kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация учебного сотрудничества на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сотрудничество; отношения сотрудничества; учебное сотрудничество; коммуникативные умения младших школьников.

АННОТАЦИЯ. Затрагиваются проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников в учебном сотрудничестве; предложены приемы организации учебного сотрудничества на уроке.

Проблема формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является приоритетной для целого ряда отраслей психологопедагогического направления: социальной психологии, психологии труда, педагогической психологии, социальной педагогики, теории и методики воспитания, профессиональной педагогики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебного сотрудничества на уроках»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКЕ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Мардер Александра Павловна.

Педагог- психолог МАОУ «Верхнедубровская СОШ»

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Развитие ребенка определяется четырьмя видами деятельности: учебной, игровой трудовой и общением.

Каждый из четырех видов деятельности учащихся в начальной школе - это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

Ключевые слова: сотрудничество, обучение в сотрудничестве, сотрудничество на основе малых групп.

Методы групповой работы в сотрудничестве на уроках в связи с тенденцией гуманизации и демократизацией образования в современных условиях. Работа посвящена проблеме повышения качества знаний учащихся, улучшения межличностных отношений и личностной самооценки.
Особое внимание, наряду с рассматриваемыми методами работы в сотрудничестве, уделено модернизации учебного пространства с учетом психолого-педагогических особенностей детей.

Работа состоит из четырех частей. Первая посвящена организации учебного пространства на основе идей сотрудничества. Во второй подробно описываются методы групповой работы в сотрудничестве на уроке. В третьей части приводится мониторинг знаний и на их основе делается попытка проследить зависимость роста качества знаний от улучшения межличностных отношений и сформированности положительной Я-концепции учащихся.

Основная задача работы - показать, какое важное значение имеет обучение в сотрудничестве в формировании гармоничной, всесторонне развитой, успешной личности школьника. Она может быть рекомендована начинающим педагогам, работающим в личностно-ориентированной направленности.

Роль и место этих методов в процессе обучения можно рассматривать в различных аспектах:

  • групповая работа как одна из форм эффективного усвоения знаний;

  • групповая работа как средство улучшения межличностных отношений;

  • групповая работа как способ активизации процесса обучения.

Разумеется, поиск наиболее совершенных методов усвоения знаний всегда был в центре внимания педагогов, но если методы обучения способны параллельно решать проблемы школьников межличностного характера, помогают им раскрываться во всей своей индивидуальности, вовлекают учащихся в активный познавательный процесс, то считаю целесообразным применять и совершенствовать эти методы в обучении.

Важно понимать, что детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. В самом деле, независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики:

  • соревнуются друг с другом за право быть лучшими;

  • приобретают знания, ставят перед собой цели и достигают ее в своем режиме;

  • Работают, объединившись в небольшие группы.

В случае, когда учащиеся вынуждены соревноваться между собой за оценки, они работают друг против друга, стремясь к достижению цели, которая доступна лишь немногим, а иногда лишь одному из них. Но соревнование имеет весьма существенный недостаток: личный успех ученика противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо очень много работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так как он не уверен в своей способности победить.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели – коммуникативная компетентность.

Идея обучения в сотрудничестве может сформулирована так: учимся вместе выполнять задания совместно.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;

  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;

  • единого учебного материала;

  • общих ресурсов;

  • одного поощрения на всех.

1) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

2) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

3) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны - достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой оказания необходимой помощи друг другу.

Выделяют несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  1. Обучение в малых группах возможно использовать на любом учебном предмете и на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока:

Объяснение учителя.

Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или "по вертушке" с комментарием вслух, выполнение контролируется группой.

Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одинаковые оценки.

  1. Обучение в команде на основе турнира отличается от предыдущего варианта формой организации проверки знаний учащихся: вместо индивидуального тестирования проводится так называемый турнир столов. За столами собираются по одному ученику от каждой группы. Важно, что за каждым столом сидят равносильные ученики. Тесты достижений, предлагаемые школьникам, имеют различный уровень сложности: "сильному столу" предлагается задание повышенного уровня сложности, "среднему" - немного послабее , "слабому столу" - еще слабее. Количество баллов, которое получает школьник, справившийся с заданием, не зависит от "планки" стола.

  2. Индивидуальная работа в команде удачно используется на уроках математики. При организации групповой работы контроль за формированием знаний и умений, выполнением домашних и классных заданий ведут ассистенты (оценщики) - специальные члены группы, которые отражают свою работу в специальных журналах. Это делается для того, чтобы у учителя освободилось время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками.

  3. Пила применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода "пила" включает 5-6 человек. Тогда каждый участник назначается ответственным (экспертом) за свой фрагмент учебного материала. Его задача - не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили его. Классический вариант метода "пила" предполагает, что после групповой работы учитель организует встречу экспертов из разных групп, которые объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы групповая работа продолжается еще некоторое время, затем организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование по карточкам, так и устный ответ на вопрос учителя, адресованный любому члену группы по выбору педагога, или совместный доклад, подготовленный группой. Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех. В начальной школе этот метод особенно удачно используется на уроках ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, литературного чтения. На уроке литературного чтения метод "пила" можно применять при изучении биографий писателей или анализе литературных произведений.

В конце хочется сказать, что подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.

Список источников:

  1. http://festival.1september.ru

  2. http://kopilkaurokov.ru

  3. http://www.moluch.ru

  4. http://pedagogika.snauka.ru

  5. http://nsportal.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация учебного сотрудничества на уроках

Автор: Мардер Александра Павловна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311256

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Формирование разных способов учебного сотрудничества на уроках английского языка» "
    ["seo_title"] => string(91) "formirovaniie-raznykh-sposobov-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "154604"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421169628"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Организация разновозрастного сотрудничества в школе"
    ["seo_title"] => string(55) "organizatsiia_raznovozrastnogo_sotrudnichestva_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "518902"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567337890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Организация рефлексии на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "orghanizatsiia-rieflieksii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "146910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419271512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства