2.Актуализация знаний. 5мин 3. Определение темы и задач урока. 3мин 4. Изучение нового материала. 5.Практическая работа. Физкультминутка 6.Обобщение, систематизация, применение знаний. 7.Подведение итогов урока и рефлексия. 8. Рекомендации для занятий дома. | 1) Фронтальная работа. -Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) -Чем отличаются насекомые? - Как отличить рыб от других животных? 2) Парная работа на карточках. -У каждого на парте рисунки животных. Рассмотрите его и закрасьте круг красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое. Проверка: 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей) Назовите их. - Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми кружки остались не закрашенными (Птицы) Слушание голосов птиц. - Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас услышите. - Теперь снова сядьте правильно. - Предположите, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О птицах.) Тема урока: Кто такие птицы? - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? -Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц. 1) -Каких птиц вы знаете? (ответы) -Как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.) - Давайте посмотрим на экран. Каких животных вы узнали? -Кто из этих животных умеет летать? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга) - Можно ли всех этих животных отнести к одной группе и назвать их птицами? (нет) -А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу, у неё есть крылья) - Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? 2)- Посмотрите на фотографии птиц внимательно. -Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие. - Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья, клюв) Ключевые (главные) слова на уроке будут: перья и клюв. 2)Знакомство со строением птицы. ЧУЧЕЛО Из чего состоит тело птицы, можете ли вы назвать? -Рассмотрите рисунок - Какую птицу вы узнали? (Это голубь.) -Что интересного знаете о голубях? - Рассмотрите тело птицы. Сейчас будем называть части тела голубя и показывать их. Один ученик выйдет к доске. (работа со слайдом) (Голова, туловище, крылья, ноги, хвост, клюв, шея) -А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения) 2)Практическая работа. -Рассмотрите предложенные перья. -Одинаковые они или разные? -Чем они различаются? (цветом, формой, размером) -Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. -А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки. -Посмотрите через лупу. (Учитель показывает стержень и бородки перьев). Упражнения: а) -Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, легкое.) б)-Отрежьте кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое.) -Вот почему перья легкие. в)-Мокните перо в воду и выньте его. (Капельки скатились, перо не намокает.) От чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости.) Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости. г) -Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) -Для чего птице нужны разные перья? - Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками) Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны) Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно) И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты) Фильм о птицах. Задание: - посмотрите внимательно, слушайте, старайтесь узнать, что-то новое о птицах. Проверка после просмотра: -Что ещё узнали о птицах? (Бывают перелетные и зимующие) - Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.) -Все ли птицы летают? (Нет, не умеют летать пингвин и страус) - Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.) Дополнительно: - СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги! Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. ПИНГВИНЫ – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы – ласты, которые им помогают плавать. Дополнительно: Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом, они привлекают внимание подруги. Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки. -Птицы бывают растительноядные, насекомоядные и хищные. - У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлов), клювы загнутые, у растительноядных клюв маленький короткий, у насекомоядных - длинный тонкий. Предлагаю провести эксперимент. Возьмём предметы похожие на клювы и когти птиц: это прищепка, заколка и пинцет. (И ещё мышь, семена липы, рыбка в стакане и насекомые в коре дерева.) - Каким предметом («клювом») будет удобнее брать пищу. Прищепка – клюв растительноядных птиц, Заколка – кривые когти хищных птиц, Пинцет – клюв насекомоядных, и тех которые питаются рыбами, лягушками – достают пищу из воды) -Сегодня наше путешествие по царству природы завершается. -Каких животных называют птицами? Сделайте вывод Вывод: Птицы - животные, тело которых покрыто перьями. – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? - Ребята, скоро наступит зима не забывайте, что птичкам очень трудно добывать себе корм. - Скажите, как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Повесим кормушки и будем подкармливать птиц.) - Молодцы! - С каким настроением вы работали? - Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Знакомство с книгами. Нарисовать птичку в рабочей тетради поэтапно. | Познавательные: логические УУД Игра “Кто в группе лишний» Майский жук, ворона, щука, синица, водомерка, шмель, карась, сом. Регулятивные УУД Познавательные УУД (общеучебные) Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД Познавательные: логические УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Работа в парах. На столах лежат перья и лупы. (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.) Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают. Познавательные: логические УУД Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку). Дети высказываются. Регулятивные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД. Личностные УУД. | Образец листочка с заданием. (После выполнения задания – проверка) Самостоятельная работа. Аудиозапись «Голоса птиц» Слайд 1 Название темы урока. Слайд 2 Иллюстрации ( ночная бабочка, летучая мышь, курица,белка-летяга). Слайды 3-9 ключевые слова: перья, клюв Чучело тетёрки слайд 10 Сообщение ученика: «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.) Видеофильм о птицах Слайд 11 Прищепка – семя(растительноядные ) Краб заколка – мышь (хищные) Пинцет -(кора дерева) насекомоядное) Перелетные – утки, лебеди, ласточки, скворцы, кукушки. Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, сова, дятел. Сигнальные карточки |