ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ
Среди произведений всех литературных жанров, помещенных в книге по литературному чтению особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика, работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов.
Лирика –непростой для восприятия младших школьников род литературы. Это объясняется прежде всего специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике отсутствует описание событий, поступков персонажа, обстоятельств действий. Она не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким-либо событиям, фактам, явлениям: картинам природы, торжественным событиям в истории нашей страны и т.д. В лирическом произведении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили много лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Среди произведений всех литературных жанров , помещенных в книге по литературному чтению особое место занимают лирические стихотворения . Как показывает практика, работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов.
Лирика –непростой для восприятия младших школьников род литературы. Это объясняется прежде всего специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике отсутствует описание событий, поступков персонажа, обстоятельств действий. Она не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким-либо событиям, фактам, явлениям: картинам природы, торжественным событиям в истории нашей страны и т.д. В лирическом произведении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили много лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера по данным психологов, развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому, главное направление работы учителя при чтении лирических стихотворений состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту.
Для этого детей необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Такой деятельностью может и должно стать выразительное чтение лирического произведения.
Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передает свое понимание и свою оценку читаемого. Подготовка к выразительному чтению и само исполнение и есть та практическая деятельность с текстом художественного произведения , которая помогает ученику понять содержание прочитанного и выразить свое отношение к этому содержанию, приблизившись тем самым к внутреннему миру лирического героя, воспринимая настроение и чувства, волнующие его, как свои личные.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения –это прежде всего процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиски нужного тембра, темпа, силы и мелодики речи. Это процесс творческий, так как интонация рождается не на основе простого логического рассуждения, а на основе глубокого проникновения в содержание текста и яркого, зримого представления этого содержания в воображении исполнителя.
Процесс творческой работы над лирическим стихотворением в начальных классах трудный особенно, если дети имеют тяжелые нарушения речи, так как у них ограниченный словарь, пассивный словарь шире активного, недостаточно развита связная речь, затруднены процессы обобщения, выделения главного из прочитанного и др.
Как же при изучении лирического стихотворения добиться того , чтобы учащиеся овладели, уловили, почувствовали верную интонацию чтения ? Для этого рассмотрим, как строится процесс работы над лирическим стихотворением. Назовем основные этапы этого процесса , определим задачи каждого этапа , приемы, используемые для решения поставленных задач. Необходимо помнить, что основной целью процесса работы над стихотворением, а также конечным результатом будет выразительное исполнение стихотворения учащимися.
1. Работу необходимо начинать с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаем конкретные учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения; сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значения слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.
Для этого на уроке необходимо использовать беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей( хорошо, если предварительно проведена экскурсия), элементы рассказа, а также такие виды искусства , как музыка и живопись.
2. После такой подготовки учитель может приступить к первичному чтению лирического стихотворения. Здесь необходимо уточнить учебную задачу этапа работы: донести до детей содержание стихотворения и , главное, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Из всего многообразия методических приемов , используемых на этом этапе ( комбинированное чтение, прослушивание текста в грамзаписи и др.). исходя из поставленной задачи, выбираем один, наиболее целесообразный : выразительное чтение стихотворения учителем ( в 3-4 классах можно практиковать возможную замену : самостоятельное чтение про себя или чтение стихотворения подготовленным учеником).
3.На следующем этапе учитель проверяет впечатления детей, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом стихотворения. Учитель выявляет уровень восприятия детьми текста художественного произведения, понять , как они осознали текст в целом, как отнеслись к нему, что уже успели выделить, отметить, а что упустили из виду, на что не обратили внимание, и т.д. Для решения этой задачи необходимо использовать беседу на основе впечатлений учеников. Например:
- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем? Что вам особенно запомнилось?
- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины …?
4. Чтобы подготовить школьников к анализу стихотворения, внимательного и вдумчивого чтения, учителю необходимо провести проверку первых впечатлений - дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения: не спеша прочитать его про себя и отметить карандашом слова и выражения, значения которых им непонятны.
5. Анализ лирического стихотворения призван решать следующие задачи:
-способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;
- углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении детей при первом знакомстве с текстом.
Работая над решением поставленных задач, учитель не должен забывать о главном: не разрушить то эмоциональное состояние класса, которое возникло на первых этапах работы над текстом, проводить анализ осторожно, ненавязчиво, так, чтобы в ходе работы с текстом все возрастало удивление и восхищение детей мастерством поэта, чтобы за каждым словом и за каждой строчкой они увидели яркую картину и обрадовались этому открытию.
Какие же приемы можно использовать для этого? В первую очередь это выборочноечтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя . Например: прочитать первые четыре строчки стихотворения. Как автор описывает …? С чем сравнивает …? Прочитайте. С помощью каких слов поэт рисует … ? Как он называет…?
Для выборочного чтения необходимо отбирать наиболее важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения, а также те , значения которых может быть непонятно детям. Здесь необходимо обратить внимание детей на образные средства языка художественного произведения: эпитеты, метафоры, сравнения.
Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением по поводу прочитанного. Для этого можно использовать вопросы типа: какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают поэту создать такое настроение? Как вы думаете, почему поэт сравнивает …? Как вы понимаете смысл этого выражения? Какие звуки повторяются в этой строке? Как вы думаете , для чего поэт использует это прием? и др.
Чтобы научить школьников вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова, учитель использует прием эстетического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова или сочетания слов другим, близким по смыслу словом или выражением, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического текста.
Например: перечитывая с учащимися первую строфу стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» , учитель просит детей отыскать те слова, с помощью которых автор описывает раннюю осеннюю пору. Дети находят слова: первоначальная, короткая, дивная . Здесь учителю необходимо обратить внимание школьников на последнее определение:
-Как вы понимаете значение слова «дивная ?» Подберите к нему близкие по смыслу слова (восхитительная, прекрасная, замечательная, чудесная).
- Как вы думаете, почему Тютчев выбрал именно слово «дивная»? (Это слово происходит от слова диво, т.е. чудо. Оно передает особое восхищение началом осени, подчеркивает, что это совершенно необыкновенная пора, в ней много чудесного. Кроме того, слово дивная более торжественно, оно наполняет стихотворение высоким звучанием).
Для видения ярких образных представлений на основе читаемого , учитель использует прием иллюстрирования текста. При чтении лирических произведений наиболее целесообразны следующие его разновидности: рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование.
Рассматривание готовых иллюстраций можно провести по примерно следующему плану: посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению.
- Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то его части?
- Что изобразил художник на своей картине
- Что он нарисовал в центре картины? Вдалеке ? Справа? Слева?
- Опишите картину, используя строки из стихотворения.
- Какие краски выбрал художник для своей картины ? Какое настроение они создают?
- Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте, что вы художники. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению?( это уже словесное иллюстрирование текста).
Музыкальное иллюстрирование , т.е. подбор звуковых картин к стихотворению, используется на уроке литературного чтения в трех методических вариантах. Например:
-Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему?
- Из двух музыкальных произведений выберете то, которое соответствует прочитанному стихотворению.
- Представьте себе , что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру ?
6. Анализ стихотворения должен способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного. Это имеет большое значение для выработки правильной интонации чтения стихотворения. Для того, чтобы учащиеся прочитали стихотворение выразительно, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых учащиеся смогут передать свое понимание и свою оценку прочитанного. Иными словами, требуется специальная работа над основными компонентами интонации. Какие приемы необходимо использовать на этом этапе?
Для работы над тембром речи : музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседа, направленная на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей.
Для работы над темпом речи : расстановка тактовых, фразовых, психологических, межстиховых пауз. Особое внимание следует уделить межстиховой паузе, которую учащиеся не соблюдают. Строка в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.
При постановке логических ударений в тексте стихотворения перед детьми необходимо поставить задачу: давайте попытаемся найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. Необходимо в равной степени учитывать закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и др.
7. Подведение итогов урока. На этом этапе подводится своеобразный итог , завершение всей работы, праздник, концерт, конкурс на лучшее исполнение стихотворения. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.
Приведем пример урока литературного чтения во втором классе.
Тема урока: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись. Задачи: 1.Предметные: - познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева; -формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; -закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте; -отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева; - раскрыть особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц; 2.Метапредметные: - владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; - планировать свое выступление; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - развивать навыки выразительного чтения; - совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся, - развивать память, внимание, творческие способности. 3. Личностные: - привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; -воспитывать любовь и уважение к родной природе; -утвердить значимость и ценность каждого слова; - передать красоту и музыкальность поэтической речи; - пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - развивать творческие способности каждого ученика.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Репродукции картин художников на тему осени.
3.Эпиграф
4. Запись стихотворения Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» 6. Листочки деревьев, «Дерево настроения»
Ход урока.
I. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Создание положительной мотивации.
- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте мы с ними поздороваемся. Молодцы.
1. Чтение учителем стихотворения ( координация речи и движений).
- Из глубокого колодца ( руки «О»)
Солнце медленно встает ( руки над головой).
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх),
Луч его нам улыбнется ( руки вытянуты параллельно).
Новый день оно начнет (руки вниз широко).
- Улыбнитесь друг другу , пусть наш новый день будет солнечным как Ваши улыбки.
II. Речевая разминка.
Чтение учителем стихотворения:
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень в шубу желтую одета ,
По лесам с метелками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
( учитель читает стихотворение на фоне звучащей музыки П.И.Чайковского «Времена года»)
- Давайте прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
-Какие чувства возникли у вас при чтении этого стихотворения?
-Прочитайте стихотворение с интонацией удивления.
-Прочитайте с утвердительной интонацией.
-Прочитаем стихотворение с интонацией раздражения.
-С интонацией восхищения.
-А сейчас прочитаем выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
- Какое время года описано в стихотворении?
- Сегодня к нам в гости действительно пришла гостья. Давайте послушаем группу ребят и попробуем догадаться еще раз , хозяйка какого царства посетила нас?
1. Загадки детей на тему «Осень».
* Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
*Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.(Дерево)
* Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет , и поёт, убаюкивает. (Дождь)
* Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях он летит.
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький…(листок)
-Какое же время года пришло в гости ?
-Сколько ярких красок принесла она с собой! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты. Давайте вспомним поэтов, чьи стихи об осени мы уже читали, а заодно и узнаем , что будет сегодня на уроке.
( Учитель выставляет репродукции картин на тему осени).
- Какое время года мы откроем для себя?
2. Выполнение задания : соедините имена и отчества поэтов с их фамилией.
( На слайдах: Александр Сергеевич Пушкин, Аполлон Николаевич Майков, Александр Трифонович Твардовский, Федор Иванович Тютчев.
- Ребята, эти слова Федора Ивановича Тютчева о природе будут эпиграфом к нашему уроку.
-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
-Запомните свои размышления, в конце урока вы убедитесь в правоте своих слов.
- Какое новое имя мы сегодня откроем для себя?
( Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.)
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной..» и узнаем, какой видит осень он, и какие переживания она у него вызывает.
IV. Изучение нового материала.
-Откройте учебник по литературному чтению на странице 68 , определите тему нашего урока и что предстоит нам узнать.(Ответы детей)
-Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему?
- Что же нам нужно сделать для создания картины?
-Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил осень в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно?
1. Первичное восприятие стихотворения. ( Чтение учителем стихотворения)
2. Проверка первичного восприятия:
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?
- Почему вы так решили?
-Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой? Как в народе называют эту пору?
- Об этой поре нам расскажет ….
«Бабье лето» (как называют в народе этот период осени) – это одно яркое мгновение среди тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев
3. Повторное чтение и анализ стихотворения.
- Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы:
- Когда бывает эта «дивная» пора? Как вы понимаете «первоначальной»?
-Каким поэт видит день, прочитайте. Он называет его «хрустальным» . Почему?
- Что автор говорит о вечерах ? Что значит «лучезарны»?
* Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы:
- Как поэт пишет о поле? Какое поле? Какие слова подчеркивают пустоту поля?
- C чем поэт сравнивает паутину ?
-Как вы понимаете выражение «праздная борозда»?
* Прочитать последний столбик стихотворения и подчеркнуть слова, помогающие ответить на последние вопросы:
- Как поэт описывает небо?
-Какое чувство у вас пробуждает эта картина?
-Какие слова были непонятны?
-Какие слова вы сможете объяснить?
-Где мы можем выяснить значение незнакомого слова?
4. Словарная работа в парах. Работа со средствами выразительности.
- Для того , чтобы передать чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение – выразить , представить в образе живого существа.
Метафора – оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет- образное , художественное определение.
- Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры( День хрустальный, дивная пора, лучезарны вечера, праздная борозда).
- Как вы понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет).
* Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.
*Лазурь – светло-синий цвет, синева.
* Борозда – углубление (канавка) между грядами; след от плуга.
* На праздной борозде- отдыхающее поле. С нее убрали урожай.
V. Физминутка.
Мы листики осенние ,
На ветках мы сидим ( дети стоят прямо , чуть покачиваясь).
Дунул ветер – полетели (плавные движения руками).
Мы летели , мы летели
И на землю тихо сели ( сели на корточки).
Ветер снова набежал ( все встали)
И листочки все поднял ( закружились на месте).
Повертел их, покружил
И на место посадил ( дети сели за парты).
VI. Продолжение работы над стихотворением.
1. Работа над новыми литературными понятиями.
- Какой литературный жанр помог нам представить картину осени?
- Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа и сказки?
- Давайте найдем в стихотворении рифмы и назовем их друг другу, а затем вслух всем .
- Какое незнакомое слово встретилось нам в задании?
- Давайте узнаем, что же называется строфой ( ученик читает вслух)
- Давайте прочитаем первую строфу, вторую , третью.
-Обратите внимание. Сколько строк содержит строфа.
-Такое количество строк в строфе называется четверостишием.
- Прочтите второе четверостишие.
2. Выразительное чтение стихотворения.
- Нам надо научиться читать стихотворение выразительно.
- В каком темпе его следует читать? ( Поэт очарован, он боится нарушить покой, читаем в замедленном темпе, напевно)
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением. При чтении обратите внимание на паузы ( с помощью учителя , читающего стихотворение, школьники расставляют паузы).
- Подготовьтесь читать это стихотворение так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете ( чтение стихотворения учащимися ).
- Послушайте это же стихотворение в исполнении профессионального артиста.
-Понравилось? Кто еще хочет прочитать выразительно?
VI. Домашнее задание.
– Нарисовать картинку к этому стихотворению, выучить стихотворение наизусть.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Как называется новый раздел , который мы начали изучать сегодня?
-С каким произведением сегодня познакомились, какого автора?
- Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов?
-Почему бережно из поколения в поколение народ хранит эти художественные ценности?
-Как вам пригодятся в жизни эти знания?
-Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям?
- В какой роли мы сегодня с вами должны выступить?
- Какую картину вы бы представили?
-Краски каких цветов вы бы использовали? Почему?
- Давайте вспомним эпиграф в начале урока.
- Наше дерево безлико , бездушно, давайте оживим его ( на доске висит плакат с изображением «голого» дерева).
- раскрасьте свои листочки одним цветом, учитывая условие:
* красный – если у вас отличное настроение, все понравилось, хотелось многое узнать;
* желтый – хорошее настроение , было интересно, но были трудности;
* зеленый – было скучно , неинтересно, много затруднений.
-Посмотрите , ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд.