Тема | ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З, з |
Цель деятельности педагога | организовать работу по ознакомлению с новой буквой З, з; вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия» нового знания; способствовать формированию читательских умений, развитию мотивов учения, логического мышления, фонематического слуха; создать условия для развития умений логически обосновывать суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; научить выполнять звуковой анализ слов «морозы», «зима». |
Планируемые результаты | Предметные: знают букву З, з; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости. Метапредметные Познавательные: общеучебные – осмысление прочитанного произведения; логические – разгадывание «зашифрованных» слов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками). Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других. |
Оборудование: | Магнитные буквы, план урока с условными обозначениями, конверты с фишками, Зайчонок, иллюстрации с буквой З, листочки – подарки , ИКТ . |
I. Самоопределение к деятельности | Прозвенел звонок, -Начинается урок Ждут нас книжки и тетрадки Вы готовы? -Всё в порядке! – Сегодня мы отправляемся в страну сказок. |
II. Актуализация опорных знаний | 1) Выходит Незнайка Здравствуйте, ребята! В школе вы проучились уже целых два месяца! Расскажите, что вы узнали на уроках чтения. Речевая разминка. -Ой, как много вы уже узнали! Побегу в свою школу , расскажу другим ребятам об этом. -Ребята, а вы узнали, кто это был и из какой он сказки? А кто написал эту сказку? (Незнайка, сказка «Приключения Незнайки и его друзей», Николай Носов) 2) Выходит Машенька. -А я в лес собралась по грибы, да по ягоды. Да, от подружек своих – то отстала. А пойдемте со мной собирать, но не грибы, а буквы волшебные. Берите лукошки. (Игра «Корзинки») -А что это за лукошки у нас, ребята волшебные? -А почему необходимо знать какие гласные смягчают, а какие нет? -Кто приходил к вам? Из какой сказки? Кто написал эту сказку? (Машенька, сказка «Три медведя», русская народная сказка) 3) Выходит Мальвина. -Ребята, вы не видели Буратино? Ну, тогда я с вами позанимаюсь. Сейчас мы с вами будет читать, но для начала выполним звуковую разминку. -Как воет волк? - Как шипит змея? -Как жужжит шмель? -Как звенят комарики? -А теперь повторяем скороговорку: На окошке крошку-мошку Ловит ловко лапкой кошка. -А теперь читаем слоги и слова. -Какие вы молодцы, ребята. Но мне нужно бежать, искать Буратино. Он не умеет читать. -Кто это была? Из какой сазки эта девочка? Кто написал сказку? (Мальвина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н.Толстой) |
III. Объявление темы и постановка учебной задачи. | - Ой , ребята! Посмотрите, домик чей-то. Как вы думаете, кто здесь живёт? - Если не знаете, тогда отгадайте загадку Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (Учитель прикрепляет картинку.) - Зайдём к нему в гости. (Открываю шторку, а там картинки с изображением предметов на букву З) - Мы неспроста зашли к Зайке в гости. Догадайтесь почему? - Совершенно, верно. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой З, научимся читать слоги и слова с этой буквой. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение -Найдите на картинках слова, где звук [з ] в начале слова, в середине слова. 2. Звукобуквенный разбор слов -Разгадайте ребусы и проведите звукобуквенный разбор этих слов фишками. МО -Проверьте правильно ли вы составили схемы слов и сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «морозы»,– твёрдый согласный звук. Слово «зима»,– мягкий согласный звук.) – Ребята, звуки [з]и [з’] в письменной речи обозначают буквой З, з 3. Определяем звонкость звука -Что ещё мы можем узнать про звук З? Вывод: буква З обозначает звуки [з] и [з’], этот звук звонкий. Поэтому куда мы заселим любимую букву зайца? |
Физкультминутка | У зайца есть большой друг олень. Давайте вспомним про него. -У оленя дом большой… |
| 4. Работа по учебнику –с.88. Чтение слогов, слов и предложений – дифференцированная работа Задание для читающих учеников: самостоятельное чтение сказки «Белые штаны» Э.Шима Задания для нечитающих учеников (под руководством учителя): – Прочтите слоги. – Прочитайте слоги по строкам, столбцам. – Прочитайте слова. -А вот и сам хозяин дома. Ребята, он, оказывается, бегал за подарками для вас. Вот и задержался. -Давайте, мы тоже подарим ему сказку. 5. А сейчас у нас в гостях радионяня. – «Белые штаны» Э.Шима - читающие дети читают сказку -Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. - Какую науку постиг Зайчишка? Чему учит сказка? |
V. Первичное закрепление - Включение в систему знаний. | 1) А зайка вам приготовил свою игру (Игра соотнеси слова со схемой) Зайчик, зебра, замок, зима -Какое слово лишнее? (зима) -А теперь? (зайчик, могут сказать зебра) (Убрать схему, оставив схему слова замок) – Схема какого слова осталась? (лишнее слово убираю) 2) Знакомство со словами – омонимами Слово замок – делим на слоги, ставим ударение – объясняем смысл.(Замок - это устройство для запирания дверей) -А теперь закройте глазки (стираю ударение и переставляю его) -Откройте глазки, что изменилось?( ударение перставили0 -А смысл слова изменился? (Да, замок – это жилище феодалов)Показываю на картинки и произносим, выделяя ударный слог. Вот как важно правильно ставить в словах ударение |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. | -Спасибо, зайке за его весёлые игры. Но время нашего путешествия в сказке выходит, нам пора возвращаться. -Ребята, почему мы сегодня ходили в гости к зайке? Правильно. А ещё, потому что заяц – герой многих русских народных сказок, который хотя и труслив, но благодаря своей находчивости и ловкости с лёгкостью выходит из затруднительных положений. Какие сказки, одним из героев, которых является заяц вы знаете? -Молоды, ребята. Как много сказок вы знаете. А для того, чтобы узнать другие сказки, что нужно уметь делать? (Ребёнок читает стихотворение : «Как хорошо уметь читать!») - Что нового узнали на уроке? Что запомнили? -Какую цель ставили на уроке? -Достигли ли мы этой цели? |