Открытый урок математики в 1 классе. Программа «Гармония»
Тема урока: Наименьшее двузначное число. Состав числа 10.
Цель: познакомить с числом и цифрой 10 и составом числа 10.
Задачи урока:
Образовательные:
учить записывать число 10 , рассмотреть все случаи записи наименьшего двузначного числа в виде суммы двух слагаемых. Дать установку на запоминание числа 10
Развивающие:
способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, классификация, обобщение;
Воспитывающие:
воспитывать навыки взаимного сотрудничества, интерес к предмету, самостоятельность; формировать положительное отношение к учебе.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
2. Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Технологии: Технология проблемного диалога.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 32
Используемые учебники и учебные пособия: математики Н.Б. Истомина, Тетрадь на Печатной Основе, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы и для работы в парах и группах.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Самоопределение в учебной деятельности | 1. Приветствие. Создание положительного настроя на урок Прозвенел, друзья, звонок, Начинается урок. Ждут нас важные события Будем учиться делать открытия. 2. Мотивация Сегодня у нас необычный урок. Вы будете исследователями и откроете новые знания сами. А помогать вам в этом будут наши друзья Миша и Маша. В добрый путь за знаниями | (слайд 1) (слайд 2) |
II. А.О.З и индивидуальные затруднения в учебной деятельности. | Устный счет - Восстановите числовой луч. -Какое число находится между числами 4 и 6 .(5) -Назовите соседей числа 7,(4, 5) -Сравните? 6 4 - Как расположены числа? - Как можно назвать эти числа? - Какое число следует в натуральном ряду за числом 9? - А мы знакомы с этим числом? | У каждого на парте луч, 1уч.- к доске) Проверка (самоконтроль) счёт прямой и обратный. В порядке возрастания - однозначные - натуральные - нет |
III. Выявление причины затруднения и постановка учебной цели | Вы догадались, с каким числом мы сегодня будем работать? - Попробуйте определить тему урока. - Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Выношу карточки на доску) -как образовалось число 10 -состав числа 10 | (10) Число 10 Ставят перед собой цели: узнать -как образовалось число 10 -состав числа 10 |
VI. Постановка проекта и выхода из затруднения Знакомство с числом 10. Фронтальная проверка работы | Для каждого числа есть своя цифра. - А кто может записать число 10? - Какие цифры вы использовали в записи? Проверим по учебнику.(с.37) Читаем вывод в голубой рамке. - Чем отличается запись этого числа? - А теперь догадайтесь как можно назвать число 10? Цифра вроде буквы О Это ноль иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить Потому, что это - десять. С. Маршак -Запишем число 10. - Каждой цифре - своя клетка. -Сколько снежинок видите? Посчитайте снежинки и запишите каждое число, которое назовёте. -Проверьте, получился ли у вас такой ряд чисел? Какой вывод можно сделать? -Что узнали о числе? Поработайте в группах. Расскажите, что вы знаете о числе 10, используя знания о числовом луче? Кому нужна помощь , воспользуйтесь карточкой. Как получили 10? Соседи числа 10? Чем отличается 10 от других чисел? Проверка работы в группах. (Вызываю одного из группы…. Остальные добавляют.) | 2цифры, 2 знака двузначное (слайд 3) (слайд 4) (слайд 5) Число 10 – самое маленькое двузначное число. Для записи используются цифры 1 и 0 и записывается в двух клетках. Слева записываем 1, а справа 0. Число состоит из разряда единиц и десятков. |
V. Практическая работа в парах. Состав числа 10. VI. Работа по учебнику. Подтверждение исследования информацией учебника Физминутка Создание модели десятка Модели десятка№86 (практическая работа в группах) VII.Закрепление | Создание условий для исследовательской деятельности - Вернёмся к плану. Что мы узнали? -Чему будем учиться дальше? Сейчас мы будем исследователями. Исследуем состав числа 10. Помогут нам геометрические фигуры. Работаем в паре. -Разделите фигуры на две группы Итак, проверяем, как вы разделили? Работа по учебнику с. 37 № 82( по рядам) Проверим наши исследования. Найдём №82. Чем похожи рисунки? Чем отличаются? Запиши равенства к каждому рисунку. Работаем по вариантам. Проверка. Наши друзья Маша и Миша записали вот такие равенства, проверьте? Почему? Что вам помогло найти значение в выражениях на вычитание? Найдём эти случаи в результатах нашего исследования. (10-это 4и6, 3и7,5и5) Раз поднялись , потянулись Два - согнулись, разогнулись Три в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, 3, 4 руки шире 5 руками помахать 6 тихонечко присесть 7,8 лень отбросим - Каких чисел не хватает? (9,10) - Работа в паре с.38 № 83. (Проверка на магнитной доске) Продолжим наши исследования. -с. 38, № 84. . Что изменилось? (количество) - Как изменилось количество? - На сколько увеличилось? -Запиши это изменение количества равенством. Проверим, какое равенство вы записали. А сейчас вы сами запишите превращения 2 столбика в тетрадь. Кому трудно воспользуйтесь карточкой. Приложение 5. - Проверим. Создание условий для изобретательской деятельности – создания моделей -Какое число надо сложить 10 раз, чтобы получить 10? -Что такое десяток? (10 единиц, которые объединены вместе) 1+1+1+1…=10 1д=10ед - Что образует 10 единиц? - 10 единиц образует …. - Мама покупает 10 яиц. Как …по-другому? (десяток) У нас есть модель единицы. А сейчас мы создадим модель десятка , используя геометрические фигуры треугольник и модели единиц. Будем работать в группах. С. 39, № 86 Посмотрите на 1 рисунок (модель десятка неполная) Сколько единиц не хватает? (Не хватает 1 единицы) Дополни модель десятка. Запишем равенство, которое соответствует рисунку. Проверка. Чтение равенств . Постарайтесь эти равенства запомнить. | По 10 фигур на парте Исследования выставляются на магнитной доске в виде карточек (слайд 6) (слайд 7) Состав числа 10. Квадраты можно разбить на группы по цвету и по размеру ( 5+5=10; 6+4=10) (слайд 8) (слайд 9) Работа у доски (1 столбик) Самостоятельно в тетрадях 2 столбик (чтение равенств, читает 1уч. остальные показывают сигналами.) (слайд 10) Дополнительно: 1).Запишите число 10 в виде суммы пяти одинаковых слагаемых. 2) .Запишите число 10 в виде суммы десяти одинаковых слагаемых (слайд 11) В группах изготавливают модель десятка. Самостоятельно записывают равенства (слайд 12) |
VIII.Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап. | Вернёмся к плану. Всё ли вы узнали, что было запланировано? План выполнен. - С чем познакомились? (Мы познакомились с числом 10) -Что узнали нового? (10 – двузначное число, записывается двумя цифрами ,узнали состав числа 10;) - Каким для вас был сегодняшний урок? -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… | (слайд 13) |
IX. Самооценка | Оцените свою работу смайликом на полях. | (слайд 14), (слайд 15, 16, 17) |
Самоанализ открытого урока
Тема урока: Наименьшее двузначное число. Состав числа 10.
Цель: познакомить с числом и цифрой 10 и составом числа 10.
Задачи урока:
Образовательные:
учить записывать число 10 , рассмотреть все случаи записи наименьшего двузначного числа в виде суммы двух слагаемых. Дать установку на запоминание числа 10
Развивающие:
способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, классификация, обобщение;
Воспитывающие:
воспитывать навыки взаимного сотрудничества, интерес к предмету, самостоятельность; формировать положительное отношение к учебе.
В классе 32 учащихся, из них 19 девочек и 13 мальчиков.
До поступления в школу многие дети посещали детские сады, поэтому все общительны, быстро адаптировались, коммуникабельные. Уровень подготовленности у каждого ребенка разный. Это зависит от индивидуальных особенностей детей, их развития физического и умственного, семейного воспитания. В детском коллективе есть дети гиперактивные, которые легко отвлекаются и не могут сосредоточиться на более длительную работу. В начале урока провела психологическую минутку, дети были вовлечены в активную работу. Материал был подобран и использован таким образом, чтобы каждый ребенок задумался над предложенной ситуацией и сделал для себя выводы. Дети умеют определять тему урока, ставить учебные задачи.
Знакомство и объяснение изучаемого материала старалась вести, опираясь на жизненный опыт детей, вовлекала в течение всего занятия в активную деятельность, развивая их познавательный интерес. Материал излагала последовательно и доступно для понимания, используя наглядность и игровые моменты, ИКТ. Весь материал был отобран так, чтобы в полной мере можно было раскрыть тему урока. Дети работали активно.
На уроке использованы иллюстративный, частично - поисковый и проблемный методы, игровые моменты. При знакомстве и усвоении материала звучало слово учителя, решались проблемные вопросы.
Урок был построен в логической последовательности, все этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга.(смена видов деятельности)
Реализовывались принципы проблемности, связь теории с практикой, осознанность.
Индивидуальные и групповые виды работы соответствовали возрастным особенностям детей.
Характер занятий соответствовал возрастным особенностям детей.
Деятельность ребят на уроке имела высокий(средний) уровень познавательной активности, ребята проявляли интерес к изучаемой теме.
Присутствовала на занятии степень самостоятельности.
Я считаю, что поставленные цели урока достигнуты