Назовите признаки осени. Какие осенние месяцы вы знаете? В старину эти месяцы называли по-другому. Отгадайте загадки об осени. Посмотрите,как изображали осень художники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Формирование у детей эмоционального отношения к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Задачи: 1. Уточнить знания детей о приметах осени, показать, что природа прекрасна в любое время года.
2. Учить выполнять дизайн с использованием семян, листьев.
3. Продолжать знакомство со средствами выразительности: цвет, материал, композиция. 4. Развивать мелкую моторику рук посредством развития технических навыков в рисовании.
5.Коррекция и развитие устной речи посредством беседы. 6.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: Дерево загадок, образцы творческих работ, альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой. Презентация с использованием репродукций картин И. Левитана, И. Шишкина и др. об осени, листья.
Ход занятия
Читаю В. Авдиенко «Осень»:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
Ребята! В начале занятия я хочу предложить вам вспомнить куда мы вчера с вами ходили? Правильно, мы ходили на экскурсию в парк «Юных пионеров».
Вспомните, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
Назовите мне признаки осени.
Назовите мне осенние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Правильно! А в старину осенние месяцы называли по-другому. Сентябрь - хмурень, ревун, зоревник. Октябрь - подзимник, листопад, грязник, свадебник. Ноябрь - листочной, полузимник, грудень. (Слайд) Можете ли вы объяснить почему? Объяснения детей.
О природе, ребята, в народе сложено множество загадок. Видите, сколько листочков выросло на Дереве загадок. Давайте их отгадаем. Срывают листочки и отгадывают загадки:
1. Как надела сто рубах - захрустела на зубах (капуста) 2. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук) 3. Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка)
4.Без рук, без ног, а по полю гуляет. (ветер)
5. На дворе горой, а в избе водой.(снег)
6. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий, в тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь). 7. Летит без крыльев и поет, прохожих задевает, одним проходу не дает, других он подгоняет (ветер).
А сейчас я прочитаю вам приметы осени
- Если много паутины летает на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме. - Белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме. - Если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой. - Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой.
Физминутка.
Осень – это прекрасное время года! Многие писатели, поэты, художники и композиторы посвятили ей свои произведения. Давайте прочтем стихи об осени.
Осень. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее
. Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Д. Бальмонт
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин.
Молодцы! Какие прекрасные стихи об осени вы рассказали. Слушая вас, я мысленно видела прекрасные картины осенней природы. Яркое буйство красок. Как вы думаете какие краски осени я представляла? Жёлтые, красные, багряные и т.д
. Верно, сейчас я вам хочу показать картины великих русских художников об осени.
Дети рассматривают репродукции картин русских художников об осени. Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? Картины, на которых изображаются различные предметы природы называются пейзажем. Это могут быть деревья, небо, облака, море, реки, горы и т.п. Какое время года изобразили художники на картинах, которые вы сейчас видели? Художники изобразили осень.
Верно, а что вам подсказало, что на картинах изображены прекрасные осенние пейзажи?
Ответы детей.
Сейчас, я предлагаю вам выполнить гимнастику для пальчиков «Будем листья собирать».
Приготовьте руки. Повторяем за мной.
Раз, два, три, четыре, пять
- Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец)
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
Осень – это точно сказка, несравнимая ни с чем, я желаю эту осень в памяти оставить всем! Поэтому сегодня предлагаю вам изготовить весёлые осенние узоры в виде аппликации. Для работы вам понадобятся альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, семена, листья. Внимательно рассмотрите образцы, которые выполнили дети, приготовившие свои работы на выставку и постарайтесь составить свой узор. А настроение вашего узора покажет всем ваши впечатления об услышанном и увиденном на занятии. Желаю вам удачи!
Дети сначала рассматривают образцы, затем придумывают свой узор и в последнюю очередь выполняют работы с дозированной помощью воспитателя.
Выполненные узоры выставляют на выставку.
Молодцы! Посмотрите, какие красивые работы у вас получились.
Вот и подошло к концу наше занятие. Я сегодня очень довольна вами, вы очень хорошо поработали, замечательно читали стихи, приготовили красивые осенние узоры, отгадали все мои загадки, ловко играли в предложенные мной игры и моё настроение сейчас приподнятое, радостное от того, что вы справились со всеми заданиями, поэтому хочу поделиться с вами частичкой своей радости. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте друг другу тепло наших сердец, горячие улыбки, доброту. Я предаю тепло моего сердца. На моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение.