Открытый урок составлен и проведён для учителей начальных классов г.Кемерово и Кемеровской области.
Урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Обобщение по разделу "Постигаем секреты сравнения сказок" УМК "Перспективная начальная школа"
Цель урока: Систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов ( самые древние, просто древние, менее древние, а также бродячие сказочные истории)
Задачи:
- учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;
- продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
- развивать устную речь детей.
В ходе урока считаю исключительной связь с Окружающим Миром ( при работе с картой Мира.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Литературному чтению »
МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово
Урок по литературному чтению в 3 классе «В» на тему:
Обобщение по разделу «Постигаем секреты сравнения сказок»
УМК «Перспективная начальная школа»
Подготовила учитель начальных классов:
Поль Лариса Николаевна
Кемерово – 2014 г.
Цель:
Систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории).
Задачи:
- учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;
- продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
- развивать устную речь детей.
Ход урока
Орг. момент
Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.
- Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок?
(Японские стихи хокку)
Япония находится очень далеко от нас, но сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Покажите на карте Мира Японию. Итак, я предлагаю вам сегодня:
. вспомнить всё самое главное
. применить свои знания
. проявить себя с лучшей стороны
Классификация сказок. Слайд №1
- Что мы знаем?
а) В каком разделе мы находимся? (Постигаем секреты сравнения). б) Вспомните, какую тему изучаем? (Сказки народов Мира) Посмотрите на выставку книг.
- Чему мы научились?
а) Сравнивать тексты сказок; б) определять их жанровую принадлежность и временной период; - Какие бывают сказки? (народные, авторские, волшебные, сказки о животных)
Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные истории о животных по временному периоду и по содержанию. (Задания даются каждой группе составить кластер).
. Составление кластера (работа в четвёрках)
- Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с информацией на экране)
Слайд №2
Вспомним признаки сказок и попытаемся назвать несколько примеров сказок Пусть каждая группа объяснит один признак.
1 - ая группа:
Самые древние (Швец Валера)
Примеры сказок: «Откуда пошли болезни и лекарства?», «Гиена и черепаха»…
Эти сказки объясняли всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в Мире происходит; по построению – эта сказка цепочка.
Вывод: Это Самые древние сказки.
2- ая группа:
Просто древние (Леоненко Кирилл)
Примеры сказок: «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились»…
Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
Вывод: Это Просто древние сказки.
3 – ья группа:
Менее древние (Бондарева Карина)
Примеры сказок: «Черепаха, кролик и удав – маха», «Хитрый шакал»…
Эти сказки учат человека быть добрым и справедливым.
В этих сказках добро побеждает зло. Они рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
Вывод: Это Бродячие сказки.
Расположение сказки на ленте времени. Слайд №3.
- Мы уже знаем, что некоторые сказки имеют черты и Просто древней и Менее древней сказок. («Хитрый шакал» Индийская сказка) Покажите Индию на карте Мира. – Какая черта характера связывает шакала с Просто Древней сказкой? (хитрость) - А какое качество шакала доказывает, что он уже герой Менее Древней сказки? (доброта и справедливость) Показ ленты времени уч.с.101
Физминутка
(Упражнение на релаксацию и внимание на ковриках)
- Если я называю глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседаете, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.
Чтение сказок Снег и Заяц и Как птицы царя выбирали.
- Откройте учебник, найдите сказки, которые мы ещё не прочитали из этого раздела. Определите их жанровую принадлежность (сказки о животных); к какому временному они относятся? Можно сразу ответить на этот вопрос?
- Какую цель поставим?
а) Прочитайте самостоятельно сказку «Снег и заяц»
- Кто герои? Какая беда приключилась с зайцем? Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку) – К какому временному периоду относится эта сказка? ( Самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой). – Докажите словами из текста.
б) Прочитайте по цепочке в четвёрках сказку «Как птицы царя выбирали». (Используем Хрестоматию по Окружающему миру) О чём эта сказка? Что отражено в названии: тема или главная мысль? ( В названии отражена тема сказки). – Кто метил в Цари? (прочитайте) – По какому признаку птицы предлагали свою кандидатуру? – Прочитайте, как выглядел сокол? – Почему же выбрали орла? (Орёл прикормил ворону и сороку, и они всех громче кричали – предлагали его кандидатуру) – К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царём птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орёл, почему сокол затаил злобу на всех птиц).
. Может ли Костя включить эти сказки в свой сборник «Сказки народов России»? Обоснуй свой ответ. ( Костя может включить эти сказки в этот сборник так как Бурятия и Хакассия входят в состав России) Уч. с.97
Сценка по сказке «Ласточка и комар» сказка народов Сибири (Т. с. 17-18) – К какому временному периоду относится эта сказка? Докажите.
Рефлексия.
«Коврик настроений» ( Каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратиков: - зелёный, ты всё понял, тебе всё удалось, всё понравилось; - жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ; - красный, тебе было трудно).
Подведение итогов урока.
- Какой раздел мы закончили изучать? – Какие произведения больше понравились? – Чему научили вас эти сказки?
Оценки за чтение и работу на уроке…
Домашнее задание: сделать рисунок понравившейся сказки, дать ответ на вопрос: К какому временному периоду она относится и почему?