1.Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! - Ну-ка, проверь дружок, - Ты готов начать урок? - Всё ль на месте, - Всё ль в порядке, - Ручка, книжка и тетрадка? - Все ли правильно сидят? - Все ль внимательно глядят? - Каждый хочет получать - Только лишь отметку «5». - Какой наш главный девиз? - «Я хочу, мне надо и я могу». | Настраивает детей на работу. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | РУУД: Развитие мотивации к учебной деятельности. |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии. | - Ребята, какое сейчас время года? (осень) - А совсем недавно было… (лето). - Представьте, что сейчас лето, светит яркое солнце, и мы с вами оказались на зелёной лужайке. - Именно сюда нас пригласил муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. - Но кто же они? Догадайтесь. (загадки о насекомых: пчёлы, кузнечник, шмель, бабочка, муха, комар, муравей, стрекоза, оса – смотри приложение.) - Догадались? - Тем, кто получил картинку с изображением насекомого, предлагаю объединиться в группы, в зависимости от вида изображения насекомого. Остальным учащимся предлагаю пополнить эти группы до 7 человек. Задание группам: - Составить мини-рассказ об этом существе, в вашем распоряжении стол-помощник. Работаем 7 минут. Проверка работы групп: Например: - Как вы думаете, можно или нет убивать насекомых? - Почему? - Как вы думаете, зачем нужны насекомые? - Может, было бы лучше, если бы их не было? - Есть ли уши у насекомых, и если есть, то где они находятся? - Какой самый главный орган у насекомых? - Каких вредных бабочек знаете? - Как отличить насекомых от других животных? - Наш постоянный гость уроков муравьишка Вопросик сегодня должен быть очень доволен, ведь одно из сообщений было о нём. - Что общего между муравьишкой и остальными героями ваших сообщений? - Каким словом мы можем их назвать? - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? - Что нового хотелось бы узнать? | Создаёт эмоциональный настрой с помощью фонограммы, обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок. За правильный ответ учитель даёт картинку с изображением насекомого. Организует работу в группах. Заранее готовит стол-помощник (энциклопедии, словари, различные иллюстрации с видами насекомых, справочники и др.источники) По ходу проверки задаёт вопросы, с целью вызвать затруднение. Отслеживает умение осуществлять поиск и работу с информацией, а также нормы сотрудничества. Фиксирует значимые моменты и затруднения детей для дальнейшей работы. При помощи вопросов подводит к теме урока и постановке учебной задачи, обращает внимание на зафиксированные моменты. Предлагает КЛАСТЕР (см. приложение). | Участвуют в диалоге, слушают, отгадывают загадки. Работают в группах по заданию, в ходе практической работы с картинками обучающиеся выделяют группу и дают ей имя, после поиска информации о насекомом проводится игра «Мы узнали…», каждая группа сообщает полученную информацию о насекомом, отвечают на вопросы, получают картинки за правильный ответ Включаются в игру «Хочу узнать….», делают заявки на новые знания начиная со слов: «Я не знаю, но хочу узнать….» | ПУУД: умение находить ответ на вопрос. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков. КУУД: сотрудничество со сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; умение участвовать в диалоге, полилоге. ПУУД: логические: анализ, синтез, обобщение. |
3.Физминутка | Отгадайте загадку. - О каком из насекомых говорится: Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. - Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки: Спал цветок (присели) И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись) Больше спать не захотел (наклоны головой) Улыбнулся, встрепенулся (помахали руками) Очень быстро улетел (садятся на места). | Организует физминутку, читает загадку и стихотворение. | Выполняют имитирующие движения. | ЛУУД: установка на здоровый образ жизни. |
4.Этап усвоения осмысления новых знаний на основе решения проблемной ситуации. | Знакомство с информацией о насекомых: Обращается внимание детей на зафиксированные моменты: - Где можно получить новую информацию о насекомых? - Предлагаю посмотреть научный фильм, может быть в нём, вам встретятся ответы на ваши вопросы-заявки. Текст – сопровождение фильма: Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трёх частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а кого-то тоненькие как ниточка! Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе глаз нет. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать своё изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! -На какие вопросы вы получили ответы? - На остальные попытаемся найти ответы из учебника – с.32. Работа в парах. - Предлагаю обсудить и выделить существенные признаки насекомых с помощью атласа-определителя (учебник с.32-33). | Организует просмотр фильма «Жизнь луга», даёт установку, озвучивает текст. Организует работу с информацией в учебнике. Фиксирует внимание учащихся на возникающих противоречиях. Организует работу в парах, наблюдает за работой обучающихся. | Смотрят фильм, знакомятся с разнообразием мира насекомых. Отвечают на поставленные вопросы, если на них найден ответ. Рассматривают иллюстрации учебника, сравнивают части тела различных животных, делают вывод. Работают в парах, осуществляют самопроверку, приводят свои примеры. | ПУУД: поиск и выделение необходимой информации, логические: определение критериев для сравнения. РУУД: Саморегуляция, способность к волевому усилию. КУУД: взаимодействие с партнёром, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
5.Рефлексия. | - Мы сегодня много говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Вот, пчёлы например, дают мёд. А комары? Они кусают, наверно, они не нужны? - Какой вывод сделаем о значимости насекомых в природе? Как человек должен вести себя по отношению к насекомым? - Давайте подведём итог нашей работы (метод пяти пальцев): - Какие знания я получил? - Чего я достиг? - Каким было моё настроение? - Кому я сегодня помог в работе? - Каково моё самочуствие? | Организует подведение итога урока и активизирует рефлексию по поводу индивидуальной и совместной деятельности по методике «пяти пальцев» (см.приложение) | Осуществляют рефлексию на содержательном коммуникативном и эмоциональном уровне: на каждый палец одной руки пытаются назвать пример для подтверждения своего ответа. | РУУД: оценка осознанного уровня усвоения учебного материала. |