Тема: Осень: животные готовятся к зиме.
Цель: уточнить и обобщить представления детей о подготовке животных к зиме.
Задачи: 1. систематизировать знания детей о признаках осени в живой и неживой природе;
2. развивать общеучебные умения, наблюдательность;
3. воспитывать любовь к природе родного края, животным, бережное отношение к тому, что нас окружает.
План 1. Организационное начало.
урока: Долгожданный дан звонок,
Начинается …(урок)!
2. Актуализация знаний.
- О каком времени года загадка?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся -
Это время года как у нас зовётся?
- По каким признакам вы определили, что это осень?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Сегодня на уроке мы узнаем, как животные готовятся к зиме.
4. Беседа по теме.
- Вспомним осенние месяцы.
- Назовите приметы каждого месяца, опираясь на стихотворения.
- Только ли растения готовятся к зиме?
- А что же осенью происходит с животными? (учебник стр.51)
- Все живые существа чувствуют приближение осени и стараются уберечь себя от мороза и голода. В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Тут у нее сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы - маслята и подберезовики. Их она насаживает на обломанные сучки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушеными грибами.
Лисы утепляют свои норы, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает себе укромное местечко под густым кустом, чтобы укрыться от непогоды.
В пруду вода мерзнет. Хвостатый тритон ушел давно из прудов в лес и забился под кору гнилого пня. Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни в мох.
Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.
Растолстевший барсук все реже выходит из теплой и чистой своей норы. Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее. Рыбы стаями громоздятся в глубоких подводных ямах.
5. Физминутка.
6. Практикум по применению и использованию полученных знаний.
- Выполним в тетради с.19 №4
7. Беседа по теме.
- Только ли гуси улетают на юг?
- Многие птицы, а среди них трясогузка, стриж, зяблик, соловей, ласточка – осенью улетают на юг, в тёплые края. Таких птиц называют - перелетными.
- А вот дятел, синица, воробей, голубь, ворона остаются зимовать с нами. Их называют – оседлыми, т.е. постоянно проживающими на одном месте. Эти птицы будут искать корм около человеческого жилья.
- Прочитайте вывод на с.50 в учебнике.
- Ребята, когда животным лучше живется: осенью или зимой? Почему?
- А как люди могут помочь птицам и животным, оставшимся у нас, перенести суровую зиму?
8. Развитие речи.
- В народе говорят: «Осень припасает – зима прибирает»
- Как вы понимаете эту пословицу? Замените слово «припасает» другим, близким по значению (собирает, запасает, заготавливает).
- Что можно припасти осенью? Осенью люди собирают поспевшие к тому времени овощи и фрукты и приговаривают «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой»
- Разгадаем кроссворд о дарах осени.
9. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Дополните предложения.
Для меня было открытием, что…
Мне показалось важным …
Своей работой на уроке я …