Обучение граммоте в 1 классе. Звук (Х) Буква (Х). Урок построен в игровой форме. Урок проводиться с помощью сказочных персонажей из скази " Буратино". Новый материал даётся легко и непринуждённо. На протяжении всего урока присутствует сказочный герой Карабас-Барабас. Детям очень нравятся такие уроки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему( добрососедство);
Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- золотой ключик,
- фото Тима и Тома,
- карточки с дифференцированными заданиями,
- карточки для конструирования,
- « волшебная палочка»,
- костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,
- карточки для конструирования,
- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».
Ход урока:
Организация класса.
( В класс входит учительница в костюме Мальвины)
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.
( Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)
- Садитесь.
II.Актуализация знании
( Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)
К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!
Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?
К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.
М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!
( К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине ).
М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х
III. Повторение.
М: Начнём работу.
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.
- Почему они относятся к гласным?
- Какие ещё звуки есть?
- Почему они относятся к согласным?
- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?
- Какие ещё могут быть согласные звуки?
IV. Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?
- Может ли он быть мягким? Назовите.
Фонетическая зарядка ( отвечаем хором и используем новый звук).
- Как стонет больной?
- Как мы смеёмся?
Игра « Тим и том»
У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.
( Весь класс делится на друзей Тома и Тима)
М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. ( хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).
М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).
( карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)
Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.
Произнесём его хором?
- Глухой или звонкий?
- Почему?
- Какой можно сделать вывод? ( Звук(Х)- глухой)
Знакомство с буквой.
А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.
- Ребята, на что похожа буква Х?
( отвечают дети)
-Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.
- Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?
- Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?
( чтение по учебнику слогов слияния).
Физминутка.
« Буратино»
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
« Прятки»
Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.
Учитель поворачивается, говорит удивлённо:
- Где же все ребята?
- сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.
Игра « Буква потерялась»
М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук
- Прочитайте слова и сразу опишите звук.
_алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.
Развитие речи.
_ Что такое хобот?
- У кого он есть? ( слон, бабочка)
-Для чего он нужен?
Посмотрите на рисунок и расскажите.
Стихотворение –загадка.
- Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.
Хомяку сказал хорёк:
--------------твой узок, мой широк.
- О чём идёт речь?
- Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».
Игра «Хвосты»
- Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.
- Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.
( после завершения работы карточки сдаются ).
Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.
-Что это за машина?
- Зачем ей хвост?
Игра « Слово рассыпалось»
К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.
А) устно
Б) 1 ряд пишет на доске.
В) 2 ряд откладывает слово в кассе.
Физминутка.
« Хомка»
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хату и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!
К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?
( к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)
Подошёл к ребятам Витя.
Показал листок:
-Взгляните!
Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?
– Угадал! – сказал Володя.
Это солнышко восходит!
Возразила сразу Зина:
- Здесь арбуза половина!
– Нет !-
Сказал, подумав Боря,-
Это гриб, чего тут спорить.
Головой качает Вася:
- Я с тобою не согласен.
Я уверен, будет тут нарисован парашют!
Витя свой рисунок взял
Улыбнулся и сказал:
- Вы догадливыми были,
Только жаль, про хлеб забыли.
Как собрали урожай,
Испекли мы каравай! ( ученик вносит каравай хлеба)
М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?
А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?
( Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)
Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку . Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.
- вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.
« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»
Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.
-Ребята, как вы бережёте хлеб?
Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.
Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.
- Объясните значение этих слов.
- Как можно назвать одним словом? ( хлебороб)
-У кого из вас родители хлеборобы?
Работа по учебнику.
Чтение учителем рассказа.
- на странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.
(учитель читает)
Беседа по содержанию.
- Что значит « грамотный»?
- Считаете ли вы себя грамотными?
3. Чтение рассказа учащимися.
-А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?
V. Итог урока.
Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?
К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.
М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.
К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.
М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. ( Дверь открывается, вбегает Буратино.)
Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.
М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!