Урок окружающего мира 2 класс. УМК Занков, учебник Дмитриева, Козаков.Цель: расширить знания учащихся о земноводных и пресмыкающихся.Урок. ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Цель: расширить знания учащихся о земноводных и пресмыкающихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Что объединяет всех рыб в одну группу? (Они приспособились к жизни в воде, дышат жабрами, внешний вид зависит от образа жизни.)
II. Формирование новых знаний.
– Лягушка, жабы и тритоны – это земноводные. Почему их так назвали? (Они могут ходить по земле и в воде находиться.)
– Как они дышат? (Они дышат лёгкими и кожей.)
– Лягушки и жабы влажные и холодные. Многие убеждены, что от прикосновения к жабе у человека возникают бородавки. Какой вздор! Кожа у неё действительно бугристая, бородавчатая, но брать жабу в руки можно без всяких опасений.
– Давайте сравним лягушек и жаб.
– Где живут лягушки и жабы? (Большую часть времени проводят на суше, а часть – в воде, в ней они откладывают икру.)
– Кто такой головастик? (Детеныш лягушки и жабы, который постепенно превращается во взрослую лягушку или жабу.)
– Кожа у обеих голая, питаются в основном насекомыми, причем хватают только движущуюся добычу. Много сходства и во внешности, повадках.
– А в чем разница?
– Начнем с икры. Кладки лягушачьей икры имеют вид больших комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров. Головастики обоих внешне очень похожи. Только тело головастиков жаб немного приплюснуто, а голова вытянута. Объясняется это образом жизни: головастики лягушек плавают неглубоко, среди водных растений, а головастики жаб держатся у дна. У взрослых лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб она, напротив, бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти не ядовиты, а у жаб они не только ядовиты для животных, но и очень неприятно пахнут. Зубов у жаб совершенно нет, а у лягушек они имеются, правда, только на верхней челюсти и очень-очень мелкие.
Лягушки и жабы – хранители равновесия в природе, которое так необходимо людям.
Представим природную цепочку:
Попробуем её разорвать: вообразим, что исчезли лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их все меньше и меньше. Нарушилось всё! Природные цепи рвать нельзя. А люди рвут. И не только тогда, когда просто вылавливают лягушек и уничтожают жаб.
Физкультминутка
– Отгадайте загадки. Каким одним словом можно объединить отгадки?
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея.)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица.)
В реках Африки живет,
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
(Крокодил.)
Что за чудо! Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(Черепаха.)
Ответ: это пресмыкающиеся.
– Чем они отличаются от лягушек и жаб? (У них сухая кожа, покрытая чешуйками. Они дышат лёгкими.)
– Почему земноводных и пресмыкающихся называют холоднокровными животными? (Потому что температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Когда тепло, они теплые и подвижные. При похолодании температура их тела понижается, и они становятся малоподвижными.)
III. Закрепление изученного.
– Что вы знаете о пресмыкающихся? Расскажите о них. (Ответы детей.)
– Трудно в высокой траве и зеленой листве увидеть в лесу даже крупного зверя. Но если быть внимательным, то могут произойти удивительные встречи, которые запомнятся на всю жизнь.
В теплый, солнечный день ящерица любит погреться на южном склоне оврага, пеньке или камне, освещенной солнцем поляне. Неподалёку она выкапывает норку и при первой же опасности скроется в неё. В прохладную и дождливую погоду ящерица не вылезает из норки. Летним утром она охотится на насекомых. Зеленая окраска и полная неподвижность делают её незаметной в траве. Как ни быстра, как ни увертлива ящерица, а змея или птица, бывает, догоняет её и хватает за хвост. Хвост-то у ящерицы длинный, почти такой же длины, как тело. Схватить-то схватят, да так с хвостом и остаются. Дело в том, что от боли хвост у неё сам обламывается, а ящерица убегает. Не беда, что хвоста нет, – главное, что жива осталась. А хвост через некоторое время новый вырастет.
– Можно в лесу встретить змею. Если эта змея темно-серая или почти черная с двумя ярко-желтыми пятнами на боках головы, то это обыкновенный уж. По этой же желтой «короне» ужа легко узнать. Он охотник на лягушек, мышей, насекомых. Любит погреться на солнце. Уж – безобидное существо: он не ядовит и для человека безопасен.
– Единственная, обитающая в наших лесах ядовитая змея – гадюка. Охотится змея ночью, но, бывает, выползает и днем. Гадюка хотя и ядовита для человека, но по-своему полезна. Она уничтожает много мышей. Раскраска змеи может быть различной: чёрная, бурая, серая с узором. От ужа гадюка отличается отсутствием желтых пятен на голове. Если случится встретить змею, не надо её трогать: лучше обойти стороной.
– Враг гадюки – ёж. Завидев змею, ёж нападает на неё. Когда змея пытается укусить ежа, он подставляет ей свои колючие иглы. Изловчившись, хватает змею и загрызает её.
– На одном из Сейшельских островов сохранились огромные черепахи. Во времена освоения острова колонистами-европейцами их были неисчислимые стада. Теперь осталось немного, но всё-таки в большом количестве. Продолжают их отлов и теперь.
Черепахи двух видов: панцирная и съедобная. У панцирной черепахи мясо считается ядовитым, её ценность в панцире. Дороже всего ценятся панцири светлых тонов. Делались попытки выращивать черепах в неволе, но пока безуспешно.
Съедобная черепаха называется ещё зеленой, потому что жир у неё зеленого цвета. Из съедобных черепах готовят знаменитый черепаховый суп.
– Крокодилы водятся в тропическом поясе Азии, Африки, Америки и Австралии. Многие охотники считают, что эти животные губят больше людей, чем львы, тигры и другие хищники.
У крокодила два грозных оружия – страшные челюсти и могучий хвост. Одним ударом хвоста он может убить антилопу, разнести в щепы небольшую лодку. Когда крокодилу жарко, он широко раскрывает пасть. Некоторые птицы в это время залезают ему в рот и выклевывают остатки пищи из зубов. Они расхаживают и по спине крокодила, уничтожая насекомых. Крокодил дружит с этими птицами.
Зубы крокодила приспособлены для захвата, а не для жевания. А в его желудке растворяются даже железные наконечники стрел и стальные крючки. Зубы крокодила всю жизнь восстанавливаются: выпадет один и тут же вырастает новый.
Крокодилы живут сто и более лет. Они относятся к таким редким животным, которые растут до самой смерти. В некоторых странах созданы заповедники, в которых крокодилов не только охраняют, но и разводят, так как численность этих животных катастрофически уменьшается.
IV. Итог урока.
– Кто такие земноводные? (Приспособленные жить в воде и на суше.)
– Кто такие пресмыкающиеся? (Это животные, передвигающиеся преимущественно ползком, волоча брюхо по земле.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Земноводные и пресмыкающиеся »
Урок . ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕся
Цель: расширить знания учащихся о земноводных и пресмыкающихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Что объединяет всех рыб в одну группу? (Они приспособились к жизни в воде, дышат жабрами, внешний вид зависит от образа жизни.)
II. Формирование новых знаний.
– Лягушка, жабы и тритоны – это земноводные. Почему их так назвали? (Они могут ходить по земле и в воде находиться.)
– Как они дышат? (Они дышат лёгкими и кожей.)
– Лягушки и жабы влажные и холодные. Многие убеждены, что от прикосновения к жабе у человека возникают бородавки. Какой вздор! Кожа у неё действительно бугристая, бородавчатая, но брать жабу в руки можно без всяких опасений.
– Давайте сравним лягушек и жаб.
– Где живут лягушки и жабы? (Большую часть времени проводят на суше, а часть – в воде, в ней они откладывают икру.)
– Кто такой головастик? (Детеныш лягушки и жабы, который постепенно превращается во взрослую лягушку или жабу.)
– Кожа у обеих голая, питаются в основном насекомыми, причем хватают только движущуюся добычу. Много сходства и во внешности, повадках.
– А в чем разница?
– Начнем с икры. Кладки лягушачьей икры имеют вид больших комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров. Головастики обоих внешне очень похожи. Только тело головастиков жаб немного приплюснуто, а голова вытянута. Объясняется это образом жизни: головастики лягушек плавают неглубоко, среди водных растений, а головастики жаб держатся у дна. У взрослых лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб она, напротив, бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти не ядовиты, а у жаб они не только ядовиты для животных, но и очень неприятно пахнут. Зубов у жаб совершенно нет, а у лягушек они имеются, правда, только на верхней челюсти и очень-очень мелкие.
Лягушки и жабы – хранители равновесия в природе, которое так необходимо людям.
Представим природную цепочку:
Попробуем её разорвать: вообразим, что исчезли лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их все меньше и меньше. Нарушилось всё! Природные цепи рвать нельзя. А люди рвут. И не только тогда, когда просто вылавливают лягушек и уничтожают жаб.
Физкультминутка
– Отгадайте загадки. Каким одним словом можно объединить отгадки?
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея.)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица.)
В реках Африки живет,
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
(Крокодил.)
Что за чудо! Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(Черепаха.)
Ответ: это пресмыкающиеся.
– Чем они отличаются от лягушек и жаб? (У них сухая кожа, покрытая чешуйками. Они дышат лёгкими.)
– Почему земноводных и пресмыкающихся называют холоднокровными животными? (Потому что температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Когда тепло, они теплые и подвижные. При похолодании температура их тела понижается, и они становятся малоподвижными.)
III. Закрепление изученного.
– Что вы знаете о пресмыкающихся? Расскажите о них. (Ответы детей.)
– Трудно в высокой траве и зеленой листве увидеть в лесу даже крупного зверя. Но если быть внимательным, то могут произойти удивительные встречи, которые запомнятся на всю жизнь.
В теплый, солнечный день ящерица любит погреться на южном склоне оврага, пеньке или камне, освещенной солнцем поляне. Неподалёку она выкапывает норку и при первой же опасности скроется в неё. В прохладную и дождливую погоду ящерица не вылезает из норки. Летним утром она охотится на насекомых. Зеленая окраска и полная неподвижность делают её незаметной в траве. Как ни быстра, как ни увертлива ящерица, а змея или птица, бывает, догоняет её и хватает за хвост. Хвост-то у ящерицы длинный, почти такой же длины, как тело. Схватить-то схватят, да так с хвостом и остаются. Дело в том, что от боли хвост у неё сам обламывается, а ящерица убегает. Не беда, что хвоста нет, – главное, что жива осталась. А хвост через некоторое время новый вырастет.
– Можно в лесу встретить змею. Если эта змея темно-серая или почти черная с двумя ярко-желтыми пятнами на боках головы, то это обыкновенный уж. По этой же желтой «короне» ужа легко узнать. Он охотник на лягушек, мышей, насекомых. Любит погреться на солнце. Уж – безобидное существо: он не ядовит и для человека безопасен.
– Единственная, обитающая в наших лесах ядовитая змея – гадюка. Охотится змея ночью, но, бывает, выползает и днем. Гадюка хотя и ядовита для человека, но по-своему полезна. Она уничтожает много мышей. Раскраска змеи может быть различной: чёрная, бурая, серая с узором. От ужа гадюка отличается отсутствием желтых пятен на голове. Если случится встретить змею, не надо её трогать: лучше обойти стороной.
– Враг гадюки – ёж. Завидев змею, ёж нападает на неё. Когда змея пытается укусить ежа, он подставляет ей свои колючие иглы. Изловчившись, хватает змею и загрызает её.
– На одном из Сейшельских островов сохранились огромные черепахи. Во времена освоения острова колонистами-европейцами их были неисчислимые стада. Теперь осталось немного, но всё-таки в большом количестве. Продолжают их отлов и теперь.
Черепахи двух видов: панцирная и съедобная. У панцирной черепахи мясо считается ядовитым, её ценность в панцире. Дороже всего ценятся панцири светлых тонов. Делались попытки выращивать черепах в неволе, но пока безуспешно.
Съедобная черепаха называется ещё зеленой, потому что жир у неё зеленого цвета. Из съедобных черепах готовят знаменитый черепаховый суп.
– Крокодилы водятся в тропическом поясе Азии, Африки, Америки и Австралии. Многие охотники считают, что эти животные губят больше людей, чем львы, тигры и другие хищники.
У крокодила два грозных оружия – страшные челюсти и могучий хвост. Одним ударом хвоста он может убить антилопу, разнести в щепы небольшую лодку. Когда крокодилу жарко, он широко раскрывает пасть. Некоторые птицы в это время залезают ему в рот и выклевывают остатки пищи из зубов. Они расхаживают и по спине крокодила, уничтожая насекомых. Крокодил дружит с этими птицами.
Зубы крокодила приспособлены для захвата, а не для жевания. А в его желудке растворяются даже железные наконечники стрел и стальные крючки. Зубы крокодила всю жизнь восстанавливаются: выпадет один и тут же вырастает новый.
Крокодилы живут сто и более лет. Они относятся к таким редким животным, которые растут до самой смерти. В некоторых странах созданы заповедники, в которых крокодилов не только охраняют, но и разводят, так как численность этих животных катастрофически уменьшается.
IV. Итог урока.
– Кто такие земноводные? (Приспособленные жить в воде и на суше.)
– Кто такие пресмыкающиеся? (Это животные, передвигающиеся преимущественно ползком, волоча брюхо по земле.)