I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - устанавливает тематические рамки; - намечает шаги учебной деятельности. | Приветствие: - Мы урок наш начинаем, На столе мы проверяем: Всё ль в порядке? Всё ль на месте? И урок начнём мы вместе. (на фоне музыки для релаксации) - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний. - Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю посмотреть видеоролик и подумать, чему будет посвящён наш урок? Героев какой сказки вы увидите и кто её автор? - Кто догадался, что за сказка и кто её автор? - Что объединяет этих героев? -Попробуйте определить тему урока. - А ещё мы поговорим о дружной, счастливой семье, её членах, о заботе к младшим и престарелым людям, домашнем хозяйстве. - Какие цели поставим на уроке? -На уроке мы проведём исследование по нашей теме, а итогом будет проект, выполненный в форме фото-презентаций вашими одноклассниками, посещающих кружок «Проектная деятельность». -Откройте учебник на с. …….Герои каких сказок изображены на этих рисунках? - Как вы думаете, что объединяет членов этих сказочных семей? - Чему нас учат эти сказки? - Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили? - Из какого источника можно узнать значение слова «семья»? - Кто желает поработать с ноутбуком и найти значение слова? - Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему? | Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах. Приветствуют друг друга, настраиваются на работу. Просматривают видеоролик. «Гуси-лебеди», а автор – народ, поэтому это русская народная сказка. Что они одна семья. Тема урока – «Семья». Узнать, что обозначает слово «семья». Выяснить, какая семья может называться дружной, счастливой. Дети высказывают свои мысли. Дружба. Рассуждают. Из толкового словаря, из сети Интернет… Желающий ученик выполняет задание, читает значение слова из словаря Ожегова. Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами. Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей. Семья -группа живущих вместе близких родственников. Ученики выбирают значения слова и доказывают. | ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения (7 мин) Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения. | - Каких членов семьи вы знаете? - Кто является вашими родителями? - Кто из вас знает, почему маму и папу называют именно так, а не по имени, например? Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. -Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов. - Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения. - Кто ещё есть в вашей семье, помимо мамы и папы? - Как нужно относиться к младшим членам семьи? А к старшим и престарелым? Откройте рабочие тетради на с. 72 и выполните задание, выписав имена своих родных. - Кто хочет прочитать? - Что объединяет всех членов семьи? - Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны? - Кто знает, почему именно 7, а не 5или 6? - Какие знаете выражения, где используется цифра 7? - Как вы считаете, только у людей бывают семьи? - Из кого состоит их семья? - В чём сходство и различие семей людей и животных? | Дети перечисляют. Мама и папа. Выслушиваются ответы детей. Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а. Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели. Бабуши и дедушки, брат или сестра. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Несколько учеников зачитывают. Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время… 7 и Я Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7. 7 чудес света. На 7-ом небе… Нет, ещё и у животных. Из самца, самки и детёнышей. Высказывают свои мысли. | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. |
Информационная минутка (3 мин) | - Что скажете о семье медведицы? - Какие ещё бывают семьи? - Сейчас поработаем в паре, выполнив задание в рабочей тетради. Прочитайте задание. - Что скажете о количестве человек этой семьи? - А членов семьи? - Кого больше? На сколько больше? - А почему? - Можно сказать, что это большая семья? - Неважно, большая семья или маленькая, а что же главное в семье? - Сделайте вывод, пользуясь информацией учебника, с…….. - Кто прочитает? - Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям, но каждая семья хочет быть счастливой. - Что нужно для хорошей дружной семьи? - Когда семья будет жить счастливо? | Семья медведицы большая, у неё 5 медвежат. Маленькие, где мало членов этой семьи. 1 ученик читает. В этой семье 8 человек. 10. Членов семьи, на 2. Потому что в этой семье есть ещё и любимые животные. Дети высказывают своё мнение. 1 ученик зачитывает. Дети высказывают своё мнение. | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. |
III. Реализация планируемых действий (15 мин) Цели: - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения. | Стадия осмысление: - Предлагаю разделиться на группы и выполнить задания. 1 группа выполняет задания под названием «Копилка народной мудрости». Все ваши действия описаны в листке самоконтроля. 2 группа выполняет задания под названием «Семейные традиции», о них мы уже вели речь на занятиях кружка «Проектная деятельность». 3 группа выполняет задание под названием «Облако слов». Не забудьте про листок самоконтроля, где вы должны оценить все свои действия. - Группы готовы, вам слово! -Хорошо! - Так какую семью мы называем дружной, счастливой? | Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой» Проходит работа в группах. По 1 представителю от группы выходят к доске, рассказывают и показывают итоги своих работ. Подводят итог. | ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя. |
IV. Самостоятель ная работа с самопроверкой (8мин) Цели: - организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний; - организует работу консультантов, самопроверку, самооценку; - определяет цели для дальнейшей работы. | - Определите план дальнейшей работы. - На уроке мы попробуем выстроить модель взаимоотношений членов семьи. - Выполняя это задание, какую цель вы поставите перед собой? - У каждого на парте есть лист с рисунком дома и брёвнышек-слов. Вам нужно будет построить дом своей мечты. -Прочитайте слова на брёвнышках и стрелками соедините дом с теми словами, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи. - Проверим, что получилось. - А почему вы не соединили дом с другими словами? Оцените себя, показав нужный кружок. - Решите кроссворд в рабочей тетради на с.73, а помогут вам в этом рисунки в учебнике на с. 88. - Проверьте, оцените себя. | Составить модель дома с рекомендациями для семей, чтобы они были дружными и счастливыми. Выполняют задания, выбрав подходящие слова. 1 ученик работает у доски. Несколько ребят зачитывают слова. Они не подходят для дружной семьи. Оценивают.
Выполняют задание и проверяют себя, сравнив свои ответы с ответами на доске. Показывают соответствующего цвета кружок. | ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «Дружная семья», осознание своей роли в семье. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: формулирует вывод |
VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)+ ( 5мин) Цели: - вспоминает содержание основных этапов урока; - оценивает собственную учебную деятельность. | - Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли цели? - Определите цель следующего урока. - Оцените свою работу на уроке, подчеркнув утверждение, с которым вы согласны. - Кто подчеркнул первую строчку – Я справился с работой?! Вам повезло! - Кто вторую – Я не полностью справился с работой? - Кто третью – Я не справился с работой? -Что понравилось? - Где испытывали затруднение? - Кто доволен своей работой на уроке? -Кого бы похвалили за работу? - Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо. - Мне хочется закончить наш урок просмотром проекта в виде фото-презентаций «Вместе дружная семья», который мы делали с группой ребят на кружке «Проектная деятельность». | Отвечают на вопросы. Оценивают работу за весь урок. Определяют цель следующего урока. | РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |