Просмотр содержимого документа
«Организм человека»
Тема урока: Организм человека
Цель: Расширять представления детей о месте человека в окружающем мире.
Формировать понятие о системе органов человека и их функциях.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
- Начнем наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте. Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы. Уверена, что наше сотрудничество будет интересным и плодотворным. Перед тем, как начать работу, давайте поможем организму сосредоточиться. Возьмите мячи.
Самомассаж – эффективная и простая процедура, которая благоприятно влияет на весь организм. Несмотря на то, что у нас будут задействованы только руки, мы улучшим работу почти всех внутренних органов. (Комплекс заканчиваем упражнением, которое называется «Рукопожатие»). Рукопожатие – это символ доброжелательности и толерантного отношения друг к другу. Без этого предстоящая работа в группах невозможна.
2.Актуализация знаний
-Как называется раздел, который мы закончили изучать на прошлом уроке?
-Что такое природа?
-Назовите царства живой природы?
- Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
- Как в этом круговороте называют растения и почему?
- Как в этом круговороте называют животных и почему?
- Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?
- Расскажите о круговороте жизни на Земле.
3.Постановка цели и задачи урока
- Назовите признаки живой природы.
- А как вы думаете, человек это часть живой природы? Почему?
- Значит человек – это животное? Или он отличается от животных? Чем? -И так, определим место человека в окружающем мире. И очень важно, чтобы человек жил и творил во благо окружающей природе, а не во вред ей.
- А мы должны знать себя, свой организм?
-Почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека?
Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”
Он ответил: “ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”
А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь.
- О чём мы будем говорить на уроке? Определите тему нашего урока .
-Определите для себя задачи урока.
4. Открытие нового знания.
- Можно ли сказать, что человек является частью природы?
- А к какой природе относится человек: живой или неживой? Почему?
- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?
-Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. А сохранить его нам помогут знания своего организма.
- На какие две группы можно разделить все органы человеческого тела?
- Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение.
- Давайте вспомним внешнее строение человека.
- Давайте вспомним о внутреннем строении человека.
-Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь.
- Так, что же нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?
- А что такое организм?
-Найдите в словаре.
- Какие же системы есть в человеческом организме?
- Выбери правильные названия систем органов человека (работа с интерактивной доской):
-Вот мы сейчас с вами и вспомним системы и их органы.
- Вы будете работать в группах. Каждая пара получит свой вопрос, свое задание на который они должны найти ответ в учебнике.
1 группа: Что такое система органов? ____________________________(Органы, выполняющие общую работу)
2 группа: Как называется система, обеспечивающая переваривание пищи? ____ (Пищеварительная система.)
Какие органы входят в эту систему? ________(Желудок, кишечник, печень)
3 группа: Как называется система, обеспечивающая движение крови по организму? ______________ (Кровеносная система)
Какие органы входят в эту систему? ________(Сердце, кровеносные сосуды)
4 группа: Как называется система, управляющая деятельностью всего организма? _
(Нервная система)
Какие органы входят в эту систему? ________(Головной и спинной мозг, нервы)
5 группа: Как называется система, обеспечивающая дыхание? ________ (Дыхательная система)
Какие органы входят в эту систему? ________(легкие)
6 группа: Как называется наука, которая изучает строение тела человека? ______(Анатомия)
7 группа: Как называется наука,которая изучает работу органов человека? _____ (Физиология)
Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья человека? ___ (Гигиена)
(Ответы детей появляются на слайдах)
-Итак, переходим к первой системе. Отгадав загадку, вы узнаете, о какой из них пойдёт речь.
1. Опорно-двигательная система.
-Отгадайте загадку:
Я опору тела составляю
Ходить, бегать, прыгать помогаю.
- Какую роль выполняет скелет?
- Что приводит в движение кости скелета?
- Что образует скелет и мышцы?
- Что зависит от скелета и мышц?
- Следить за ней нужно с раннего детства.
- Сейчас группам предстоит выполнить сложную и ответственную работу: собрать, буквально «по косточкам» скелет человека.
- Сборка скелета на партах по группам.
- Молодцы! Переходим к следующей
Пищеварительной системе.
- Расположите на модели органы пищеварения так, как расположены они у человека.
- Давайте проверим органы
Пищеварительной системы
- Что обеспечивает пищеварительная система?
-Что нужно соблюдать, чтобы не было проблем с органами этой системы?
- Отлично справились и с этим заданием. Переходим к
3 Дыхательной системе.
- Перечислите органы дыхательной системы.
- Чем обеспечивает организм дыхательная система?
- Расположи органы дыхательной системы человека.
- Молодцы!
-Как беречь органы дыхания, мы с вами тоже знаем.
Следующая система, которую мы с вами повторим
4.Кровеносная система.
Прослушаем стихотворение-загадку.
По реке бежит вода,
Ярко-красная она.
Корабли по ней плывут,
Пищу органам везут,
Кислород они подвозят,
Углекислый газ увозят
И умеют воевать –
От микробов защищать.
- Что это?
- Как движется кровь?
- Что заставляет двигаться кровь?
- Сердце и кровеносные сосуды, что составляют?
- Покажите на макете человека сердце.
- Положите правую руку на свое сердце. Чувствуете, как оно стучит?
Сообщение ученика
«Сердце – это мощный насос, непрерывно качающий кровь. Этот полый мышечный орган разделён перегородкой на 2 половины; размером со сжатый кулак, весит от 250 до 350 граммов. В среднем сердце взрослого человека бьётся 72 раза в минуту, 100000 раз в день. Сердце в здоровом состоянии прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 км кровеносных сосудов в день. Сердце надо беречь и соблюдать все правила по его укреплению.
5.Нервной системе.
- Перечислите органы нервной системы.
- Что обеспечивает нервная система?
-Восстановите полностью текст (работа по группам)
Нервная система работает непрерывно, поэтому её необходимо беречь от переутомления. Главное – соблюдение … (режима дня). Следует чередовать …(умственный) и …(физический) труд, труд и …(отдых). После уроков полезно поиграть на …(свежем воздухе). Отдых для мозга, нервной системы – здоровый … (полноценный сон). Ребенок должен спать не менее … (10) часов в сутки.
- Проверим, что у нас получилось. Я думаю, что вы соблюдаете все эти правила.
6.Выделительная система.
- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.
- Что относится к органам выделения?
Практическая работа.
Цель работы: определить гармонично ли развивается организм и соответствует ли ваш вес вашему росту.
Ход работы.
1.Измерьте свой рост. (Мы измерили заранее)
2.Встаньте на весы и посмотрите, сколько килограммов вы весите.
3.Разделите число килограммов веса на число дециметров роста.
Если результат получится больше 3 и меньше 4, значит ты весишь как раз столько, сколько нужно.
Если меньше 3 – ты весишь маловато.
Если же результат окажется больше 4 – тоже нехорошо: у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо побольше бегать, играть в подвижные игры, работать на воздухе.
5. Закрепление изученного
- Давайте заполним таблицу, распределив органы по системам: дыхательная, нервная, пищеварительная)
Работа в тетради.
-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. Подпишите название органов человека.
- Кто выполнил, проверьте по учебнику стр.123.
6. Итог урока
-Ребята, ответили ли мы на вопрос, как устроен организм человека? (да)
- Из каких систем он состоит?
-Для чего человеку необходимо знать строение своего тела?
- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.
И это не все системы организма человека. О них мы узнаем на других уроках.
- Для чего нужно знать свой организм? (Чтобы следить за здоровьем)
7.Домашнее задание
Учебник стр. 122-125, ответить на вопросы раздела «Проверь себя»,
Р.Т. стр. 57-58 №2,3.
8Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте свою оценку.
.-Наше здоровье, как и наша Планета в наших руках. Кто готов соблюдать правила личной гигиены и вести здоровый образ жизни возьмите в руки человечка и прикрепите его к земному шару.