"Отечественная война 1912 года" урок окружающего мира
"Отечественная война 1912 года" урок окружающего мира
Урок по теме «Отечественная война 1812 года» является 9 уроком в разделе «Из истории нашей Родины ».В этом разделе раскрываются важнейшие события истории России в прошлом и современного мира. Учащиеся знакомятся с выдающимися историческими деятелями, памятными событиями героической защиты Отечества, культурно –историческими памятниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Отечественная война 1912 года" урок окружающего мира »
Урок окружающего мира
Тема: «Отечественна война 1812 года»
4 класс, система Л. В. Занкова
Никонова Ольга Викторовна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №6»
город Кольчугино, Владимирской области
Объяснительная записка
Предмет «Окружающий мир» является пропедевтическим для последующего изучения географии ,истории, обществознания , физики, химии ,биологии в среднем и старшем звене .Основу изучения окружающего мира составляют три группы знаний: природа, человек ,общество. Таким образом, происходит интеграция естественнонаучного и обществоведческого знаний, с целью формирования у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир.
Урок по теме «Отечественная война 1812 года» является 9 уроком в разделе «Из истории нашей Родины ».В этом разделе раскрываются важнейшие события истории России в прошлом и современного мира. Учащиеся знакомятся с выдающимися историческими деятелями, памятными событиями героической защиты Отечества, культурно –историческими памятниками.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения;
- способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
1.Проверка домашнего задания.
а ) Работа в парах.
-Вам даны части пословиц, из которых необходимо составить и прочитать пословицы, имеющие отношение к военному искусству.
2 слайд.
*Тяжело в ученье – легко в бою.
*Воюют не числом , а умением.
*Время дороже всего ,я действую не часами ,а минутами.
-Кому из великих полководцев они принадлежат ?
б) Рассказ о А.В Суворове (рассказ по материалам учебника)
в)-Кто на море тоже в воевал не по правилам и одержал победу?
3 слайд.
Рассказ об Ушакове Ф.Ф.(см. приложение)
2 Изучение нового материала.
-Сегодня продолжим разговор о тех ,чьи имена золотыми буквами вписаны в историю России. Прочитайте тему урока.
Есть события ,смысл которых так велик, что рассказ о них длится века .Каждое новое поколение хочет слышать его. Слыша люди становятся сильнее духом, потому что узнают от какого крепкого корня ведут свой род.
1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика из России – пример для нас, как противостоять беде ,коли она случилась , как выйти из беды со славою и честью. Император французов Наполеон собрал 600-тысячную Великую армию». Под его властью было уже много стран.
а) Работа по учебнику.
Рассмотрите карту на странице 106. Назовите ,какие страны были уже завоёваны ?
-Как вы думаете , какими качествами должен обладать человек , армия ,которого завоевала большую часть Европы?
4 слайд.
б) Сообщение о Наполеоне( см. приложение ).
3 Самостоятельная работа по учебнику. Страница 106
а) Прочитайте .После прочтения текста заполните пропуски в таблице « Бородинское сражение».(у каждого учащегося индивидуальная карточка, см. приложение)
5 слайд.
б)Проверка .Назовите стороны ,принимавшие участие в сражении. Кто был главнокомандующим французской армии? Кто был назначен на командование русской армией?
6 слайд.
в) Сообщение о Кутузове М.И.( см. приложение)
4.Работа по таблице.
5 слайд.
а) Итак , нами заполнена таблица «Бородинское сражение».Поле ,на котором разыгралось генеральное сражение войны 1812 года находится недалеко от села Бородина. Полководцы обдумали свои планы , расставили свои армии.
-С какими силами подошли армии?
-В чём было преобладание и у кого?
7 слайд.
б) Чтение отрывка из произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино». .( см. приложение)
в) Каков был итог этого сражения? Какое значение для России имело Бородинское сражение .
Позднее Наполеон написал в своих мемуарах: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми….Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано (французами) наиболее доблести и одержан наименьший успех»
5.Отступление армии.
С высоты Поклонной горы Кутузов смотрел на Кремлевские башни, золото куполов. Отдать Москву неприятелю? Уступить без боя? При этой мысли сжималось сердце. Но войска измотаны кровопролитной битвой. Что скажут верные полководцы? Кутузов созвал военный совет в крестьянской избе, в деревне Фили, собрались лучшие военачальники.
8 слайд.
а) Рассмотрим иллюстрацию учебника «Совет в Филях».
Давайте послушаем о чем говорили военачальники? (инсценирование)
Заседали допоздна. Кутузов обратился к членам совета:
- Принять ли новое сражение или покинуть Москву, чтобы сохранить армию?
Первым заговорил Барклай де Толли:
- Оставлять столицу тяжело, но, если мужество не будет потеряно и операции будут вестись деятельно, овладение Москвой может быть приведет неприятеля к гибели.
С горечью признал его правоту Раевский:
- Россия не в Москве, а среди сынов ее. Более всего надо беречь войско.
Все ждали слово главнокомандующего. Тяжело поднявшись с кресла, Кутузов произнес: - С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Приказываю отступать!
Генерал Раевский вышел из избы, окликнул своего адъютанта, сел на лошадь.
-Ваше превосходительство, что решил совет? – нетерпеливо спросил адъютант.
А в ответ тишина. И вдруг в ночном безмолвии раздались приглушенные рыдания. Боевой генерал не сдержал слез.
-Легко ли было принять такое решение? Почему?
б) Чтение отрывка из книги М. Брагина «В ту грозовую пору».
На то же место, где стоял на Поклонной горе Кутузов, прибыл со штабом Наполеон. «Наконец-то! Вот он, знаменитый город!» - воскликнул император. Великая цель жизни, к которой он так стремился, достигнута – Москва у его ног. Последние русские солдаты покидают Москву… Осталось только принять ключи от Москвы. Но вернувшиеся из Москвы разведчики и личные адъютанты императора доложили, что город почти пуст. Большая часть жителей ушла вслед за русской армией, не пожелав оставаться с властелином Европы. И тогда вспомнил Наполеон, что так же был пуст Смоленск и другие города и деревни России.
в) Послушайте отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе в думу погружен
Глядел на грозный пламень он.
-Какое событие произошло после того , как Наполеон занял Москву.
6. Самостоятельное чтение текста учебника на стр. 108.
а) Составьте план для пересказа.
б) Проверка
-Сколько частей получилось? Как озаглавили?
9 слайд.
1. Пустой город.
2.Народное ополчение.
3.Отступление французов.
4.Распад империи Наполеона.
7. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста, используя данный план, подготовить дополнительный материал об Отечественной войне 1812 года.
8. Итог.
10 слайд.
Патриотизм , чей бы то ни был, доказывается не «словом, а делом»
В. Белинский
- Кого из героев урока можно назвать патриотом? Почему?
- Чем для вас был интересен сегодняшний урок?
- Какие чувства возникли у вас?
Приложение
Кутузов Михаил Илларионович
Кутузов родился в 1745 году в Петербурге .Его отец Илларион Матвеевич был очень образованным человеком и свою любовь к знаниям и труду привил своему сыну Мише .Мальчик получил прекрасное домашнее воспитание. В 12 лет он был зачислен в Инженерно –артиллерийскую школу. Товарищи любили его за доброту , преподаватели ценили за ум , способности и прилежание. Будущий полководец отлично учился. Но особые способности проявил в инженерном деле и артиллерии. В 1761 году Кутузов получил офицерский чин и перешёл на строевую службу - стал командиром роты в Астраханском полку .Полком командовал А.В. Суворов. Жизнь офицера и генерала Кутузова бала долгая ,трудная и опасная . Кутузов участвовал во многих боях. Суворов ценил и любил Кутузова за его храбрость, умение воевать и за ум. В 1812 году был назначен главнокомандующим русской армией.
Наполеон Бонапарт
Родился в 1769 году. Происходил из небогатой корсиканской семьи. Учился в королевской военной школе , которую окончил в чине лейтенанта. Начал службу в войсках в 1785 году. Совершил государственный переворот , провёл ряд реформ и был провозглашен императором. Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом , даром дипломата, артиста, обаянием, которое позволяло располагать к себе людей. Этот человек занял прочное место в истории, дав своё имя целой эпохе.
Фёдор Фёдорович Ушаков
В то время , когда Суворов одерживал победы на суше , на море тоже воевал « не по правилам» Фёдор Фёдорович Ушаков .Это великий флотоводец , который тоже не проиграл ни одного сражения. Матросы очень любили Ушакова и готовы были сражаться до последнего , веря в своего командира. Ушаков разработал свою тактику боя ,которая заключалась в способности маневрировать, он стремился сразу обезвредить флагманский корабль, брал на абордаж .Адмирал учил вести прицельную стрельбу из пушек. Фёдор Фёдорович Ушаков русской церковью был причислен к пику святых, так была оценена его заслуга перед Родиной. В 20 веке был утверждён «Орден Ушакова», которым награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.