Мотивационный этап 5 минут | Ребята, вспомните и скажите мне, как выглядит наша планета Земля на фотоснимках с космоса? - молодцы! Назовите пожалуйста мне океаны. - отлично! Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним океаном, которого нет ни на карте, ни на глобусе, как вы думаете, что это за океан? Затрудняетесь ответить? Тогда откройте учебник на странице 96 и рассмотрите картинку. Предположите, о каком океане пойдет речь на уроке? | - Земля выглядит ка шар голубого цвета. Этот цвет дают Земле вода, океаны и облака. - Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный океан - это «воздушный океан», окружающий планету Земля | Личностные: мотивация к учебной деятельности; осознавать ценности, целостность и многообразие окружающего мира, свое место в нём. Предметные: формирование представлений со способами обнаружения воздуха и его составом; формирование представлений о понятии «Атмосфера»; формирование представлений о значении атмосферы для живых организмов. Метапредметные: регулятивные: познавательные: принимать и сохранять целевые установки урока; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку; коммуникативные: | Словесный (слово учителя) Фронтальная форма работы |
Определение темы 1 минута | Определите цели урока, «Сегодня на уроке мы…» Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать. | Определяют цели урока по опорным словам | Словесный (слово учителя) Фронтальная форма работы |
Открытие нового знания 10 минут | - На снимке с.97 Земля выглядит как шар голубого цвета. Давайте прочитаем первый абзац и первое предложение 2- ого. Что интересного узнали из этой информации. А какое новое слово вы увидели? А где мы можем узнать его значение? Прочитайте пояснение. - Молодцы! Мы живем на самом дне воздушного океана. Этот океан окружает весь Земной шар, у него нет берегов, а дно этого океана вся поверхность Земли, её равнины, горы, пустыни, моря. Этот океан называется атмосферным воздухом. На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеориты (так называемые небольшие камни) пролетают в близи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час. Вы знаете, что если сильно потереть руки, то они разогреются. Если потереть руку о ковер, она тоже разогреется. Это результата трения. То же происходит с камнями во время полета в атмосфере. Они так разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Камни, упавшие на Землю, называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки не было у Земли, небесные камни так и сыпались бы на Землю. Воздух относится в неживой природе, но без него жить невозможно. Он заполняет все пустоты в Земле, проникает в щели и трещины. Воздух содержится в почве, живых организмах и воде. Почему же мы не видим воздух? Если воздух прозрачен, бесцветен, невидим, то откуда мы знаем, что он существует? Воздух вокруг нас. Проведем опыты и убедимся, что воздух есть везде. А перед этим нам нужно не много отдохнуть. | Слушают учителя Голубой цвет даёт нам не только вода пяти океанов, но и облака в её атмосфере. Это «шестой океан» планет - Атмосфера! - в словаре, в конце учебника, с.125 - Атмосфера Земли – воздушная оболочка земного шара. Состоит из смеси газов - кислорода, азота, небольшого количества углекислого газа и других газов. Она защищает живые существа Земли от вредных действий некоторых излучений Солнца и метеоритов из космоса. | Словесный (слово учителя)Фронтальная форма работы |
Включение нового знания в систему знаний 18 минут | Перед уроком вы уже разделились на 4 группы по цветам: красные, зеленые, синие и . Прежде чем приступить к опытам, вспомним правила работы в группе и назначение сигнальных карточек. Учитель выдает детям сигнальные карточки, выслушивает правила поведения в группе и вывешивает их на доску. У вас на столах, есть все необходимые предметы для проведения опытов. Я раздам каждой команде лист с описанием необходимых опытов, ваша задача выполнить опыт и записать результата, то есть, все что вы видите, все что происходит во время опыта, вы должны записать. Если все задания понятны, у вас нет вопросов и группы готовы к работе, то покажите карточку «группа готова». Отлично! У вас есть 15 минут. После будем представлять результаты. Приступаем к проведению опытов. Я желаю вам удачи! Опыт №1 | Положите кусочки бумаги на стол. Взмахните тетрадью перед листочками. Что произошло? Почему так произошло? Какой можно сделать вывод о воздухе? | Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.Воздух можно осязать, когда он движется | Опыт №2 | Положите в стакан с водой сухарик. Что произошло? Почему так произошло? Какой можно сделать вывод о воздухе? | К поверхности воды начинают подниматься мелкие пузырьки. - Когда тело опускают в воду. Она вытесняет воздух из всех щелей и отверстий, которые он занимал. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды. | Опыт №3 | Возьмите пустой стакан и поместите его в воду, вверх дном. Что произошло? Почему так произошло? Какой можно сделать вывод о воздухе? | При наклоне появляются пузырьки. | Опыт №4 | Возьмите трубочку. Поместите ее в стакан с водой. Тихонько дуньте в трубочку. Что произошло? Почему так произошло? Какой можно сделать вывод о воздухе? | При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух. | Опыт №5 | Возьмите воздушный шарик. Надуйте его до небольшого размера. Выпустите воздух обратно. Что произошло? Почему так произошло? Какой можно сделать вывод о воздухе? | При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух. | Опыт №6 | Задержите дыхание. В уме ведите счет. Запишите самое большое время, которое участник вашей команды смог продержаться без воздуха. Какой можно сделать вывод о воздухе? | Воздух необходим для жизни. | | | Предметные: формирование представлений со способами обнаружения воздуха и его составом; формирование представлений о понятии «Атмосфера»; формирование представлений о значении атмосферы для живых организмов. Метапредметные: регулятивные: познавательные: принимать и сохранять целевые установки урока; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку; коммуникативные: | Словесный (слово учителя) Групповая форма работы Практическая работа (проведение опытов) |
Рефлексия 2 минуты | Давайте вспомним, какие цели мы ставили на урок, смогли ли мы их реализовать, составляем предложение «Сегодня на уроке мы…» Откройте дневники, запишите домашнее задание. | Подводят итог урока с помощью опорных слов | | Словесный (слово учителя) Фронтальная форма работы |