На данном уроке учитель знакомит учащихся с Красной книгой и животными, которые в нее внесены.Учитель сначала проверяет домашнее задание,, затем объясняет учащимся о возникновении угрозы исчезновения животных на нашей планете,, дети работают со страничкой Почемучек, разбирают жалобы зверей и повторяют экологические правила друзей природы. У учащихся развивается познавательная активность, информационная культура, воспитывается бережное отношение к животным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены.
2. Развивать познавательную активность детей, информационную культуру.
3. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, презентация по теме урока, компьютер, мультимедийный экран.
Ход урока
Ι. Орг.момент.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой венец? (слайд 1)
С. Кирсанов.
- Как понимаешь слова «О человек, венец природы,
Что без природы твой венец?»
ΙΙ. Сообщение темы и целей урока. (слайд 2)
III. Проверка д/з.
Индивидуальная работа в рабочей тетради.
Заполни пропуски в схемах развития животных. (слайд 3)
яйцо - … - взрослая птица
икринка - … - лягушка
… - малёк – взрослая рыба
яйцо – личинка - … - бабочка
Впиши пропущенные слова.
У насекомых из яиц появляются -----------, а у птиц - ---------------, у рыб из икринок выводятся ------------------------, а у лягушек и жаб - --------------. Звери рождают --------------- и выкармливают их ---------.
I V. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя: (слайд 4)
- Ребята, посмотрите, как прекрасен этот мир! Прекрасны творения природы. Ими бы восхищаться, если бы не одно обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения.
За последние 400 лет на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины их них за последние 50 лет. Почти все эти животные вымерли по вине человека.
Стало ясно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году был создан Международный союз охраны природы. (слайд 5)
Его главной задачей было выявление видов животных, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной помощи человека.
Тогда была создана специальная служба спасения. Был составлен список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Этот список учёные назвали Красной книгой.
Красная книга – это сигнал опасности. Она несколько раз переиздавалась.
2. Страничка «Почемучек». (слайд 6)
а) Как вы думаете, почему список редких животных учёные назвали именно Красной книгой?
3. Учитель: (слайд 8) - Вырубая леса или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Давайте послушаем сообщения о животных, которые внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти. (Подготовленные ученики рассказывают о тигре, морже, фламинго, жуке - красотеле , орле – беркуте) (слайды 9, 10, 11, 12, 13)
- В Красной книге есть страницы, где представлены уже спасённые растения и животные. Например, бобр. (слайд 14)
4. Учитель: - Ребята, посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных. (слайд 15)
Жалоба №1.
Ох, и не любят же меня люди. Голос им, видите ли, не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба….
(Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.) (слайд 16)
Жалоба №2.
Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая…. (слайд 17)
(Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.) (слайд 18)
V. Экологические правила друзей природы.
- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя и от твоего поведении в природе.
- Давайте вспомним экологические правила.
1. Не разоряй птичьи гнёзда. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не прикасайся к гнезду, птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. (слайд 19)
2. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу, в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов или беспомощных детёнышей зверей. (слайд 20)
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. (слайд 21)
4. Не разоряй муравейники. Береги лягушек и жаб. (слайд 22)
5. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. (слайд 23)
6. Подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики. (слайд 24)
VI. Закрепление изученного.
Что такое Красная книга?
Какие животные внесены в Красную книгу?
Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять вреда животным?
VII. Подведение итогов.
Выставление оценок
Группа детей читает стихотворение «Береги природу»
VIII. Домашнее задание
с 112-117, рабочая тетрадь с. 52 №2, №3. (слайд 26)