Данный урок окружающего мира по теме «Где обитают живые организмы» является уроком изучения нового материала, поэтому преследовал следующие цели:
- сформировать представление об оболочках Земли;
- рассмотреть, связаны ли оболочки между собой;
- познакомить с понятием «биосфера» (живая оболочка);
- выяснить, где встречается большинство живых организмов.
- Регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение, выдвигать гипотезы и доказывать их;
- прогнозировать предстоящую работу ( работать в соответствии с планом);
- проводить наблюдения и делать выводы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- формировать умение работать в группе, слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формировались личностные результаты:
- Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Исходя из того, что на уроке вводилась новая тема, мною использовалась структура проблемно-диалогического урока:
I Орг.момент.
II Создание проблемной ситуации:
- Диалог героев (противоречие).
- Выведение темы урока.
III Поиск решения:
- Выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез:
- работа в группе (сообщение о животном) и нахождение подтверждения или опровержения гипотез;
- вывод.
3. Работа по учебнику:
- изучение научного материала;
- составление мини-сообщений (по плану);
- выступление группы по заданной теме;
- сообщение учителем понятия «биосфера».
IV Физминутка.
V Воспроизведение знаний:
- Упражнение в определении оболочки для животных и растений;
- Упражнение в закреплении знаний об оболочках Земли.
VI Подведение итогов (рефлексия).
VII Домашнее задание.
При введении новой темы мною использовался метод создания проблемной ситуации с противоречием.
Поиск решения вёлся через выдвижение гипотез, которые проверялись в результате исследования текста о животном. Работа протекала по группам. В результате был сделан вывод: где обитают живые организмы. Знакомство с оболочками Земли велось по учебнику (самостоятельная работа группы по плану, мини-выступление каждой группы об одной из оболочек).
Физминутка была проведена чуть с небольшой задержкой, после изучения темы, чтобы не прерывать процесс «открытия знания».
На этапе воспроизведения знаний выполнялись упражнения в определении оболочки для животных и растений.
На этапе рефлексии дети пытались оценить себя и свою работу.
Работоспособность на уроке обеспечивала за счёт использования разных технологий: проблемно-диалогической, частично-поисковой, словесно-логической, которые были нацелены на разные виды восприятия. Зрительное – новый материал представлен в форме компьютерной презентации; зрительно- слуховое – работа в группах с текстами, по плану, выполнение физминутки.
Я считаю, что поставленные цели на уроке достигнуты.
Просмотр содержимого документа
«где обит жив орг»
Проблемно-диалогический урок окружающего мира в 3д классе
в Образовательной системе «Школа 2100»
Тема: «Где обитают живые организмы» (учебник А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, О.В.Бурского, А.С.Раутиана.)
Цели:
- сформировать представление об оболочках Земли;
- рассмотреть, связаны ли оболочки между собой;
- познакомить с понятием «биосфера» (живая оболочка); - выяснить, где встречается большинство живых организмов.
- развивать умение высказывать своё предположение, выдвигать гипотезы и доказывать их;
- прогнозировать предстоящую работу( работать в соответствии с планом);
- проводить наблюдения и делать выводы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- формировать умение работать в группе, слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданием (о животных), карточка с планом ответа, учебник.
Этапы урока (время) | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудо- вание |
Создание проблем ной ситуации Предъявление противоречивых мнений (инсценировка) (2 мин) | - Перечислите признаки живых организмов. | - Могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать. Лена: Я знаю, что живые организмы обитают на поверхности Земли. Миша: Не только, они живут всюду. Например, насекомые и семена растений можно встретить высоко в небе, а крот живёт под землёй. Лена: Но ведь кроту нужен воздух, а семенам почва для прорастания? | Интерактивн. доска (слайд 2) |
Формули рование проблемы Побуждение Проблема Тема (3 мин.) Повторение изученного | - Ребята, что вас удивило? Какое противоречие вы заметили? - Так какая у нас тема урока? (фиксируем тему на доске ) Где на Земле можно встретить живые организмы? Что необходимо для жизни живых организмов? Почему нельзя жить без воздуха? Могут ли живые организмы существовать без воды? Есть ли жизнь под землей? Как вы полагаете, где возможна жизнь? | - Лена говорит, что живые организмы обитают на поверхности Земли, а Миша, что они живут везде. - Где обитают живые организмы. | Тема: Где обитают живые организмы Слайд 3 |
Поиск решения (20 мин) Общий материал Побуждение к гипотезам термин термин термин Перечисле ние гипотез Подсказка к плану Побуждение к проверке Групповая проверка всех гипотез на разном материале. Работа в группах (создание мини-сообщений) Формулировка термин Физминутка (2 мин.) | - А вы сами как думаете? - Посмотрите на доску и определите для каждого среду его обитания. (Где живёт рыба?) - Как называется водная оболочка? - Каких ещё животных можно отнести к гидросфере? - Все согласны? - Следовательно, где его можно поместить? - Каменная оболочка Земли называется литосфера. (Появляется круг «литосфера» и помещаем бегемота между гидро- и литосферой.) - Кого ещё можно поместить в литосферу? (Помещаем) - Куда нам отнести остальных животных? - По-научному воздушная оболочка Земли называется… (Появляется круг «атмосфера» и помещаем туда ласточку.) - А куда мы поместим стрекозу? (Помещаем стрекозу между тремя кругами.) - Почему? - Мы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы: 1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере; 2) на пересечении двух сред; 3) на пересечении трёх сред. - Проверим наши гипотезы? - Как вы считаете, связаны ли среды обитания между собой? - Чтобы ответить на этот вопрос, проведём ряд наблюдений. - Работаем по группам. а)Каждая группа получит текст о животном. Ищите факты, подтверждающие или опровергающие наши гипотезы. Возьмите зелёные листы. - Заслушаем первую группу. Расскажите о своём исследовании классу. - Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания? - Что напоминает эта диаграмма? Аналогичная работа со второй и третьей группами. - Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов? б)Продолжим работу в группах. Используя текст учебника на стр. 22-23, приготовить рассказ об одной из оболочек по плану. Возьмите жёлтые листы. Дополнительная информация учителя о каждой из оболочек. -Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно. Это связано с тем, что каждый живой организм нуждается в воде, воздухе и опоре. Эти три оболочки вместе взятые поддерживают жизнь на Земле, образуя ещё одну оболочку – живую. Она называется биосфера. (Появляется надпись биосфера.) - Биосфера загрязняется от хозяйственной деятельности человека. Хотим ли мы так жить? Берегите природу! Этот хрупкий мир в наших руках! | - Я думаю, что рыба живёт в воде. (Ошибочная гипотеза) - Гидросфера. - Бегемота. - Нет, бегемоту нужна и вода, и земля. - Поместим его между водой и землёй. (Ошибочная гипотеза) - Крота. - Ласточке нужен воздух, потому что она летает. - Атмосфера. - Её можно поместить и в атмосферу, и в гидросферу, и в литосферу. (Решающая гипотеза) - Летает по воздуху, садится на землю, личинок выводит в воде. Дают разные ответы. Работают 1,2,3 группы (приложение 1). - Бегемоты могут не только плавать, но и бродить по дну. Дышат бегемоты воздухом, выходят на сушу, чтобы поесть и погреться на солнце. Значит, для жизни бегемоту нужна земля, вода и воздух. -Скрещиваем круги и помещаем в центр бегемота. - Пересечение множеств. Выступления детей. - Большинство живых организмов обитает на пересечении всех трёх сред. Составление рассказа по плану (приложение 2) | Слайд 4 Доска опорные слова: гидросфера литосфера атмосфера (Помещаем стрекозу между тремя кругами.) Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
Применение нового знания (10 мин.) | -Определите какие оболочки земли используют для своей жизни каждое животное и растение. | Ответы детей. | Слайд 15 |
Рефлексия (5 мин.) | - Назовите части живой оболочки Земли? - Где встречается особенно много живых организмов? -Что такое биосфера? -Справились мы с нашей темой на уроке? -Кто её понял легко? -Кому было трудновато? -Кто или что вам помогло справиться? -Кто доволен сегодня своей работой? -Кто хотел бы что-нибудь исправить? -Что для этого надо сделать? -Какую бы отметку вы себе сегодня поставили? | Атмосфера, литосфера, гидросфера. В биосфере. -Живая оболочка Земли. | Слайд 16 |
Домашнее задание (3 мин.) | - Дома вы будете выполнять задание в рабочей тетради на стр. 10, №3. | | Слайд 17 |
Приложение 1
Бегемот.
Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.
Комар.
Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка превращается в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.
Лягушка.
Лягушка обитает вблизи водоёмов. Часть времени проводит в воде, а часть – на суше. На воздухе она дышит лёгкими. Весной лягушка откладывает икру в мелкие водоёмы. Из икринки развивается головастик. Через несколько недель у него вырастают ноги, хвост уменьшается. Летом лягушонок выходит из воды и ловко охотится за насекомыми.
Приложение 2
Задание 2.
Используя текст с.22-23, приготовь рассказ об атмосфере. Подпиши название оболочек Земли.
План.
1.Определение атмосферы.
2.Роль атмосферы.
3. Есть ли жизнь в атмосфере?
4.Есть ли жизнь в безвоздушном пространстве космоса?
5.Почему нельзя обойтись без воздуха?
Задание 2.
Используя текст с.22-23, приготовь рассказ о гидросфере. Подпиши название оболочек Земли.
План.
1.Определение гидросферы.
2.Из чего состоит гидросфера?
3. Что образует гидросферу?
4.Населяют ли живые организмы толщу рек, озер, морей, океанов?
5.Могут ли живые организмы существовать без воды?
Задание 2.
Используя текст с.22-23, приготовь рассказ о литосфере. Подпиши название оболочек Земли.
План.
1.Определение литосферы.
2. Из чего состоит литосфера?
3. Есть ли жизнь под землей?
4. Живут ли организмы в горных породах?