- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- учить выделять общую часть родственных слов.
- развивать умение образовывать новые слова;
-развивать устную и письменную речь.
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, смайлики для рефлексии
Ход урока.
1Организационный момент.
- Встаньте, пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте, Наш девиз:
Мы умные,
Мы дружные,
Мы внимательные,
Мы старательные,
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
- А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик (дети поднимают соответствующий смайлик):
- Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфемику, где живут части слова, и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи
-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия.
- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.
( словарная работа)
-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь только словарное слово, в начальной форме.
Мы спешили на вокзал. По дороге проехал грузовик . В столовой мы ели винегрет. Малыши играли в песке . Мы оделись по погоде. Миша прочитал интересный рассказ. В метро много людей. Красивая песня у соловья.
-Кто в словарной работе не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты в самых лучших каютах.
- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!
-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова.
Вспомните как они называютя:
1.Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу.
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу. (Окончание)
2.Ну а я частичка.
Обозначусь я как птичка,
Только вот наоборот.
Это каждый разберет. (Суффикс)
3.Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла
Ни розе, ни ежу. (Корень)
4.Без окончания, часть слова.
Называюсь я… (основа)
5.Перед корнем я стою
И пишусь я слитно
И при помощи меня
Образуются слова (приставка)
–Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.
- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание. (разбор слов по составу)
( лесок, соседка, поход, пришкольный.
-(проверка задания) Молодцы.
-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?
-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем? (общая часть родственных слов)
-Правильно, теперь можно и во дворец!
-Что случилось? Из дворца идёт какой-то сигнал.
Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце. Корень Боль.
-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.
Дети столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова
больной-
больница-
болеть- (указывают общий корень)
- А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают название части речи)
-Обратите внимание, что один и тот же корень -боль может жить в разных частях речи.
-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х, прил-х, глаголах)
-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)
-Составьте и запишите по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).
- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит вам игру «Третий лишний».
-Назовите лишнее слово.
Дерево, сосна, деревянный
Белый, белить, белка
Горе, горный, горевать,
Крепость, крепкий, прочный.
(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)
-Как ещё связаны между собой слова? ( по смыслу)
Физминутка (под музыку упражнения с пандой)
- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.
Стр.66 Упр 75 Проверка выполнения.
-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.
-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова.
-Без чего дерево не может в земле устоять? (без корня)
-У нашего дерева тоже есть корень –уч
-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)
-Почему вас так называют? ( учимся)
-Как называют человека, который вас учит? (учитель)
-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных словах выполнят не менее интересное упражнение из учебника под №78.
Домашнее задание.
Придумать и записать слова с корнем –уч.
Упр. №78.
-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.
- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)
-Кто живёт в этой стране? (части слова)
- Какая часть слова самая главная? (корень)
-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).
Наш урок подошёл к концу. Над какой проблемой работали на уроке? Закончите предложения:
- Сегодня я узнал...
- У меня получилось...
- Было трудно...
- Было интересно...
- Теперь я умею
- Оцените свою работу на уроке (дети поднимают смайлики).
Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- учить выделять общую часть родственных слов.
- развивать умение образовывать новые слова;
-развивать устную и письменную речь.
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, смайлики для рефлексии
Ход урока.
1Организационный момент.
- Встаньте, пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте, Наш девиз:
Мы умные,
Мы дружные,
Мы внимательные,
Мы старательные,
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
- А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик (дети поднимают соответствующий смайлик):
- Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфемику, где живут части слова, и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи
-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия.
- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.
( словарная работа)
-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь только словарное слово, в начальной форме.
Мы спешили на вокзал. Подороге проехал грузовик. В столовой мы ели винегрет. Малыши играли в песке . Мы оделись по погоде. Миша прочитал интересный рассказ. В метромного людей. Красивая песня у соловья.
-Кто в словарной работе не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты в самых лучших каютах.
- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!
-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова.
Вспомните как они называютя:
1.Меня в окошко обозначат.
Для связи слова я служу.
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу. (Окончание)
2.Ну а я частичка.
Обозначусь я как птичка,
Только вот наоборот.
Это каждый разберет. (Суффикс)
3.Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла
Ни розе, ни ежу. (Корень)
4.Без окончания, часть слова.
Называюсь я… (основа)
5.Перед корнем я стою
И пишусь я слитно
И при помощи меня
Образуются слова (приставка)
–Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.
- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание. (разбор слов по составу)
( лесок, соседка, поход, пришкольный.
-(проверка задания) Молодцы.
-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?
-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем? (общая часть родственных слов)
-Правильно, теперь можно и во дворец!
-Что случилось? Из дворца идёт какой-то сигнал.
Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце. Корень Боль.
-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.
Дети столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова
больной-
больница-
болеть- (указывают общий корень)
- А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают название части речи)
-Обратите внимание, что один и тот же корень -боль может жить в разных частях речи.
-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х, прил-х, глаголах)
-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)
-Составьте и запишите по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).
- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит вам игру «Третий лишний».
-Назовите лишнее слово.
Дерево, сосна, деревянный
Белый, белить, белка
Горе, горный, горевать,
Крепость, крепкий, прочный.
(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)
-Как ещё связаны между собой слова? ( по смыслу)
Физминутка (под музыку упражнения с пандой)
- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.
Стр.66 Упр 75 Проверка выполнения.
-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.
-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова.
-Без чего дерево не может в земле устоять? (без корня)
-У нашего дерева тоже есть корень –уч
-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)
-Почему вас так называют? ( учимся)
-Как называют человека, который вас учит? (учитель)
-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных словах выполнят не менее интересное упражнение из учебника под №78.
Домашнее задание.
Придумать и записать слова с корнем –уч.
Упр. №78.
-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.
- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)
-Кто живёт в этой стране? (части слова)
- Какая часть слова самая главная? (корень)
-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).
Наш урок подошёл к концу. Над какой проблемой работали на уроке? Закончите предложения:
- Сегодня я узнал...
- У меня получилось...
- Было трудно...
- Было интересно...
- Теперь я умею
- Оцените свою работу на уроке (дети поднимают смайлики).
Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.