kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Однокоренные слова. Корень как часть слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан для усвоения учащимися понятия -однокоренные слова, корень слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова. Корень как часть слова.»

Урок русского языка

(2 класс)

Тема: Корень как часть слова


Конспект урока русского языка (2 класс) Тема: Корень как часть слова

Автор: Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.

Задачи: предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения

подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;

Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Оборудование: учебники «Русский язык» Канакина; плакат с изображением письменного алфавита.


Ход урока



Этап урока

Время,

мин

Содержание работы

Примечания

1.

Организационный момент



















2.

Каллиграфическая минутка

2-3





















5

  1. Проверка готовности к уроку








  1. Повторение правил посадки и подготовки руки к письму А) упражнение для кистей рук


Б) упражнение для пальцев рук






  1. Определение темы минутки чистописания:

- Букву, которую мы будем писать сегодня, вы определите сами, отгадав загадку: Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки: Р – одну, а буква …- две. Что это за буква? (В)

Учащиеся проверяют

наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их

расположение


Используются плакат «Сиди правильно».

Вращательные движение кулачками под счет учителя. Массаж для укрепления мелкой мускулатуры пальцев.









  1. Словарно- орфографическая работа











  1. Актуализация опорных знаний








3-5













3-4

  1. Определите последовательность букв в данном ряду:




  1. Контроль и оценка выполнения работы

- Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.


Знакомство с новым словарным словом «корзина».

1. Логическое задание

- Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:

К П О Е Р Г З В И Б Н М А

  1. – Что такое «корзина»? Этимологическая справка.

  2. – Найдите слово в словаре, запишите в тетради. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную

  3. – Скажите, как можно использовать корзину в жизни?

- Придумайте примеры фантастического характера, как можно использовать пальто. (Можно создать корзину-холодильник и т.д)


  1. Работа с загадкой.

    • Какое слово состоит из 7 букв «я»? (семья)

    • Каково значение слова?

    • Прослушайте стихотворение:

Возле школьного крыльца посадили деревца:

Петя – клен, ольху – Олег, Роман Иванович – орех,

А бабушка Нина – березу и калину.

    • О какой семье идет речь в стихотворении? (о семье деревьев)

    • Назови членов семьи. (Клен, ольха, орех, береза, калина)

    • Без чего не может жить семья людей? А семья деревьев? (Без корней).

    • Получается без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть

Используется плакат с

изображением письменного алфавита.























Фронтальный опрос















5. Работа над новым материалом














8-10

слова, которое называется корень. Без него слово не сможет существовать.

- Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковы корень? (Однокоренные)

2. Звукобуквенный анализ слова «корень»

к - [к] согласный, твердый, парный, глухой, парный; о - [о] гласный, ударный;

р - [р’] согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный; е - [э] гласный, безударный;

н - [н’] согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный; ь - [-]

6 букв, 5 звуков.

3. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности на урок.

- Откройте учебники на странице 43 и сформулируйте цели урока.


  1. Работа с учебниками.

    • Прочитайте слова под картинками на странице 43. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)

    • Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? Объясните, почему.


  1. Уточнение представлений о корне слова.

    • Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? (Корень)

    • Одинаковый ли корень у слов «ворона» и «воровка»?

    • Прочитайте информацию на странице 43.

    • Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется

главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень?

3. Выполнение упр.291

- Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.

Чай - чайник (Общая часть – чай, это корень слов. Слова являются родственными.) Варить - варенье (Общая часть – вар, это корень слов. Слова являются родственными.)











Групповая работа в четверках



Фронтальный опрос







Читает сильный ученик





Запись с

комментированием (3 ученика).

Указывают корень












6.

Физкультминутка



7. Продолжение работы по теме урока



8. Творческая работа по

развитию речи












1



8-10





5

Сухой - сухарь (Общая часть – сух, это корень слов. Слова являются родственными.) Соль - солонка (Общая часть – соль, это корень слов. Слова являются родственными.)

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

1. Выполним упр.293.

  1. ученик находит однокоренные слова

  2. ученик находит формы одного и того же слова

Докажи, что ты сделал (выделил корень и что это действительно однокоренные слова).

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?





  1. Выполним упр.295.

    • Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Прочитайте образец рассуждения. Давайте выполним это упражнение по образцу.


3.

    • Дети, вы заметили, что сегодня ночью был мороз? Подберите к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы: какой? что сделал? (морозный, заморозил)

    • Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему?

    • Следующее задание: составьте из предложенных слов предложение:

заморозил В морозный Мороз Ленивицу день. (В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.)

    • Из какой сказки эти герои?

    • Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы? (Это имя героя)

    • Запишите это предложение в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.

слов.





Аналогичная работа с упр. (

дети выходят к

доске по очереди)








Работа с места, использование образца

рассуждения.



Фронтальная работа.

3 человека у доски, остальные в

тетради.


9. Домашнее задание

9. Рефлексия

1-2



1-2

Вашим домашним заданием будет выполнить упр.297.



Продолжите фразы:


Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (-лась)…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .







Слова записаны на доске.


Записывают предложение в тетрадь.


Записывают д/з в дневники


Фразы для рефлексии

записаны на доске



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Однокоренные слова. Корень как часть слова.

Автор: Шакирова Ольга Николаевна

Дата: 04.11.2025

Номер свидетельства: 676685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "конспект урока русского языка в 3 классе на тему"Жизнь корня в составе слов разных частей речи" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-zhizn-kornia-v-sostavie-slov-raznykh-chastiei-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "165355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проверим, чему мы научились Состав слова "
    ["seo_title"] => string(42) "provierim-chiemu-my-nauchilis-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423918908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "презентация урока русского языка на тему: Корень как часть слова"
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-korien-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "315888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459968904"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "презентация урока русского языка на тему: Корень как часть слова"
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-korien-kak-chast-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "315889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459968911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку по теме: "Корень как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-korien-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424029245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства