kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему"Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Жизнь корня в составе разных частей речи»

 

Цель: формирование орфографической зоркости.

Задачи:

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях            слова;

- развивать умение разбирать слова по составу;

 - учить выделять общую часть родственных слов.

- развивать умение образовывать новые слова;

-развивать устную и письменную речь.

- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

 Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, смайлики для  рефлексии   

Ход урока.

1Организационный момент.

- Встаньте, пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте,   Наш девиз:

Мы умные,

Мы дружные,

Мы внимательные,

Мы старательные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

- А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик  (дети поднимают соответствующий смайлик):

- Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок

-Сегодня мы с вами совершим путешествие   в страну Морфемику, где  живут части слова,  и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи

-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия.  

- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.

( словарная работа)   

-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь  только словарное слово, в начальной форме.

 Мы спешили на вокзал.   По дороге проехал грузовик .  В столовой мы ели винегрет.  Малыши играли в песке .  Мы оделись по погоде. Миша прочитал интересный рассказ.  В метро много людей. Красивая песня у соловья.

(взаимопроверка,  а затем с экрана)

Вокзал, дорога, грузовик, винегрет, песок, погода, рассказ, метро, соловей.

-Кто  в словарной работе  не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты  в самых лучших каютах.  

- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!

-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова.  

 Вспомните  как они  называютя:

1.Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.  (Окончание)

2.Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет. (Суффикс)

3.Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу. (Корень)

4.Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

5.Перед корнем я стою

И пишусь я слитно

И при помощи меня

Образуются слова  (приставка)

 –Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.

- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание. (разбор слов по составу)

(  лесок, соседка, поход, пришкольный.

-(проверка задания) Молодцы. 

-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?

-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем? (общая часть родственных слов)

-Правильно, теперь можно и во дворец!

  -Что случилось?  Из дворца идёт какой-то сигнал.

Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце.                                                                                             Корень Боль.  

-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.

Дети  столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова

больной-          

больница-             

болеть-    (указывают общий корень)

- А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают  название части речи)

-Обратите внимание, что один и тот же корень  -боль может жить в разных частях речи.

-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х,  прил-х,  глаголах)

-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)

-Составьте  и запишите   по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).

- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит  вам игру «Третий лишний».

-Назовите лишнее слово.

Дерево, сосна, деревянный

Белый, белить, белка

Горе, горный, горевать,

Крепость, крепкий, прочный.

(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)

-Как ещё связаны между собой слова? ( по  смыслу)

Физминутка (под музыку упражнения с пандой)

- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.

Стр.66 Упр 75  Проверка выполнения.

-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.

-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое   дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова.   

-Без чего дерево не может в земле устоять? (без корня)

-У нашего дерева тоже есть корень –уч

-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)

-Почему вас так называют? ( учимся)

-Как называют человека, который вас учит? (учитель)

-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои  слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных  словах выполнят  не менее интересное  упражнение из учебника под №78.   

Домашнее задание.  

Придумать и записать слова с корнем –уч.

Упр. №78.

-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)

-Кто живёт в этой стране? (части слова)

- Какая часть слова самая главная? (корень)

-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).

 Наш урок подошёл к концу. Над какой проблемой работали на уроке?  Закончите предложения:

- Сегодня я узнал...

- У меня получилось...

- Было трудно...

- Было интересно...

     - Теперь я умею

- Оцените свою работу на уроке (дети поднимают смайлики).

Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 3 классе на тему"Жизнь корня в составе слов разных частей речи" »


МБОУ СОШ №26 с.Краснокумского Георгиевского муниципального района Ставропольского края





План-конспект

урока русского языка

в 3в классе УМК

«Перспективная начальная школа»


Тема: «Жизнь корня в составе разных частей речи »



Учитель: Шехурдина

Наталья Викторовна











2014-2015 учебный год





Тема: «Жизнь корня в составе разных частей речи»



Цель: формирование орфографической зоркости.

Задачи:

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- учить выделять общую часть родственных слов.

- развивать умение образовывать новые слова;

-развивать устную и письменную речь.

- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, смайлики для рефлексии

Ход урока.

1Организационный момент.

- Встаньте, пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте, Наш девиз:

Мы умные,

Мы дружные,

Мы внимательные,

Мы старательные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

- А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик (дети поднимают соответствующий смайлик):





- Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфемику, где живут части слова, и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи

-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия.

- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.

( словарная работа)

-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь только словарное слово, в начальной форме.

Мы спешили на вокзал. По дороге проехал грузовик . В столовой мы ели винегрет. Малыши играли в песке . Мы оделись по погоде. Миша прочитал интересный рассказ. В метро много людей. Красивая песня у соловья.

(взаимопроверка, а затем с экрана)

Вокзал, дорога, грузовик, винегрет, песок, погода, рассказ, метро, соловей.

-Кто в словарной работе не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты в самых лучших каютах.

- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!

-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова.

Вспомните как они называютя:

1.Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу. (Окончание)

2.Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет. (Суффикс)

3.Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу. (Корень)

4.Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

5.Перед корнем я стою

И пишусь я слитно

И при помощи меня

Образуются слова (приставка)

–Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.

- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание. (разбор слов по составу)

( лесок, соседка, поход, пришкольный.

-(проверка задания) Молодцы.

-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?

-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем? (общая часть родственных слов)

-Правильно, теперь можно и во дворец!

-Что случилось? Из дворца идёт какой-то сигнал.

Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце. Корень Боль.

-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.

Дети столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова

больной-

больница-

болеть- (указывают общий корень)

- А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают название части речи)

-Обратите внимание, что один и тот же корень -боль может жить в разных частях речи.

-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х, прил-х, глаголах)

-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)

-Составьте и запишите по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).

- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит вам игру «Третий лишний».

-Назовите лишнее слово.

Дерево, сосна, деревянный

Белый, белить, белка

Горе, горный, горевать,

Крепость, крепкий, прочный.

(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)

-Как ещё связаны между собой слова? ( по смыслу)

Физминутка (под музыку упражнения с пандой)

- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.

Стр.66 Упр 75 Проверка выполнения.

-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.

-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова.

-Без чего дерево не может в земле устоять? (без корня)

-У нашего дерева тоже есть корень –уч

-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)

-Почему вас так называют? ( учимся)

-Как называют человека, который вас учит? (учитель)

-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных словах выполнят не менее интересное упражнение из учебника под №78.

Домашнее задание.

Придумать и записать слова с корнем –уч.

Упр. №78.

-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)

-Кто живёт в этой стране? (части слова)

- Какая часть слова самая главная? (корень)

-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).

Наш урок подошёл к концу. Над какой проблемой работали на уроке? Закончите предложения:

- Сегодня я узнал...

- У меня получилось...

- Было трудно...

- Было интересно...

- Теперь я умею

- Оцените свою работу на уроке (дети поднимают смайлики).

Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шехурдина Наталья Викторовна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства