Тема урока: «Организм человека».
Цель урока: познакомить детей с организмом и органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с организмом и органами человека;
- научить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
- познакомить с органами чувств их значением для человека;
- научить беречь органы чувств.
Воспитывающие:воспитывать аккуратность,
- воспитывать дисциплину,
- воспитывать бережное отношение к органам чувств.
- воспитывать культуру слушания.Развивающие:
- развивать мышление, память, устную речь.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портативный персональный компьютер (ноутбук), проектор мультимедиа Раnasonic, лазерный диск CD – R с презентацией урока, портрет И. П. Павлова, авт. А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 3 класс 1часть, индивидуальные тест для учащихся.
Ход урока:
Сегодня мы начнём изучать новый раздел, но для начала вам надо сыграть в игру «Отгадай-ка!» и узнать название нового раздела.
- Молодцы, ребята! И первая тема урока в данном разделе, это «Организм человека»
Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, а главное охране здоровья.
- Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа – чистой, голос – звонким, походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом. «А что такое организм человека?» - спросите вы.
Слайд № 1.Слайд № 2.
Изучение нового материала
Закрепление изученного материал- Для этого мы обратимся к словарю Ожегова: «Организм – живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
- Какие же органы есть в человеческом организме?
- Нервная система включает головной мозг, спинной мозг и нервы.
- Кровеносная система: сердце и кровеносные сосуды.
- Пищеварительная система: пищевод, желудок, кишечник и некоторые другие органы.
Дыхательная система: лёгкие и другие органы.
- Выделительная система.
- Опорно-двигательная система.
Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов.
- Строение тела человека изучает наука анатомия, а работу его органов – физиология человека. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
- Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? Почему люди болеют?
- А теперь мы с вами станем самыми любознательными и отправимся в путешествие. Открываем учебник на стр. 131.Здесь мы познакомимся с биографией Ивана Петровича Павлова учёного- физиолога. То есть с учёным, который наблюдал за работой органов организма человека.
Физкультминутка.
Организм человека – это сложная система.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.
Давайте узнаем, какие есть органы чувств чуть подробнее.
- Отгадайте загадку и узнаете, что за орган зрения.
Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит.
(глаза)
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.
В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир четыре дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
- Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.
2.Отгадайте загадку и узнаете, что за орган слуха.
У зверушки –
На макушке.
А у нас –
Ниже глаз.
(уши)
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. п. Второй по важности орган чувств у человека – ухо. Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.
То, что мы называем «ушами» - это только так называемые наружные уши или ушные раковины.
Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – это тонкий и сложный орган чувств.
- Отгадайте загадку и узнаете, что за орган обоняния.
Между двух светил
В середине я один.
(нос)
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации.
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.
- Отгадайте загадку и узнаете, что за орган вкуса.
Всегда во рту,
А не поглотишь.
(язык)
Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
- Орган осязания – это кожа.
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
- Ну, что же, ребята, проверим свои силы и выполним кроссворд по теме: «Организм человека».
Кроссворд по теме «Организм человека».
Орган пищеварения.
- Орган кровообращения.
- Орган зрения.
- Орган осязания.
- Орган обоняния.
- Органы дыхания.
- Центральный отдел нервной системы человека.
- Орган, позволяющий человеку двигаться.
- Ответы:
- Рот
- Сердце
- Глаз
- Кожа
- Нос
- Легкие
- Мозг
- Мышцы
Слайд № 3.
Слайд № 4 и 5.
(таблица внутренних органов человека)
Слайд № 6.
Ответы учеников.
Слайд № 7 и звукозапись.
Портрет
И. П. Павлова.
Учебник «Окружающий мир» стр. 131.
(Читает 2 учащихся).
Слайд № 8.
(звукозапись для физкультминутки)
V
Итог урока
- И в заключении мы выполним с вами небольшой тест.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание
Стр. 128 – 136 читать, ответы на вопросы.
Индивидуальные
тесты для учащихся.