План конспект
образовательной
деятельности по окружающему миру в подготовительной группе
«Вместе дружная семья»
Анастасия Свинухова
План конспект образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе «Вместе дружная семья»
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
Образовательные
1. Обогащать и активизировать словарь детей по тете «Семья».
2. Закреплять умение составлять рассказы о семье по сюжетной картине, по пред-ставлению.
3. Активизировать в речи прилагательные.
4. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие
1. Развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.
2. Стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные
1. Воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
2. Формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
Направление:
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
Коммуникация
Предшествующая работа:
Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Морозко».
Рисование: «Моя семья», «Гуляем всей семьей», «Мой брат (сестра)».
Составление рассказов: «Однажды вечером», «За обеденным столом», «Наша дружная семья».
Изготовление плаката «Вместе мы одна семья».
Изготовление фотоальбома «Вот такие мы»
Конкурс «Лучшая книга о семье».
Изготовление Генеалогического древа.
Изготовление стен-газеты «Веселая семейка»
Изготовления герба семьи.
Дидактические игры: «Какой, какая?», «Назови ласково», «Кто старше, кто младше?», «Чей, чья, чье?».
Беседы: по сюжетной картине «Семья», «Когда огорчается мама».
Разучивание стихов, поговорок пословиц о семье.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
картинки с изображением женщин, мужчин;
картинки с изображением членов семьи;
цветок;
мяч;
корзинка;
одноразовые стаканчики;
стеклянные шарики;
пирамидка;
рисунки родителей.
Ход ОД
Воспитатель: Приглашаю всех детей в студию на передачу «Вместе дружная семья». У нас в студии уже много собралось зрителей. Ребята, занимайте5 места поудобнее. И начинаем.
Добрый день! Начинаем нашу передачу, и я ее ведущая А. М. приветствую всех гостей. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети д\с «Сказочная страна», подготовительной группы «Подсолнушки» г. Краснодар. Они пришли сегодня для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и блики людях.
(Раздается шум, появляется Карлсон)
Карлсон: Ну вот, так и знал, я, как всегда опять опоздал! Все началось уже без меня.
Воспитатель: Да кто ты такой? Столько шума от тебя!
Корлсон: Я Карлсон, который живет на крыше.
Воспитатель: Вот здорово, что ты прилетел к нам на передачу! А называется она «Вместе дружная семья». Думаю, что тебе будет интересно.
Карлсон: Постойте, минуточку. А что это такое СЕМЬЯ? Я в первый раз слышу это слово.
: Ну, раз так, то занимай место и сейчас сам все поймешь. А мы с вами ребята объясним нашему гостю, что такое СЕМЬЯ.
(Карлсон садится с детьми)
Воспитатель:
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестер
Весело дружило.
Вместе пили молоко, вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
- Сегодня мы хотим рассказать тебе дорогой Карлсон о самом главном, что есть на земле – о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Дети, что обозначает слово СЕМЬЯ?
Дети: Семья-это семь раз Я, значит мы повторяемся в своей семье 7 раз.
Карлсон: Ух, ты! А как это?
Дети: 1-прадедУшка, 2 – прабабушка, 3 – дедушка, 4 – бабушка, 5 – папа, 6 – мама, 7 – это я сам. Вот так и получилось 7 раз я, а это значит моя семья.
Карлсон: Вы что, все на одно лицо?
Дети: Нет, просто бывает так, что глаза у ребенка как у его дедушки, походка как у папы, волосы как у мамы, а улыбка бабушкина.
Карлсон: Теперь немного понятно. Я слышал недавно слово родственники. А вы не знаете, кого называют родственниками?
Дети: Родственниками называют близких по родству людей: это бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры…
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что означает слово РОД?
Дети: Род – это одна большая семья.
Воспитатель: Кто считается старшим по возрасту членом семьи: бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка?
Дети: Старшими считаются прабабушка и прадедушка.
Карлсон: Это почему?
Дети: Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.
Воспитатель: Попробуем представить род человеческий в виде этих колец (пирамидка из 5-ти колец).
Логопед предлагает ребенку надеть на стержень пирамидки самое большое кольцо.
Это прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?
Дети: Дедушка и бабушка. ( и так нанизать все кольца пирамидки)
Воспитатель: У нас с вами получилась пирамидка. На чем держится стержень пирамидки?
Дети: На самом большом кольце – это прабабушка и прадедушка.
Воспитатель: Многие люди знают историю своего рода. А те, кто дорожит своим родом, помнит обо всех родственниках, они берегут свои семейные альбомы и даже создают генеалогические деревья своей родословной. Вот и вы ребята тоже дома с родителями сделали такие деревья. Поделитесь с нами и скажите:
- Сколько человек в вашей семье?
- Назови всех членов вашей семьи.
- Кто самый младший, кто самый старший в семье?
- Назови фамилию, имя, отчество каждого члена семьи. (4-5 детей)
Карлсон: Что-то немного скучновато стало. Давайте немного поиграем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «От младенца до старика» или «Собери цепочку».
На картинках изображены женщины и мужчины. Вам необходимо разложить картинки в следующей последовательности, начиная от самого рождения и до старости по порядку.
(дети работают в 2-х командах)
Карлсон: Ну, вроде бы с семьей мне все понятно. Только вот не пойму я никак, кто кому кем доводится.
Воспитатель: Сейчас мы объясним, и станет все тебе понятно.
- Как называют твою маму бабушка и дедушка?
- Как называют бабушку и дедушку твои родители?
- Кто ты для дедушки и для бабушки?
- Кто ты для мамы и для папы?
- Кто для тебя мама и папа?
Карлсон: Теперь понял. Спасибо. Молодцы!
Воспитатель обращает внимание детей на красивый цветок.
Воспитатель: Дети, да этот цветок не простой, а с секретом, на его лепестках что-то написано (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя, сын, дочь).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»
Карлсон: Ой, ребята, помогите мне еще раз. Вы же знаете, что я живу на крыше. И недавно ко мне забрались воры, но они ничего у меня не украли, а наоборот, что-то оставили. В общем, какие-то вещи. Я думаю, что эти вещи сушились на балконе, а воры их украли и спрятали у меня на крыше. А я хочу вернуть эти вещи их хозяевам. Помогите разобрать, кому они принадлежат.
В саквояже лежат вещи:
Женский шарф
Мужской шарф
Женское кольцо
Бусы
Клубок
Зеркало
Газета
Очки
Юбочка
Бейсболка
Платье
Брюки
Игрушка
Воспитатель: Ну что, Карлсон, помогли тебе дети?
Карлсон: Да, спасибо вам ребята. Вы очень мне помогли. Так много рассказали мне о семье. А еще мне хотелось бы узнать, какие они, эти родственники?
Игра «Кто, какой?» - с мячом
Дети садятся в круг на ковре. Логопед прокатывает мяч каждому ребенку.
- Мама какая?
- Папа какой?
- Дедушка какой?
- Бабушка какая?
Карлсон: Все, дорогие мои дети, мне пора возвращаться домой. И я хочу раздать все вещи их владельцам. Теперь-то я знаю, кому они принадлежат. До свидания, до встречи. Я еще прилечу к вам!
(Карлсон уходит)
Воспитатель: А мы свами продолжаем нашу передачу. Ребята, в каждой семье все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовем, что делает каждый.
Игра «Распредели обязанности»
На столе стоят одноразовые стаканчики (5 штук), на которых наклеены изображения членов семьи, коробка с стеклянн6ыми шариками. Воспитатель называет действия, а дети раскладывают камешки в тот стаканчик, кому соответствует данное действие.
- Стирает
- Гладит белье
- Варит обед
- Моет пол
- Моет посуду
- Пылесосит
- Зарабатывает деньги
- Ремонтирует бытовую технику
- Делает ремонт
- Шьет
- Вяжет
- Стряпает пирожки
- Помогает бабушке
- Выносит мусор
- Ходит в магазин
- Играет
- Ходит в детский сад
- Капризничает
Воспитатель: Как много дел у взрослых, а особенно у мамы.
Вы пока еще не взрослые, но уже можете помогать и маме и бабушке и дедушке.
Я думаю, что вы это делаете.
Дети, а вы знаете пословицы о семье?
Дети: (называют пословицы)
Воспитатель: Ребята, вот картинки с изображением членов семьи. На какие группы можно поделить членов семьи?
Дети:
- Взрослые и дети.
- Молодые и пожилые.
- Мужчины и женщины.
Воспитатель: Молодцы!
Скажите, зачем вам нужны родители? Зачем вы нужны родителям? Что должно быть в семье?
Дети:
- В семье должен быть мир, благополучие, согласие, лад, счастье, достаток, уважение, забота, внимание.
- Дети нужны родителям, чтоб они помогали им в старости.
Воспитатель: Встаньте в круг, предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Сейчас мы проверим, какие добрые дела вы делаете для своих родных.
Дети передают из рук в руки корзинку по кругу, называя добрые дела.
Полить цветы;
Мыть посуду;
Заправить свою постель;
Складывать свои вещи;
Убирать со стола;
Помочь бабушке отыскать очки;
Съесть манную кашу;
Убрать игрушки на место;
Помочь в уборке маме
Воспитатель: Русская пословица гласит: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Давайте мы будем беречь, любить свою семью, заботиться о каждом члене своей семьи. И тогда в нашей жизни будет все спокойно, благополучно и радостно.
Что бы вы хотели пожелать своей семье?
(детские пожелания)
Воспитатель:
Семья - это много счастливых минут
Семья, когда все дружно живут.
Семья, когда вместе садятся за стол,
Где любят, жалеют, прощают и ждут,
Семья это счастье, добро и уют.
Итог.