Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе "Птицы"»
Урок окружающего мира "Птицы", 3-й класс (программа "Школа XXI века")
Таланова Светлана Александровна, учитель начальных классов
Разделы:Начальная школа
Цели:
дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах; формировать
представление о том, что все животные – живые тела природы;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, таблички с терминами, рисунок “яйцо”.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
На предыдущих уроках дети начали знакомство с некоторыми группами позвоночных животных. Это земноводные, пресмыкающиеся, рыбы. Дома нужно было нарисовать животное, относящееся к одной из групп. В начале урока ребята распределили свои рисунки по трем группам, вспомнили отличительные черты каждой группы животных.
2. Сообщение темы.
- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:
Два раза родится, Один раз овальный, гладкий, А во второй – пушистый, мягкий.
Показывается рисунок: яйцо, на обороте которого нарисован птенец.
3. Новый материал.
- Давайте подумаем, ребята, чем птицы отличаются от других животных? (умеют летать, имеют клюв, могут перелетать на большие расстояния и т.д.) - Прочитайте слова на доске: перо, оперение, пернатые. Можно ли назвать их родственными? Почему птиц называют пернатыми? - Какова роль птиц в природе? (разносят семена растений, контролируют численность насекомых) - Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает) - Давайте прочитаем об этом в учебнике (с.71-72) - Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? - Те, которые всю жизнь живут на одном месте? - А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте? - Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях. Как их можно назвать?
В ходе опроса на доске появляются таблички:
- Рассмотрите рисунок на с.73. Какие птицы изображены? Давайте прочитаем про них. - Какие из этих птиц являются оседлыми? Кочующими? Перелетными? - Я предлагаю вам выполнить задания в группах.
1 группа – кроссворд.
1.
Спинка темноватая, Животик желтоватый, Черненькая шапочка, Вы меня узнайте-ка. (Синица)
2.
Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей)
3.
На шесте дворец, Во дворце – жилец, А зовут его … (Скворец)
4.
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
2 группа
- Подумайте, кто, чем занимается зимой, соедините стрелками.
КУРОПАТКИ отлеживаются в сугробах
СНЕГИРИ кочуют по вершинам деревьев
ТЕТЕРЕВА ищут нетронутый ягодник
3 группа
- Докажите, что птицы являются живыми телами природы.
После выполнения заданий в группах дети выносят их на доску.
- Сегодня мы снова посетим картинную галерею на страницах нашего учебника.
Рассмотрите иллюстрацию на с.72. Прочитайте, как называется картина, кто ее автор? (А.А.Рылов “В голубом просторе”) Нравится ли вам картина, что именно понравилось?
- К какому рассказу подходит? (Л.Н.Толстой “Лебеди”) Давайте вспомним, как Толстой описывает трудности перелета. В каком порядке летят лебеди? - Послушайте, что писал об этой картине мастер слова Осокин.
“Над бескрайними просторами, над угрюмым скалистым островом недавно пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они не предвещают уже шторма: в плавание вышел многопарусный корабль.
По небу величаво, нисколько не торопясь, движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы лебеди. Они летят навстречу весне, и ничто не остановит их могучий, вольный полет. Едва ли что-то может остановить этот полет. Как мощны и стремительны размахи крыльев! … Убегают вдаль волны. Они все уменьшаются и уменьшаются, исчезая у линии горизонта. А глаз между тем неотрывно следит за ними, и рождается желание следовать за этими бесконечно бегущими волнами. И еще большую жажду вольного широкого полета вызывают у зрителя неудержимые в полете, царственно парящие над небом и землей лебеди и величаво плывущие по небу облака. Они властно зовут за собой в страну солнца и счастья, которая лежит “там, за далью непогоды”
- Как называет лебедей автор? Почему же птицы отправляются в такие дальние и опасные перелеты? - Что страшнее зимой - холод или голод?
- Перелеты птиц трудны и опасны, но трудно приходится и тем птицам, которые остаются зимовать. Послушайте об этом стихотворение (Читает подготовленный ученик)
Улетели птичьи стаи Лес в сугробах до ветвей. Трудная пора настала Для пернатых для друзей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю Много птиц осталось здесь.
- Я предлагаю узнать зимующих птиц по описанию, если узнаете, то сможете их увидеть. (На доске висят картинки с изображением птиц, они открываются после того, как дети отгадывают, о какой птице идет речь)
У этой птицы красивое пестрое оперение, на голове красное пятно, как будто берет или шапочка. Клюв острый и сильный. С его помощью птица стучит по дереву и достает из-под коры личинок насекомых. (Дятел)
Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и крестообразным клювом. Питается семенами ели, выводит птенцов зимой. (Клест)
Голова, крылья и хвост у нее черные, а бока белые. (Сорока)
У этой птицы спина, крылья и хвост темного цвета, а брюшко красное. Питается ягодами рябины.(Снегирь)
Это крупная птица темного, почти черного цвета. У нее крепкий клюв и сильные ноги. Зимой в поисках корма переселяется поближе к человеческому жилью. (Ворона)
Это крупная птица, предпочитает ночной образ жизни, охотится на мышей. (Сова)
- Эти птицы проживают в наших краях, вы можете узнать об их жизни много интересного из книг о нашем округе. (Демонстрируются книги “Экология для младших школьников”, “Азбука краеведения”)
- Вы узнали птиц по моему описанию, а сейчас давайте попробуем сами изобразить каких-нибудь птиц так, чтобы все смогли понять, что это за птицы. (Пантомима) - Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму? Какой корм они могут найти в природе? - Этого корма очень мало Птицам с трудом удается утолить свой голод. Могут ли люди помочь им? (Ученик читает стихотворение)
Вейтесь русые стружки, поджидая зиму. Мы готовим кормушки – угадайте кому? Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье – уберечь их зимой! Пуховые подушки на осинах белы. Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы! И они нам за это, зорко сад сторожа, От вредителей летом сберегут урожай!
- Как птицы отблагодарят людей за помощь? Из чего можно сделать кормушку? - Какой корм можно сыпать в кормушку?
4.Домашнее задание.
- Дома я попрошу вас смастерить вместе с родителями кормушки ( те, кто сможет). Остальные ребята подготовят сообщения о птицах ( в виде доклада, кроссворда, викторины и т.д.). Всем принести какой-нибудь корм для птиц, на следующем уроке мы с вами откроем птичью столовую.