- ученик научится находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
- Осознание важности умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
- Понимание нравственного смысла и красоты старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
- Осознание необходимости эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД |
Организационный момент Цель : создать работоспособную атмосферу на уроке, дать психологический настрой на изучение темы |
В мире много интересного. В мире много неизвестного Миру знаний нет предела Так скорей друзья за дело | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. | Личностные: Самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения Цель: проверить и обобщить уровень знаний учащихся по знанию теоретического материала по данной теме |
Откройте учебник на с 54. Прочитайте загадку. -Чтобы лучше понять эту загадку нужно сделать к ней рисунок (слайд 2). Что он напоминает? Конечно, это наш знакомый годовой круг. Значит, клеть – это время года; гряды – месяцы; сад – год». (слад 4) -Давайте вспомним, как называются времена года. - Послушайте музыку П. Чайковского времена года. (слайд 5) -Какие картинки природы встают перед вами? - Вы правы. Вы слушали П. Чайковского Времена года Октябрь. Игра «Найди лишнее». (слайд 6) На доске прикреплены название месяцев: «Декабрь», «сентябрь», «Ноябрь». Задание: найди лишнее и восстанови последовательность | Чтение загадки учеником: Есть у моего батюшки сад, В саду – двенадцать гряд; Гряды крест-накрест разгорожены. Сколько гряд в каждой клети положено? - Годовой круг - Зима, весна, лето, осень - Я увидела осень. Тихо падают листочки с деревьев. И мне показалось, что это осень. В одном месте музыка звучала громче и быстрее. Мне показалось, что легкий ветерок поднял их и вдаль понес. -Лишнее слово «Декабрь» так как это зимний месяц. -«Сентябрь», «октябрь», «ноябрь» - это осенние месяцы | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
3.Целеполагание выявление места и причины затруднения Цель: вызвать эмоциональный настрой, постановка цели и задач урока, умение сотрудничать с учителем |
-Ваши предположения, о чем сегодня будем вести речь на уроке? -Перед вами даты. (слайд 7 ) Прочитайте даты и расположите даты в правильной последовательности. 1 число капустника, 16 число месяца хмуреня, 7 число бездорожника - Что делать? Как решить эту задачу? - О чем вам говорит название месяца «капустника», «хмурень»? -Верно, и сегодня мы узнаем некоторые тайны осенних месяцев. Откуда пришли такие названия осенних месяцев?. С чем это связано? Вы будете исследователями. Вас ждут открытия и у каждого они будут свои. | - Игра «Найди лишнее» подсказывает, что речь пойдет об осени, и осенних месяцах. - Мы не можем выполнить это задание. - Нам нужно обратиться за помощью к учебнику или справочной литературе. - Если предположить, что капуста созревает осенью, то это название одного из осенних месяцев. - Небо становится хмурым, постоянно затянуто облаками- это бывает осенью. Значит, мы сегодня будем говорить на уроке об осенних месяцах. | Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные - вести учебный диалог Личностные – понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; |
4.Реализация проекта Цель: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделяют класс объектов по заданному признаку). |
У осени три брата и у каждого свой характер. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ 6,7,8) -ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ. -Посмотри, как по-разному их изобразила природа. Для реализации нашего исследования предлагаю разделиться на три группы. Помните правила работы в группе. На столе лежат карточки- задания для каждой группы, учебники, справочная литература - Для этого надо обратиться к вашему учебнику и справочной литературе, подумать и вспомнить наши наблюдения во время осенней экскурсии.
Карточка-инструкция для 1 группы: 1. Исследовать, какие изменения произошли в неживой природе с приходом сентября. Отразилось это в названии месяца? 3. Исследовать, изменения в живой природе с приходом сентября.
Карточка-инструкция для 2 группы: 1. Исследовать, какие изменения произошли в неживой природе с приходом октября. Повлияло ли это на название месяца? 3. Исследовать, почему люди октябрь назвали «капустником», «Свадебником» «хлебником» . .
Карточка-инструкция для 3 группы: 1. Исследовать, какие изменения произошли в неживой природе с приходом ноября. Отразилось ли это в названии месяца? 3. Рассказать почему люди назвали ноябрь «Листогной», «листокос». - В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка. По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия: СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта. ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря. | Правила работы в группе. работать дружно, быть внимательными друг к другу, работать по плану, доводить начатое дело до конца, слушать всех, прийти к единому решению, все члены группы отвечают за результат В сентябре небо затягивается часто тучами, дни короткие идут дожди, сильные бывают ветры, за это его в народе и прозвали хмурень, ревун, дождезвон. В октябре начинается листопад, природа начинает готовиться к зиме, поэтому и называют его позимником. Грязник – так именуют его в народе из-за многочисленных дождей. А ещё русский народ дал этому месяцу имя – хлебник, потому что закрома полны, убраны все поля Природа готовилась к зиме. Часто выпадает снег в ноябре, бывают морозы и за это ноябрь прозвали. Ещё зовут бездорожником: то снег, то грязь, то грязь, то снег. | Познавательные: уметь представить подготовленную информацию. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, контролировать свое поведение. Коммуникативные: развитие умений работать в группах, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе, строить понятные для партнеров высказывания, адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание |
5. Первичное закрепление знаний Цель этапа :использование полученной информации для представления результата деятельности | |
-А сейчас вернемся к нашему заданию в начале урока, которое не смогли выполнить и закончим его (Слайд 9 ) -Сегодня 14 октября. Запишите на доске сегодняшнюю дату , используя старинные обозначения месяцев. - Какое название подходит больше к нашему месяцу октябрю? - У каждого в группе есть те, кто родился осенью. Запишите дни рождения , используя старинные названия месяцев. | - -Я считаю, что16 число месяца хмуреня, 1 число капустника, 7 число бездорожника - 14 число месяца «позимника», 14 число месяца «листопадника», 14 число месяца «гряника», 14 число месяца «хлебника», 14 число месяца «капусника», 14 число месяца «свадебника» - На экскурсии мы наблюдали «золотую осень» Деревья не сбросили свой красивый наряд. Поэтому я считаю наш октябрь можно назвать «листопадник» -У меня день рождения 28 сентября . 28 числа месяца «ревуна». У меня день рождения 24 октября . 24 число месяца «позимника». Мой день рождение будет 8 месяца «полузимника» | Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные - вести учебный диалог Личностные: проявляют интерес к изученной теме |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике самостоятельно |
Откройте «Рабочую тетрадь» на 36 . 1. Прочитайте задания №1 У кого оно вызвало затруднее, задайте вопросы. (самопроверка. На слайде правильные ответы. Слайд 10) 2. Работа в парах. Прочитайте задание № 2. Посовещайтесь с товарищем, если оно у вас вызовет затруднение. Проверим. Прочитайте ответы. (взаимопроверка. Слайд 11) Какие же выводы вы сделаете. | С явлениями неживой природы ревун, хмурень, грязник, поземник, бездорожник, дождезвон, полузимник. С явлением живой природы: листопад, листогной, листокос. С трудом людей :хлебник, капустник, свадебник. - Люди следили за природой, наблюдали. По своим наблюдениям дали название осенних месяцев. | Познавательные: устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы- и обосновывают своё мнение; видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего периода; использовать приобретенные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с планом; выполняют взаимопроверку учебного задания |
Физкультминутка Ветер тихо клен качал, Вправо, влево наклонял, Раз – наклон, Два – наклон, зашумел листвою клен | Наклоны влево, вправо Наклон вперед, назад, поворот вокруг себя | |
7.Включение нового в систему знаний. Цель : умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике | |
Собран весь урожай. Пора подумать как сохранить урожай. Вечерами в каждом доме рубили капусту на долгую зиму. Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей. В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогали. За работой песни пели, а в перерывах в игры играли. Вот и повелось на Руси октябрь «капустником» величать. А еще «хлебником» и «свадебником». Посмотрите, вот так праздновали свадьбу. (слайд 12) А на свадьбу молодым дарили вот такие куклы. Эти куклы с секретом. Куклы связаны между собой. Одна символизируют мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по- другому называют «Куклы неразлучники». Они могут двигаться навстречу друг другу, отодвигаться друг от друга. Тогда между ними остаётся место. Как вы думаете, для чего? (слайд 13) Осень богата на православные праздники. Особым праздником на Руси считается праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд14). Его отмечают 14 октября. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер дует с юга – это к теплой зиме, если с севера, то к холодной. Чтобы быть образованным человеком мы должны знать свои традиции, праздники. Наш город называется Дмитриев – Льговским. 8 число месяца «Листогноя» – религиозный праздник День Дмитрия Солунского по православному календарю празднуют его каждый год. Причем, этот божественный праздник отмечают на протяжении недели, которая называется родительской и традиционно является также поминальной. Этот праздник престольный в нашем городе. Вы можете поинтересоваться у своих бабушек и рассказать нам о нем. 8 число месяца «Листогноя» - это какой месяц? | - Для того чтобы добавлять между ними могли поместиться маленькие кукла – детки. - 8 число месяца «Листогноя»- это ноябрь. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы; имеют представления о ценности и уникальности природного мира Познавательные: уметь представить подготовленную информацию; видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего периода; использовать приобретенные знания Коммуникативные - вести учебный диалог |
8.Рефлексия: Цель: соотношение результата с поставленной целью, оценивание результата собственной деятельности | |
В течении урока вы были ученые –исследователи. Какие же вы открытия сделали? Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов. Вспомните стихи, которые вы учили. Расскажите. Звучат «Времена года» П.И. Чайковского, на экране репродукции картин художников И.И. Левитана, Рассмотрите картину художника И. Левитана «Золотая осень». Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой, левитановской осенью вдоль берега реки. (слайд 15) Перед вами картина другого художника А.А. Пластова. (слайд 16). Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение воздуха Попробуйте определить, в какие осенние месяцы мы могли бы наблюдать такие картины? | На протяжении всего урока мы исследовали старинные названия осенних месяцев, вели наблюдения, анализировали и сделали вывод, старинные названия - очень меткие, они точно говорят о характере месяца. Их народные названия отмечают изменения в природе, рассказывают о важнейших осенних трудах человека. Поэты и художники воспевали красоту осени. А Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Это поэт сказал об октябре, ведь именно в октябре начинается листопад и пора «золотой осени» С. Есенин продолжил эту тему : Закружилась листва золотая В розовой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. На картине Левитана мы видим октябрь, желтые листья, трава. Пластов показал нам приближение зимы. Значит это месяц ноябрь – полузимник | Личностные: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |
Домашнее задание :учебник с 57, рабочая тетрадь с 37 задания №3, №5 Спасибо за работу. Урок окончен. | | |