Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 2 класс Школа 21 века»
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета«Окружающий мир» для 2 класса разработана:
- на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Окружающий мир: программа 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова. – М. – Вентана-Граф, 2013)
- в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Учебник:
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост.: Е.С.Галанжина. – М.: Планета, 2013
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Задачи курса:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
-осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
-подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
-подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебные недели).
Количество часов в год – 35 ч
Количество часов в I четверти -9 ч Количество часов в II четверти – 7 ч Количество часов в III четверти - 10 ч Количество часов в IV четверти - 9 ч
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
· Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
· Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
· Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
· Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя,
природы и общества.
· Человечество как многообразие народов, культур, религии.
· Международная основа мира на земле.
· Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
· Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
· Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
· Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
· Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
· Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
· Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Содержание учебного предмета
2 класс (35 ч )
Введение. Что тебя окружает
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия
«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Универсальные учебные действия
Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.
Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».
Различать флаг и герб России. Основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.
Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка.
Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.
Мы — жители Земли
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии. Грибы. Животные и растения – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Универсальные учебные действия
Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
Называть царства природы.
Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия
Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край).
Различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения.
Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.
Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоем от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада).
Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе. Приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Экскурсии
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся могутнаучиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Учебно-тематическое планирование (1ч. в неделю.35 ч)
№
п/п
Наименование
раздела
программы
Тема урока
Характеристика деятельности учащегося
Примечание
1
Введение
Что такое окружающий мир?
Я, ты, он, она…
Все мы люди…
Сравнивать понятия «объект природы», «изделие». Анализ стихотворения «Чудо» Н. Юрковой.
Сравнивать понятия «настоящее», «прошлое» «будущее». Обсуждать текст учебника
2
Кто ты
такой?
Наши помощники- органы чувств
Что такое здоровье?
Обсуждать статьи учебника. Составлять словесный портрет. Работать с рубрикой «Картинная галерея» Повторять пройденное: как человек воспринимает мир?
3
4
Ты и твоё здоровье
Режим дня.
Физическая культура
Сравнивать понятия «здоровье-болезнь». Обсуждать статьи учебника. Составлять режима дня
Обсуждать правила организации труда и отдыха..
Обсуждать вопрос «Что такое физическая культура?». Работать с иллюстрациями. Работать с рубрикой «Картинная галерея».
Почему нужно правильно питаться. Здоровье и питание.
Знакомиться с различным спортивным инвентарем.
Спортивные игры с использованием спортинвентаря.
5
Умеешь ли ты есть…Почему нужно быть осторожным
Работать с иллюстрациями и текстом в учебнике. «Сочинялки»: придумывать веселые истории про мальчика, который не любит физкультуру.
Обсуждать вопросы: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы? Работать с рисунком – схемой в учебнике
6
Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Можно ли изменить себя
Игра «Приглашаем в гости». Рассматривать и обсуждать иллюстрации из текста учебника
Обсуждать вопросы: как определить:
Что ты болен? Когда и как нужно проявлять осторожность?
7
Как избежать неприятностей?
Упражнения – элементы аутотренинга. Обсуждать вопросы: «Почемучка – это хорошо или плохо?»
8
Кто живёт рядом с тобою
Что такое семья? Труд в семье.Как семья отдыхает?
Обсуждать вопроса«Что такое семья». Работать с рисунком – схемой. Выполненять заданий «Соображалки» и «Смешинки»
9
Проверочная работа. Твои друзья – взрослые и дети.
Обсуждать вопрос «Существует ли «женский» и «мужской» труд?»
Анализировать стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник»
10
Твои друзья – взрослые и дети. О правилах поведения.
Работать с иллюстрацией и текстом в учебнике. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время». Работать с рубрикой «Картинная галерея»
11
О дружбе. Настроение..
Работать с иллюстрациями в учебнике. Составлять рассказы Анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день».
12
Россия – Родина твоя
Родина – что это значит? Родной край-частица Родины
Обсуждать понятия «правила поведения». Обсуждать вопрос «Какие бывают правила?», «Когда появились правила?» Составлять рассказы про мальчика Васятку «Радость», «Удивление», «Жалость».
13
Из истории нашей Родины.
Обсуждать вопрос кто такие первые русские князья. Разыгрывать сценки.
14
Зачем человек трудится? Хлеб- главное богатство России
Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по теме.
15
Как работают в пекарне. Все профессии важны.
Работать со статьей в учебнике и иллюстрацией. Работать в парах. Разыгрывать сценки Составлять рассказ по теме
16
О труде фермера и экономиста, программиста.
Беседовать на тему Обсуждать текста учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея»
17
Города России. Москва. Древние города России.
Обсуждать вопросы Работать с иллюстрациями учебника.
.
«Уроки Кирилла и Мефодия»
18
Мы-граждане России. Народы России. Проверочная работа.
Работать по иллюстрациям учебника: памятники России.
Пословицы о Родине.
Вести диалог о Дне России.
19
Мы – жители Земли.
Солнечная система. Земля-планета солнечной системы. Глобус – модель Земли.
Беседовать на тему Обсуждать вопросы «Солнечная система»
Обсуждать текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея»
20
Царство живой природы. Бактерии. Грибы.
Читать и обсуждать текста Рассматривать иллюстраций учебника.
Работать с рубрикой «Картинная галерея»
21
Жизнь животных.Какие животные живут на Земле.
Как животные воспринимают мир.
Читать и обсуждать текст. Беседовать о царствах животных. Работать с рубрикой «Картинная галерея»
22
Как животные защищаются, питаются, строят жилища, воспитывают потомство.
Называть и узнавать животных, составлять небольшой рассказ по теме
23
Жизнь растений. Какие бывают растения.Органы растений и их значение для его жизни.
Беседовать о растениях. Работать по рисунку –схеме в учебнике.
Сравнивать растения.
24
Что такое лес?
Как развиваются растения.
Организовать практическую работу по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием.
25
Деревья и кустарники леса.
Экскурсия в лес
26
Травянистые растения. Лесная аптека.
Организовать знакомства с некоторыми лек. растениями
27
Звери леса. Проверочная работа.
Обсуждать тексты учебника
28
Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. Насекомые леса.
Знакомиться с голосами лесных птиц, с семейством пресмыкающихся