Просмотр содержимого документа
«Организация учебного процесса в 1 классе через игру.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8.
Организация учебного процесса в 1 классе через игру - соревнование
Учитель начальных классов 1 категории
Кравченко Наталья Владимировна
2016 г.
Организация учебного процесса в 1 классе через игру – соревнование
С момента поступления в школу у детей начинается новая - непривычная жизнь. В дошкольном периоде основной вид деятельности ребёнка - это игра. В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Как организовать учебный процесс так, чтобы преодоление трудностей стало интересным? Чтобы все дети были включены в учебную деятельность? Чтобы развивалось умение учиться, и усваивались знания по темам?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В философии и культурологии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира. В педагогической науке игра - способ организации воспитания и обучения. В психологии - средство активизации психических процессов.
Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели и рефлексия, что соответствует требованиям к структуре современного урока. Игровая атмосфера урока развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Дети играют, а играя, непроизвольно узнают новое, закрепляют, расширяют полученные знания.
Свои уроки в 1 классе я выстраиваю на основе игры – соревнования. Считается всё:
- Кто услышал первым звонок на урок и встал возле своей парты – продвигай вашу ряд – команду вперёд.
- Кто первым сообразил, как выполнить сложное задание – ещё шаг вперёд.
- Кто аккуратно работал в тетради – молодец, ещё шаг и т.д.
Соревнование проходит в течение дня. Победителя мы награждаем аплодисментами. Счастливые победители бегут к родителями со словами: «Мы играли! Мы выиграли!». У проигравших сегодня, есть шанс победить завтра.
Предлагаю следующие способы организации игры - соревнования:
1.«Букет»
В начале учебного года, когда дети мало знают друг друга, когда каждый ребёнок «сам за себя» я предлагаю отличившемуся ребёнку выбрать и добавить цветок в вазу для своего ряда. В конце дня мы считаем общее число цветов в вазе.
2. «Домики»
Для того чтобы дети сплотились в коллектив, на 2-м этапе оцениваю и индивидуальные и коллективные «заслуги»: все приготовились к уроку, все правильно сидят на стульях во время письма… Домики, которые выстраиваются на доске, от лишнего шума «ломаются» - разбираются. В конце дня подводим итог: Кто живёт в домике?
3. «Листья»
Более сложный вариант игры 2-го этапа. Листья могут упасть с ветки, но не могут вернуться. На чьей ветке останется больше листьев?
4. «Солнце и туча»
Детям нравятся перевёртыши. Учитель может перевернуть картинку молча, развивая у детей наблюдательность.
5. «Солнышко»
На 3-м этапе необходимо собрать весь класс в единый коллектив. Теперь Солнышко одно на всех. Сколько раз оно перевернётся? С каким настроением мы закончим день?
Отличное начало - залог успеха.
Литература
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.