kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основы религиозных культур и светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы религиозных культур и светской этики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основы религиозных культур и светской этики"»


Методическая разработка урока

по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»



4 класс

УМК «Школа России»

по теме: « Православное учение о человеке».









Учитель начальных классов: Васильева Е.В.









Тема:«Православное учение о человеке»

Цель: формировать у обучающих представление о человеке, его внутреннем мире, образе жизни.


Задачи: Познакомить с христианскими понятиями «образ Божий в человеке», «душа», «болезни души», о значении души и тела в жизни человека.

Учить различать телесные и душевные свойства человека, понимать, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Воспитывать духовные качества: любовь, веру, свободу выбора, милосердие, уважение, доброту, совесть.

Оборудование: компьютер, проектор


Ход урока.

  1. Организационный момент .

Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно уже прохлада дышит,
Нам здесь уютно: ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.
2. Актулизация знаний.

- Давайте с вами вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.


Перед вами карточки с терминами и определениями.

Соедините понятия и определения стрелочками.

Карточка №1

Люди, которые приняли учение Христа –

Богатство, которое православные христиане считают самым истинным и вечным –

-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

- Давайте проверим правильность выполнения задания по слайду.(Слайд №1)





2. Постановка цели.

Учитель: - Ребята, я хочу, чтобы вы посмотрели видео, и сами догадались о теме нашего урока.

(Демонстрация видео « Притча о душе»)

Учитель: Итак, кто может сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(О душе).

Где-то там, внутри у человека, 
Есть Душа. Хорошая душа. 
Ей средь шума атомного века 
Все трудней становится дышать. 

«Берегите Жизнь!» - Такую фразу 
Можно каждый день читать и слушать, 
Но насколько легче стало сразу 
Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)

Учитель: Как вы считаете, что хотел сказать автор этих строк? (обсуждение детей). 
- Что же мы должны будем сегодня открыть для себя нового?

3.Открытие нового.

Учитель: По православному учению, у человека есть душа и тело.

- А как вы думаете, может тело человека существовать без души? А душа без тела? (Предположения детей)

Учитель:1) Давайте определим, какие из данных глаголов мы можем отнести к телу, а какие к душе: ходит, бегает, ест, думает, мечтает, верит, любит.

Учитель:2) Опишите с помощью прилагательных, какую душу вы хотели бы иметь. (После высказываний детей, постепенно отрываю слова на доске.)

4.Работа с учебником (стр. 34)

Учитель: Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души.

( Ответ детей: «Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям»)

Учитель: И добрее стал тот, кому помогли. И добрее стал весь мир.
Да в чистом сердце царит любовь, и оно творит добрые дела.
Много людей на нашей планете занимаются благотворительностью, то есть творят благо, спешат на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Стихотворение И.Северянина «Жалейте каждого больного».
Жалейте каждого больного Всем сердцем, всей свой душой,
И не считайте за чужого, Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека, Как к доброй матери-дитя
Пусть в человеке человека Увидит, сердцем к вам летя.
И, обнадёжив безнадёжность, Всё возлюбя и всё простив,
Такую проявите нежность, Чтоб умирающий стал жив!
И будет радостна вам снова Вся эта грустная земля
Жалейте каждого больного, Ему сочувственно внемля.

Учитель:Когда ты помог человеку, ты умножил количество добра в мире. Но человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».

Слово душа произошло от слова дышать. Дыхания человека не видно. Но если дыхания нет – и жизни нет.

Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.

Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.

Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.

Бог есть Любовь - и Он подарил людям любовь.

Бог есть разум - и Он подарил людям способность мыслить.

Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.

Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».

5 Чтение учителем притчи « Свой мир».

У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.

- Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша старика.

- А какие люди жили в городе, который ты покинул?- спросил у него старик.

- Это были злые, эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.

- Здесь ты, юноша, встретишь таких же.

Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:

- Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только, что приехал и не знаю местных обычаев.

Старик ответил:

- Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришел?

- Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.

- Здесь ты найдешь таких же.

Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:

- Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…

- У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.

У:- О каком мире в сердце человека говорил старик? Как вы поняли смысл притчи?

(Дети делают вывод о том, что все дары Бога человеку составляют его внутренний мир. А уже от человека зависит, как он их будет использовать.)

У:- Внутренний мир человека- это и есть образ Бога в человеке.



9. Беседа о болезнях души.

Учитель:Но, к сожалению в своей жизни люди совершают не только хорошие поступки.
В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.

Учитель:А тело и душа болят по- разному? Обсудите в группах и выскажите своё мнение.

(Дети обсуждают и высказывают предположения).

Учитель:Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит? А какие болезни души вы знаете?

(Выслушиваются мнения детей.)


Учитель: Перед вами на столах карточки. Ваша задача выбрать названия болезней души.

(Дети в парах составляют список болезней души.)


(Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.)

Дополнительный материал.

Учитель:Непросто осознать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели ее стремлений. Вам еще предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что ее ранит.

«ПОДУМАЙ О ДУШЕ!»

Младенец сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. Если человек не знает о своей душе, если он кормит её ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа беднеет… Болезни души могут нарастать. Вот пропал у тебя велосипед. Горькая потеря. Как ее смягчить? На покупку нового денег пока нет. Плакать дни и ночи напролет о пропаже? Желать найти и отлупить вора? Если ты начнешь всех подозревать, душе станет мутно и она заболеет еще больше. Так можно и вообще без души остаться. А это много хуже, чем остаться без велосипеда. Поэтому вместо того, чтобы жалеть о потерянной вещи, христиане говорят: «Бог дал – Бог взял!» А еще можно сказать: «пусть она достанется тому, кому она нужнее, чем мне!». В этом случае потеря превратится в подарок. И на душе станет легче.

Если же человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Не волос и не зуб и даже не руку, а именно самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А еще бывают мертвые души. Человек просто забыл, что у него есть душа. Зубы он привык чистить. А про душу – забыл.

Поэтому мудрые люди часто призывают: «О душе подумай!».

10. Подведение итога.

Учитель: Подводя итог нашему разговору, главные выводы мы запишем в виде синквейна.

(Учитель составляет синквейн на доске, дети называют выводы)

У:- Назовите главное понятие нашего урока. (душа)

У:- О какой душе мы вели разговор? ( богатая, красивая, здоровая)

У: Что даёт человеку добрая душа? (красит, помогает, защищает)

У:- Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока.

(Человек должен заботиться о своей душе. Душа-самое ценное, что есть у человека.)

Учитель: Как назвать душу человека по-другому? (внутренний мир)



6. Домашнее задание.

1. Объясните, как вы понимаете слова поэта: «Душа обязана трудиться и день, и ночь…»

2. Нарисуй солнышко. В каждом лучике солнца напиши, что ты должен делать сегодня, чтобы твоя душа стала красивой.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Основы религиозных культур и светской этики"

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 16.11.2024

Номер свидетельства: 659587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая тетрадь.Модуль "Основы светской этики". "
    ["seo_title"] => string(94) "osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-rabochaia-tietrad-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "128640"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415543835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Статья "Вопросы интеграции курса «Основы религиозной культуры и светской этики" в искусстве.""
    ["seo_title"] => string(83) "statiavoprosyintieghratsiikursaosnovyrielighioznoikulturyisvietskoietikiviskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "274677"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452433384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Статья "Вопросы интеграции курса «Основы религиозной культуры и светской этики" в искусстве.""
    ["seo_title"] => string(84) "statiavoprosyintieghratsiikursaosnovyrielighioznoikulturyisvietskoietikiviskusstvie1"
    ["file_id"] => string(6) "274678"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452433391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" модуль « Основы светской этики» "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "240394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445008126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуля: « Основы светской этики») 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_predmeta_osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoi_etiki_modulia"
    ["file_id"] => string(6) "559877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1602566290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства