2. Актуализация знаний Минутка чистописания 3 мин | Вы видите буквы ГЕРЛИОПД. – На какие две группы можно разделить данные буквы? – Составьте из каждой группы цепочки по алфавиту и запишите их с новой строки.
Какая получилась цепочка из гласных? Какая из согласных? – Назовите лишнюю букву в первой цепочке. Почему?
– Назовите лишнюю букву во второй цепочке. Почему?
Ребята, с каким ответом согласимся? |
Гласные и согласные.
Дети записывают в тетради цепочки.
ЕИО; ГДЛПР Дима П: Буква Е может обозначать два звука. Юля П: Буква И обозначает мягкость согласных, а остальные твёрдость. Люба К:Буква Л обозначает непарный согласный. Катя Г: Я не согласна. Здесь ещё есть буква Р. Дима П: Буква П обозначает глухой согласный звук{п} - С Диминым. | Познавательные: подведение под понятие, выделение существенных признаков Коммуникативные: формулировать собственное мнение Познавательные: построение рассуждения. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде чем принимать решение и делать выбор | Слайд №1 ( буквы) ( Тема урока закрыта) |
3. Постановка учебной задачи 3мин 4. Открытие новых знаний. 20 мин
| А теперь, чтобы назвать тему нашего урока, вам необходимо переставить буквы местами и из всех букв собрать слово - название части речи. Посмотрите внимательно на буквы.
Что мы будем изучать сегодня на уроке? Это и будет тема нашего урока. У вас на партах лежат листы самооценки. В круге, где стоит цифра 1 закрасьте фрагмент. Оцените , как вы поработали на этом этапе урока. Если вы довольны своей работой и у вас всё получилось, выберите жёлтый цвет. Если ошиблись, но знаете, почему и где, раскрасьте красным цветом. Если ничего не поняли, синим цветом. – Что Вы знаете о предлогах ещё с первого класса?
– Какие предлоги вы знаете?
Какая будет цель нашего урока?
Мы будем учиться правильно употреблять предлоги в речи и грамотно их писать. К нам на урок пришёл Незнайка. Он хочет знать всё о предлоге. Как в предложении его писать? И для чего его употреблять? Какая у него работа? Давайте вместе поможем Незнайке узнать новые сведения о предлоге. 1) Наблюдение над ролью предлогов Прочитайте стихотворение и подумайте , какие слова пропущены в стихотворении. Гулял ____ улице щенок. Не то Пушок, не то Дружок. Гулял ___ метель и солнцепёк, И ___ дождём гулял и мок. И если даже шёл снежок, Гулял ___ улице щенок. Гулял ___ жару, ___ мороз и ____ сырость Гулял, гулял и быстро вырос. Догадались, что это за слова? Давайте теперь вставим предлоги в текст. Прочитаем стихотворение выразительно. Щенок вас благодарит за хорошую работу. Как вы думаете для чего нужен предлог в предложении? Можно ли задать вопрос к предлогу?
Следующее задание нам поможет ответить на эти вопросы. 2)Постановка проблемы Прочитайте слова и подумайте, как их можно разделить на группы. стол, висит, картина, красивая, река, плывёт, лодочка, лёгкая. На какие вопросы отвечают имена существительные? Выпишите их себе в тетрадь. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Запишите их. На какие вопросы отвечают глаголы? Запишите их. Согласны ли вы с работой? Есть замечания? 2 вариант - о лодочке. Почему не получается? Запишем эти предложения в тетрадь и грамотно их оформим на письме. - Проверьте записанные предложения и выделите грамматическую основу. - К каким словам относятся предлоги? - Как пишутся предлоги? - Для чего же нужны предлоги? 2) Работа с правилом в учебнике. Прочитайте правило на с 53. Какие бы сведения о предлоге вы бы добавили в это правило?
Вывод: Для чего служит предлог в речи? Вывод : Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Оцените свою работу на листе самооценки во 2 фрагменте.
| Дети предлагают разные ответы: - Прилагательное -Предложение - Предлоги - Предлоги. Дети отвечают, что предлоги - это маленькие слова, пишутся отдельно. -На, у, в, за, под. - Узнать какие предлоги бывают. -Учиться правильно их писать и употреблять в речи. По, в , под. над, с , из, к Дети читают стихотворение про себя. .
. - Предлоги. Дети по очереди выходят к доске, читают предложение и "перетаскивают" предлоги в текст, выбирая из ряда предложенных. Дети давали такие ответы: -Для рифмы. - Для смысла. - Нет. . Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Какое? Что делает? Что делать? Что сделать? Что сделал? 1 ученик работает у интерактивной доски. . Распределяет слова по группам. - Нет. Всё правильно. Дети затрудняются. Предлагают варианты: Красивая лодочка плывёт. Картина висит. Можно добавить предлоги. Влад: Красивая картина висит над столом. Дима: Лёгкая лодочка плывёт по реке. Над столом висит красивая картина. - Над, по Дети записывают предложения в тетрадь. Предлоги выделяют в треугольник. Проверка (Сверяют с доской) Над столом висит красивая картина. По реке плывёт лёгкая лодочка. Ученик у доски подчёркивает главные члены предложения. - К существительным. -Отдельно. - Предлог соединяет слова в предложении по смыслу.
Никита: Предлог - это слово, пишется отдельно и служит для связи слов в предложении. Предлог - это часть речи. - Для связи слов в предложении. | Познавательные: логические
Регулятивные: самооценка
Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке
Познавательные: логические, общеучебные, смысловое чтение Познавательные: обработка информации Регулятивные: умение вносить коррективы в действие после его завершения Познавательные: логические Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: взаимный контроль. Регулятивные: Саморегуляция Познавательные: Общеучебные ( построение речевого высказывания)
Регулятивные: контроль и коррекция
Познавательные: Обработка и сбор информации Познавательные: смысловое чтение
Регулятивные: самооценка
| Тема открывается Слайд 2 Лист самооценки. |
Физминутка
5. Первичное закрепление. Применение нового знания
7 мин 6. Закрепление знаний. 7 мин Объяснение дом. задания. 7. Итог урока 3 мин 8. Рефлексия. 1мин. | Запомните предлоги, которые услышите в моём рассказе: Мы шагаем, мы шагаем, Выше ноги поднимаем. Вдруг мы видим у куста выпал птенчик из гнезда. Мы птенчика берём и назад в гнездо кладём. Тут на нас из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим , на носочках побежим. На поляну мы выходим, Много ягод там находим. Земляника так вкусна! Мы съедим её с куста. Незнайке было очень интересно узнать, почему предлоги пишутся отдельно. Ребята подготовили для вас сказку " Ссора предлогов со всеми словами" 3) Инсценирование сказки Как пишутся предлоги с другими словами? Спасибо ребятам. Я думаю, что вы запомните это правило и будете его применять. А чтобы не остаться без друзей, надо жить дружно и ни с кем не ссориться. - Посмотрите вот предлоги. Так малы, но так важны. Вы, ребята, постепенно, Все запомнить их должны. Обратите внимание: правописание предлогов не зависит от произношения. Правописание предлогов надо запомнить. Для чего нужно запомнить их написание? Прочитайте задание. Кто может объяснить, что нужно сделать? Запишите в тетрадь 3 любых словосочетания. Кто затрудняется, обращайтесь к таблице или за помощью ко мне. Проверка. Прочитайте словосочетания с предлогом в, из, на, к, под, у. Как написали предлоги? САДИКЗАУГЛОМ КОРОБКАОТКОСТЮМА ПЕСЕНКАОДРУГЕ ВГОСТИКДЯДЕКОЛЕ РАССКАЗАТЬОШКОЛЕ Учитель проверяет выполненные работы, анализирует, оценивает. Я предлагаю вам снова оценить, как вы поработали. Раскрасьте 3 фрагмент.
Незнайка, ребята, часто неправильно употребляет предлоги и очень хочет научиться правильно использовать их в речи. Давайте поможем ему в его проблеме. Учитель показывает модель Молодцы! Думаю, что Незнайка понял, как важно правильно употреблять предлоги. Дома вы составите самостоятельно 4 предложения о своих одноклассниках, кто где сидит, используя различные предлоги. с 52 № 82. Ребята, посмотрите на эту схему- солнышко. Какую ещё часть речи мы узнали? Распределите все слова по группам и запишите в тетрадь только предлоги. Назовите их. Как отличить предлоги от других частей речи? Прочитайте это стихотворение и подчеркните всё, чем отличается предлог от других частей речи. Он членом предложения не бывает, Но дело этот малый твёрдо знает. Не изменяется, один не может жить, Но вот с глаголами не захотел дружить. Словам он руку помощи даёт, Им помогает, связи бережёт. И пишется от слов всегда отдельно, Считает, приставать к ним очень скверно. Что вы узнали о предлоге? Давайте вспомним, что хотел узнать Незнайка о предлоге в начале урока. Помогли ли мы нашему герою? Достиг ли наш урок цели? Посмотрите на свой лист самооценки. Кому сегодня было работать не сложно, и вы справились со всеми заданиями? Закрасьте последний фрагмент жёлтым цветом. У кого весь круг жёлтый? У кого были затруднения? Выберите красный цвет. Если вам совсем было всё сложно, закрасьте синим цветом. | Дети выполняют физминутку Дети называют предлоги. Ученики инсценируют сказку. Ссора предлогов со всеми словами Жили в одном городе Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с Существительными, что те очень обиделись на задир. Когда с Предлогами рядом ставили Существительные и Местоимения, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещалось Прилагательное. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так Предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово, и с другими словами оно пишется всегда раздельно. - Предлоги пишутся отдельно - Чтобы не делать ошибок. - Писать правильно. - Нужно вставить предлоги. Дети работают самостоятельно. в рабочей тетради. Дети зачитывают словосочетания. - Отдельно. Индивидуальная работа в тетради: Учащиеся, используя схему-модель, показывают движения с помощью ручки и пенала. ( над пеналом, из пенала, в пенал, около пенала, из-за пенала и т.д.) Предлог. Дети выходят к доске, "перетаскивают" слова по группам, ( 4 человека), а в тетрадь пишут только предлоги. - Нельзя задать вопрос. - Маленькое слово. -Нужен для связи слов. Работа в парах. Ребята работают на листочке и выделяют, что узнали о предлоге. Дети начинают ответ со слов: - Я узнал о предлоге, что.... -Как пишется предлог? - Для чего он нужен? - Да, и даже больше узнали. - Да. Дети показывают свои листы самооценки. ( большинство жёлтые, синих нет) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: взаимодействие Личностные: Нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: Уметь обращаться за помощью. Познавательные: Общеучебные, логические. Регулятивные: Контроль и коррекция Регулятивные: самооценка Познавательные: Общеучебные, Логические Познавательные: Обработка и информации Познавательные: смысловое чтение Коммуникативные: Работать в паре, устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде чем принимать решение и делать выбор
Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). | Слайд 7 Правило Слайд №8 ( таблица с предлогами) Слайд 9 Лист самооценки 3 Слайды 10-11 опорная схема Появляется схема-слайд" Употребление предлогов" Слайд 12 Части речи Слайд 13 Слайд14
|