Тема: «Органы чувств. Глаза – орган зрения».
Цель: Продолжать знакомить детей с внешними и внутренними
органами человека, приобщать к здоровому образу жизни,
развивать положительные привычки, выработка навыков
гигиены зрения. Расширять словарный запас и кругозор
детей, знакомить со строением глаза и его значением для
человека.
Оборудование: слайды, таблицы с изображением органов
чувств, картинки с изображением совы, орла,
череп человека, зеркальце,
Ход урока.
1. Орг. момент:
Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок (интерактивный)
т.е. с использованием компьютерной техники, которая поможет
нам лучше понять и запомнить тему урока.
Мы продолжим знакомство с органами чувств. Но повторим,
что знаем о нашем организме?
2.Закрепление:
Вопросы: 1) Как человек общается с окружающим миром?
2) Что ему в этом помогает?
3) Какие внешние органы человека за это отвечают?
( показ таблиц 5 органов чувств: ухо, язык, глаз, кожа, нос)
Слово учителя: Для того, чтобы быть здоровым мы должны
знать своё тело, любить его, заботиться о нём. Давайте
прочитаем и заучим девиз нашего урока. Он поможет
нам оставаться здоровыми.
Слайд №1
« Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу»
А о чём сегодня мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете
загадку:
Слайд №2
« Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят».
(…………)
(Дети записывают на слайде отгадку - глаза) Слайд №3 Глаза
Беседа по вопросам:
1) Кто из животных самый зоркий?
( Хорошо известно, что самое зоркое зрение у орла.
2)Как понимаете выражение «острое зрение» ?
- Он парит в воздухе на большой высоте и из-за облаков высматривает себе добычу на земле.
(показ картинки орла)
- Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
( показ картинки совы)
Человек не такой зоркий, как эти птицы, но, не имея зрения, человеку приходится очень тяжело приспосабливаться к
жизни, к окружающей среде.
Можно ли глаза назвать главным помощником человека?
Докажите Почему?
(ответы детей)
Задание: Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые
глаза у человека!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
( таблички с сочетаниями слов).
Прекрасные очи, ясные, чистые , огромные, веселые, зоркие ….
Практические задания:
1) Расскажите, какие глаза у вашего соседа?
( высказывания детей)
Слово учителя: Большую часть информации об окружающем мире
(до 80%),мы получаем через глаза. Они помогают нам видеть, что
есть у нас вокруг. Помогают различать и узнавать предметы , их
цвет, форму, величину.
Орган зрения – глаза размещены во впадинах черепа
(показ таблицы – «череп» ) Это глазницы
Глаза защищены подвижными веками (верхними и нижними)
Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли.
Брови мешают капелькам пота , выступающему на лбу, стекать в глаза.
Таблица «Строение глаза» , Слайд №4
- Если в глаз попадает соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза и смывают все посторонние частицы, убивают микробы.
Таблица « Строение глаза»
- Глаз состоит из: зрачка, хрусталика, радужной оболочки,
зрительного нерва.
Практическая работа с зеркальцем: Слайд №5
Учитель: Если мы рассмотрим глаз в зеркале, то увидим цветное
колечко – это радужная оболочка – радужка . От неё зависит цвет глаз. (рассмотрите в зеркальце свою радужку, какого она цвета?)
Радужку – покрывает тонкая оболочка, через которую проходит световой луч – это роговица . В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается . Это – зрачок.
Он регулирует количество света. Если яркий свет – зрачок
сужается, слабый свет – расширяется. Слайд№6
Выполнение опыта с зеркальцем:
рассматривание зрачка при слабом свете и при ярком свете
Вывод: Зрачок в сумерках расширяется , а при ярком свете
сужается.
Глаза устают. Нужно делать гимнастику для глаз.
Физминутка:
Слово учителя: Физические упражнения для отдыха глаз предложили нам томские врачи Я.А. Доровских и Р.Я.Шифанова.
Упражнения: 1) Руки на поясе . Повернуть голову вправо.
Посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой
Руки. Голову прямо. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые
движения по часовой стрелке, затем закрыть глаза, посчитать до 5
открыть глаза, посмотреть на соседа и улыбнуться.
Слайд №7
Наши глаза надо беречь. На урок к нам
Пришёл детский врач Пилюлькин. Он расскажет вам .как нужно беречь свои глаза.
«Правила бережного отношения к зрению»
(Ученик в белом халате, в роли врача зачитывает правила)
Слово учителя: Лучи света , отражаясь от предмета проходят
через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке
Слайд №8
(Показ на таблице) но изображение получается перевёрнутым
Слайд №9
Но если бы глаза не были связаны с мозгом, то мы бы не поняли,
что видим. Сигналы из глаза по нервам идут в мозг и человек видит
то, на что смотрит.
Выводы: на Слайде № 10
Итог урока:
Разгадывание кроссворда «Органы чувств»
У каждого ученика на парте кроссворд. (Работа самостоятельная,
проверка коллективная на доске)
Работа с учебником с. 46 – 47
(чтение статьи)
Д. з. с 46 – 47