Я рада видеть вас, друзья! И пусть в окно уже прохлада дышит, Нам здесь уютно: ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке. 2. Актулизация знаний.
- Давайте с вами вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.
Перед вами карточки с терминами и определениями.
Соедините понятия и определения стрелочками.
Карточка №1
Люди, которые приняли учение Христа –
Богатство, которое православные христиане считают самым истинным и вечным –
-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
- Давайте проверим правильность выполнения задания по слайду.(Слайд №1)
2. Постановка цели.
Учитель: - Ребята, я хочу, чтобы вы посмотрели видео, и сами догадались о теме нашего урока.
(Демонстрация видео « Притча о душе»)
Учитель: Итак, кто может сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(О душе).
Где-то там, внутри у человека, Есть Душа. Хорошая душа. Ей средь шума атомного века Все трудней становится дышать.
«Берегите Жизнь!» - Такую фразу Можно каждый день читать и слушать, Но насколько легче стало сразу Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)
Учитель: Как вы считаете, что хотел сказать автор этих строк? (обсуждение детей). - Что же мы должны будем сегодня открыть для себя нового?
3.Открытие нового.
Учитель: По православному учению, у человека есть душа и тело.
- А как вы думаете, может тело человека существовать без души? А душа без тела? (Предположения детей)
Учитель:1) Давайте определим, какие из данных глаголов мы можем отнести к телу, а какие к душе: ходит, бегает, ест, думает, мечтает, верит, любит.
Учитель:2) Опишите с помощью прилагательных, какую душу вы хотели бы иметь. (После высказываний детей, постепенно отрываю слова на доске.)
4.Работа с учебником (стр. 34)
Учитель: Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души.
( Ответ детей: «Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям»)
Учитель: И добрее стал тот, кому помогли. И добрее стал весь мир. Да в чистом сердце царит любовь, и оно творит добрые дела. Много людей на нашей планете занимаются благотворительностью, то есть творят благо, спешат на помощь к тем, кто в ней нуждается. Стихотворение И.Северянина «Жалейте каждого больного». Жалейте каждого больного Всем сердцем, всей свой душой, И не считайте за чужого, Какой бы ни был он чужой. Пусть к вам потянется калека, Как к доброй матери-дитя Пусть в человеке человека Увидит, сердцем к вам летя. И, обнадёжив безнадёжность, Всё возлюбя и всё простив, Такую проявите нежность, Чтоб умирающий стал жив! И будет радостна вам снова Вся эта грустная земля Жалейте каждого больного, Ему сочувственно внемля.
Учитель:Когда ты помог человеку, ты умножил количество добра в мире. Но человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».
Слово душа произошло от слова дышать. Дыхания человека не видно. Но если дыхания нет – и жизни нет.
Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.
Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.
Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.
Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.
Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.
Бог есть Любовь - и Он подарил людям любовь.
Бог есть разум - и Он подарил людям способность мыслить.
Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.
Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».
5 Чтение учителем притчи « Свой мир».
У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
- Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша старика.
- А какие люди жили в городе, который ты покинул?- спросил у него старик.
- Это были злые, эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
- Здесь ты, юноша, встретишь таких же.
Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
- Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только, что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик ответил:
- Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
- Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
- Здесь ты найдешь таких же.
Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:
- Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…
- У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.
У:- О каком мире в сердце человека говорил старик? Как вы поняли смысл притчи?
(Дети делают вывод о том, что все дары Бога человеку составляют его внутренний мир. А уже от человека зависит, как он их будет использовать.)
У:- Внутренний мир человека- это и есть образ Бога в человеке.
9. Беседа о болезнях души.
Учитель:Но, к сожалению в своей жизни люди совершают не только хорошие поступки. В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.
Учитель:А тело и душа болят по- разному? Обсудите в группах и выскажите своё мнение.
(Дети обсуждают и высказывают предположения).
Учитель:Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит? А какие болезни души вы знаете?
(Выслушиваются мнения детей.)
Учитель: Перед вами на столах карточки. Ваша задача выбрать названия болезней души.
(Дети в парах составляют список болезней души.)
(Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.)
Дополнительный материал.
Учитель:Непросто осознать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели ее стремлений. Вам еще предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что ее ранит.
«ПОДУМАЙ О ДУШЕ!»
Младенец сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. Если человек не знает о своей душе, если он кормит её ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа беднеет… Болезни души могут нарастать. Вот пропал у тебя велосипед. Горькая потеря. Как ее смягчить? На покупку нового денег пока нет. Плакать дни и ночи напролет о пропаже? Желать найти и отлупить вора? Если ты начнешь всех подозревать, душе станет мутно и она заболеет еще больше. Так можно и вообще без души остаться. А это много хуже, чем остаться без велосипеда. Поэтому вместо того, чтобы жалеть о потерянной вещи, христиане говорят: «Бог дал – Бог взял!» А еще можно сказать: «пусть она достанется тому, кому она нужнее, чем мне!». В этом случае потеря превратится в подарок. И на душе станет легче.
Если же человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Не волос и не зуб и даже не руку, а именно самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А еще бывают мертвые души. Человек просто забыл, что у него есть душа. Зубы он привык чистить. А про душу – забыл.
Поэтому мудрые люди часто призывают: «О душе подумай!».
10. Подведение итога.
Учитель: Подводя итог нашему разговору, главные выводы мы запишем в виде синквейна.
(Учитель составляет синквейн на доске, дети называют выводы)
У:- Назовите главное понятие нашего урока. (душа)
У:- О какой душе мы вели разговор? ( богатая, красивая, здоровая)
У: Что даёт человеку добрая душа? (красит, помогает, защищает)
У:- Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока.
(Человек должен заботиться о своей душе. Душа-самое ценное, что есть у человека.)
Учитель: Как назвать душу человека по-другому?(внутренний мир)
6. Домашнее задание.
1. Объясните, как вы понимаете слова поэта: «Душа обязана трудиться и день, и ночь…»
2. Нарисуй солнышко. В каждом лучике солнца напиши, что ты должен делать сегодня, чтобы твоя душа стала красивой.