок).
Тип урока: Закрепление полученных знаний.
Тема урока:Выделение предлогов в тексте и речи.
Цель и задачи:
Продолжать закреплять правильное правописание предлогов с другими словами;
формировать умения употреблять предлоги в своей речи;
коррекция устной и письменной связной речи на основе упражнений в анализе и синтезе.
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей.
Оборудование: Табличка «Предлоги»; изображение Колобка,
карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности);
сигнальные карточки с предлогами, жёлтый круг,
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.
Проверьте всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на урок. Внимательно смотрим на желтый круг (1-2 мин.) Что он вам напоминает? (Солнышко, Колобок) Верно, сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к Колобку.
( На партах у обучающихся по 2 колобка-смайлика – радостный и грустный) Покажите рисунок, который соответствует вашему настроению. Я хочу, чтобы и к концу урока у вас было хорошее настроение и радостная улыбка.
2. Проверка домашнего задания.
Откройте тетради. Какое домашнее задание вы выполняли вчера? (3 гр. С. 192 у. 8, 1-2 гр. У.9) Какое задание в упражнении нужно было сделать ребятам 3 группы? Покажите, какие предлоги вы нашли в своем упражнении. (в, под, у). Какое задание выполняли ребята 1 и 2 групп? Давайте проверим у 1 и 2 групп. Сейчас вы будете показывать, какие предлоги вы вставили в предложения. (Сигнальные карточки на, к, из с, на).
Как вы писали эти предлоги со словами? Почему?Какие предлоги еще знаете? Для чего нужны предлоги? Всё верно.
3. Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим работу по теме «Предлоги». На уроке проверим, как вы умеете находить предлоги в тексте и правильно писать их с другими словами. Но чтобы правильно выполнить все задания, вам нужны хорошие знания, грамотное письмо, внимание и красивый почерк.
4. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы правильно и красиво писать в тетрадях, надо разогреть наши пальчики. А для этого выполним несколько упражнений.
Упр. с ручкой (Покатать ручку в ладошках)
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок –
Сосчитай-ка их дружок.
«Замок»;
Восемь пальчиков сплели,
Посильнее напрягли,
Два больших соединили
И немного их сдавили.
«Волна»
Пальцы, как венок, сплетём,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.
5. Каллиграфическая минутка.
Молодцы, ребята. А сейчас придвиньте тетради. Положите их правильно на парте. Запишите дату. Классная работа. Обратите внимание на правописание слова «классная».
Посмотрите внимательно, какие тут буквы спрятались? Красиво запишите их на строчке.
Составьте из этих букв предлоги. Что у вас получилось?
Давайте вспомним и напишем правильное соединение букв в этих предлогах.
(Учитель прописывает на доске предлоги «за, на, в, над», обучающиеся за ним пишут в воздухе.) и в з к д н а о с п у
На из до над под за по
А сейчас аккуратно пропишите эти предлоги, чередуя. Яна и Настя полстроки.
Возьмите простой карандаш и подчеркните самый красиво написанный вами предлог.
5. Словарная работа. А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание)
Кто из этих зверей Колобку по дороге повстречался: лев, медведь, крокодил?
Кто хотел первым Колобка съесть: волк, заяц, лиса?
На какое растение по форме похож Колобок?
Лиса уговорила сесть колобка ей: на шею, язык, зубки?
Медведь заяц арбуз язык
Какие слова мы записали? (Словарные) Подчеркните орфограммы.
6. Работа по теме урока.
Вставить по смыслу предлоги.
А помните ли вы песенку Колобка? Что такое амбар? Что такое сусек?
Вставьте пропущенные слова на место. Какие это слова? По, на, на, в, от
Я Колобок, Колобок!
__ амбару метен,
__ сусекам скребен,
__ сметане мешен,
__ печку сажен,
__ окошке стужен,
__ дедушки ушёл,
__ бабушки ушел.
Как называются пропущенные слова? Как предлоги пишутся со словами? Для чего служат предлоги? Записать предлог вместе со словом, с которым он употребляется. Как запишите эти слова? (Раздельно.)
По амбару, по сусекам, на сметане, в печку, на окошке, от дедушки, от бабушки.
Физминутка.
Встаньте из-за парт. Я буду называть предлоги и слова – предметы. Если произнесу предмет, плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Услышав предлог, разведите руки в стороны. Пользуйтесь таблицей с предлогами.
Вставить предлоги по смыслу в предложения по картинке.
А сейчас вставьте предлоги по смыслу в предложения, используя картинки. (один обучающийся пишет у доски с объяснением изучаемой орфограммы, остальные в тетрадках.)
- Почему? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)
Положила студить его __ окошка.
Прыгнул Колобок __ окошка __ скамейку.
А __ скамейки покатился __ пол.
Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.
Запишите, подчеркнём предлоги. Так как записали предлог? Почему?
Работа с деформированным предложением.
Запишите продолжение, составив предложение из слов:
в Покатился лес тропинке по (Покатился по тропинке в лес.)
Самостоятельно составьте второе предложение. Запишите его, подчеркните предлог. Так как записали предлог? Почему?
ушёл волка от Колобок (Колобок ушёл от волка.)
Вывод.
Ребята, а для чего нужны предлоги в предложении? (Для связки слов.)
-Как записали предлог с другим словом?
Чтоб слова связать ты смог,
Очень нужен нам предлог –
Без предлога предложенье
Не заслужит уваженья.
6. Домашнее задание. Дома вы ещё раз закрепите правописание предлогов. Выполните упражнение на С.193, упр.11 – 1 группа, упр. 9 –ребята 2-3 группы.
7. Итог урока, выставление оценок.
Вспомним, что мы с вами сегодня делали? Что использовали для связки слов в предложении? (предлоги) Так как пишутся предлоги с другими словами? Вот и закончилось наше путешествие. Я вам желаю успехов в тех путешествиях, которые вам предстоит еще совершить.
Рефлексия.
А теперь выразите своё отношение к уроку. Кому понравился урок? Кому было интересно?
Ктонаучился находить и правильно писать предлоги, покажите своего колобка (весёлый или грустный).
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Русского языка в 3 классе
Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.
Цель и задачи:
Продолжать закреплять правильное правописание предлогов с другими словами; формировать умения употреблять предлоги в своей речи;
коррекция устной и письменной связной речи на основе упражнений в анализе и синтезе.
воспитывать положительную мотивацию к учению.
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей.
Поставленная мною дидактическая цель выполнена. Обучающиеся научились осознанно находить предлоги и писать их раздельно с другими словами.
Коррекционной целью предусматривалось коррекция устной и письменной связной речи на основе упражнений в анализе и синтезе. Помимо этого велось укрепление психических процессов: восприятия, памяти, внимания.
Мотивацию к учению поддерживала, используя игровую технологию - по мотивам известной детям народной сказки Колобок.
По ходу урока формировала навыки социально – коммуникативной компетентности, такие как:
- умение понимать эмоциональное состояние (весёлый, грустный);
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать и с уважением относиться к мнению другого человека;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
- уважительно относится к окружающим людям.
Тип урока – закрепление полученных знаний, умений, навыков. Для осуществления поставленных задач использовала в уроке разные методы и приемы, по ходу урока осуществлялся индивидуально - дифференцированный подход.
Все этапы взаимосвязаны, выдержаны по времени, работали по возрастанию уровня сложности, выполнили весь запланированный объём заданий.