Тема«Птицы»
Тип урока комбинированный
Цельуглубление и расширение знаний обучающихся о птицах
Задачи-повторить отличительные признаки птиц;
-дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц;
-расширить знания о питании птиц, проследить взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.
1Организационный момент Загадывает загадку:
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
-Выскажите предположение о чем пойдет речь на уроке?
Рассуждают над текстом загадки, высказывают свою точку зрения.
(Ответ: птица).
2/Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 21
Убедитесь в правильности своих предположений.
-Сегодня мы, ребята, повторим отличительные признаки птиц;
-узнаем о важности перьевого покрова в жизни птиц;
-расширим знания о питании птиц и проследим взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Назовите изображенных животных. К каким группам они относятся?
- По каким характерным признакам вы это определили?
Тема «Птицы».
Звери (летучая мышь) – покрыты шерстью, насекомые (бабочка) – имеют 6 лап и усики, птицы (гусь, пингвин).
- Как вы отличаете птиц от других животных?
Наличие перьевого покрова, пара крыльев, две ноги.
- Можно назвать всех летающих животных птицами?
- А плавают ли птицы? Каких водоплавающих птиц вы знаете
- Бывают ли нелетающие птицы?
- Что же общего у всех птиц?
- Всё ли мы знаем о птицах, как вы думаете?
3 Изучение нового учебного материала.
- Что вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь на этом уроке
- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить?
Вопросы детей записать на доске.
Например: Почему птицы умеют летать? Почему перья утки не намокают? Чем питаются птицы? и др.
- На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим.
Постановка проблемного вопроса.
- Знаете ли вы, что птиц ещё называют «пернатые». По какому отличительному признаку птицы получили такое прозвище?
- А зачем птицам перья? Работа с текстом Хрестоматии.- Чтобы проверить наши предположения обратимся к Хрестоматии. Откройте содержание книги, найдите статьи о птицах. Какой рассказ из хрестоматии поможет нам?
Зачем птицам перья?» Открывают стр. 89
- Прочитайте текст по «цепочке».Читают текст по «цепочке».
- Подтвердились наши предположения?
- Для чего же нужны перья птицам?
- Почему в народе говорят – «как с гуся вода»? Почему речь идет не о курице или воробье?
слайд 1.Мокрый воробей.
Беседа по содержанию статьи «Зачем птицам перья?»
- Обновляются ли перья птицы в течении жизни?
- За год у птицы полностью меняется перьевой покров.
- Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перьевой покров и при этом некоторое время не могут летать?
- Как добывают пищу хищные птицы?
- Может птица летать без перьев? Что случиться, если птица не сможет охотиться?
- А как и где добывают пищу утки, гуси, лебеди и др.?
- Нужно ли для этого летать?- Могут они некоторое время прожить без оперения?
Дополнительная информация
Копчиковая железа — единственная железа птиц, расположенная над хвостовыми позвонками, секрет которой выводится наружу через крупные протоки.
. Слайд2
- Приходилось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком? Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они отличаются?
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице с. 22. Прочитайте, как называются различные виды перьев.
Самостоятельное чтение фрагмента на с. 22
- Как называются перья? Какую функцию выполняет каждое из них?
(Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют главную роль при полёте птицы.Покровные перья покрывают всё тело птицы, они облегчают полёт.Пуховые перья защищают от переохлаждения и перегрева.)
Работа в группах.
- Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия.Практическая деятельность
- Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп).
- Выберите координатора.
- Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает набор перьев и карточку с вопросом (заданием практического характера).
- Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы.
Задания группам.
Группа 1.
Рассмотрите предложенные перья. Ответьте на вопросы.
- Чем различаются перья?
- Каждое перо имеет стержень и бородки. Определите (догадайтесь) где стержень, а где бородки и отметьте их на схеме.
Группа 2.
Рассмотрите перо под лупой. Найдите стержень и бородки. Как скрепляются бородки?
Группа 3.
Подуйте на перо, положив его на ладонь.
- Что заметили?
- Почему перо лёгкое? Отрежьте ножницами кончик стержня пера, рассмотрите какой он внутри? Сделайте вывод.
Группа 4.
- Капните на перо из пипетки. Что вы увидели?
-Какую роль выполняет перо?
Группа 5.
Сравните два пера одной птицы – большое и маленькое. Подумайте, зачем ей разные перья?
Подведение итогов групповой работы.
Работа в тетради для самостоятельной работы.
- Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22. Прочитайте задание.
- Сможете выполнить его самостоятельно? Попросите своего соседа помочь вам.
- А сейчас немного отдохнём и поиграем.ДМ. Игра «Не ошибись»
- Я буду перечислять названия животных. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия птиц.
Ворона, бабочка крапивница, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель, ласточка, курица, ящерица, соловей, кузнечик, дятел, воробей.
учащиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия птиц.
Работа по учебнику
- Как вы думаете, можно ли по внешнему виду птицы узнать чем питается птица? Какие части тела птицы нужно рассмотреть?
- Откройте учебник на с. 23. Рассмотрите иллюстрацию.
- Знакомы ли вам эти птицы? Назовите их.
- Разные у них клювы или одинаковые? Опишите клюв и когти каждой птицы.
- Чем питаются эти птицы?
- Сделайте вывод: можно ли по форме клюва птицы узнать, какой пищей она питается?
4.Закрепление учебного материала
Работа с текстом Хрестоматии.
- Птиц очень много на Земле и питаются они по-разному. Какой источник информации поможет нам подробнее узнать о том, что едят птицы?
- Откройте хрестоматию на с. 92. Рассказ «Что птицы едят?» поможет узнать интересное о питании некоторых птиц.
Беседа по содержанию статьи «Что едят птицы?»
- О каких птицах-рыболовах вы узнали из этого рассказа?
- Какое незнакомое слово вам встретилось в тексте? Кто это?
- Где вы сможете найти информацию об этой птице?
- Какая птица употребляет пищи вдвое больше собственного веса? Слайд3
- Назовите других прожорливых птиц.Слайд4
Работа с текстом Хрестоматии.
- Приходилось ли вам слышать трели певчих птиц? - Каких певчих птиц вы знаете?
- Говорят, что «песня соловья не кормит». Правда ли это?
- Очень интересную информацию подготовили для нас ребята.
ассказ «Кормит ли песня соловья?»
- Певчих птиц во всё мире очень много - около 4 тысяч видов! Самые известные в нашей стране соловей, щегол, малиновка, жаворонок лесной, жаворонок полевой, пеночка, пересмешка, иволга, певчий дрозд, садовая славка. Голоса некоторых из них мы сегодня послушаем. Видеоряд с записью голосов птиц
- А эту птицу вы узнали? Почему эту птицу назвали именно так?
- Какие интересные факты из жизни кукушки вы знаете?
5.Рефлексия.
-Какое настроение вызвал урок?
-Какова главная идея урока?
-Что понравилось?
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик».
6.Задание на дом
Прочитать статью учебника на с. 21 – 23;
Выполнить задания в тетради для самостоятельной работы № 23, 24, 25;
Перечитать статьи хрестоматии на с. 89 - 96
- Выберите и выполните те задания, которые вам интересны, которые вы сможете выполнить самостоятельно.