формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде; •развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках. •формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Океан, которого нет на карте и глобусе.»
Тема: Океан, которого нет на карте и глобусе.
Задачи урока: •формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде; •развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках. •формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, мелкие кусочки бумаги, стаканы с водой, комочки почвы, сухари, мел.
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Работа с содержанием учебника. - Назовите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока “Океан, которого нет на карте и глобусе” (Учитель на доске записывает тему урока) 3. Актуализация знаний - Вспомните и расскажите, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса. - Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере. - Рассмотрите рисунок на странице 96. Предположите, о каком океане пойдет речь на уроке. - Это воздух, окружающий планету Земля. - Урок, действительно, посвящен необычному океану, которого нет на карте и глобусе. Атмосфера- это “шестой голубой океан” планеты. Дном этого воздушного океана является сама Земля. - Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? (Дети высказывают предположения из своего жизненного опыта и полученных ранее знаний). - Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства. Значение атмосферы для дыхания живых организмов. 4. Работа с учебником. Работа в паре. - Изучите самостоятельно страницы 96-97 и обсудите с соседом по парте. - Зачем нам и всем живым организмам нужна атмосфера? Выводы учащихся: 1. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства. Обобщение учителя: На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда метеориты пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью 30- 200 тысяч километров в час. - А, сейчас, потрите рука об руку. Что вы чувствуете? Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же происходит камнями во время полета в атмосфере. Они так сольно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторые наиболее крупные из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются метеоритами. Если бы не было, воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем. Вывод учащихся: 2. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет. Обобщение учителя. Давайте, сравним такие научные факты: •У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода. •Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 С, с приходом ночи охлаждается до – 180 С. •Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 С, а ночью остывает до -180 С. •Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна. - Где можно обнаружить воздух? - Воздух находится вокруг нас. Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде. - Почему же мы не видим воздух? - Воздух прозрачный и бесцветный. - Если воздух прозрачен и бесцветен, то откуда мы знаем, что он существует? -Воздух можно обнаружить, если быстро двигаться. Воздух можно почувствовать, когда подносишь руку к клапану надувного матраца, круга. Или если сдуть воздушный шарик. 5. Практическая работа. Работа в группе. Для дальнейшей работы нам надо разделиться группы. Каждая группа выполняет все три опыта. - Сейчас, выполнив следующие опыты, мы докажем присутствие опыта вокруг нас. - Давайте вспомним правила поведения опытов. (Дежурный раздает карточки, на которых разработаны “Правила поведения при проведении опытов”). Учащиеся используют текст в учебнике в качестве инструкции, проводят опыты и записывают в “Тетради для самостоятельных работ” результаты. Представитель каждой группы рассказывает о проведении одного из трех опытов и зачитывает выводы из тетради. 1 опыт. Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой. - Что произойдет? - Они перелетят на другое место. - Почему? - Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу. 2 опыт. Опустить в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела. - Что ты наблюдаешь? - К поверхности воды начинают подниматься мелкие пузырьки. - Откуда они появились? - Когда тело опускают в воду. Она вытесняет воздух из всех щелей и отверстий, которые он занимал. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды. 3 опыт. Надо налить в стакан холодную воду, поставить его в теплое место и дать воде нагреться. - Что вы наблюдаете? - Через некоторое время в воде и на стенках стакана появятся пузырьки воздуха. - Откуда они взялись? - Воздух есть в воде. Он растворен в ней. 6. Закрепление - Давайте ответим на вопрос на странице 99. Маша попросила Мишу убрать пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй- молоком, а третий воздухом. -Как вы думаете, прав ли Миша? - Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые нам кажутся пустыми, на самом деле заполнены воздухом. - Какой снег лучше предохраняет почву от замерзания: рыхлый или плотный? Почему? - Рыхлый снег лучше предохраняет почву от замерзания. В рыхлом снеге между снежинками больше воздуха, чем в плотном снеге. А воздух плохо проводит тепло. 7. Задание на дом Выполните опыты вместе с родителями и сделайте соответствующие выводы.