kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общее понятие о местоимении

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать представление о местоимении, как о части речи 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общее понятие о местоимении»



Русский язык 3 класс

Тема: Местоимение как часть речи

Цель: Дать представление о местоимении как о части речи;

Задачи:

активизация самостоятельной деятельности

развитие познавательной активности

Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся

воспитание коммуникативности

привитие культуры общения

воспитание интереса к предмету

Оборудование: карточки с заданиями, учебник, презентация


1 Орг.момент

Психологический настрой

— Русский язык мы изучаем с первого класса. Но, надо отметить, что русским языком интересуются еще 45 стран мира.

Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».


2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации


На доске слова: Я, НОС, ГРУША, КРАСИВЫЙ, ТЫ, СЕЕМ, МЫ, ВХОДИТЬ, РАБОТА, ОНА, ЕХАЛ, СИНИЙ, ОН, ЕЛКА

ЗАДАНИЕ: прочитайте слова и разделите их на группы по какому-либо признаку.

Проверка:

Подберите название для каждой группы.

Заслушиваются ответы групп.

Какое название вы дали последней группе слов? Почему не смогли?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Отвечают дети, учитель записывает тему урока на доске.

Чему мы должны научиться на уроке? Как мы это сделаем?

Учитель записывает задачи урока, которые предлагают ему дети

3.Работа над новым материалом.

Ребята, тему урока вы назвали, задачи урока перед вами.




















Сказка о местоимениях.

«ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ».

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.

Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Слова вместо имени – местоимения. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ.

А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.


Упражнение 1.

Прочитай. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены.

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Подумай, с какой частью речи связаны местоимения в предложении. Подчеркни в каждом предложении главные члены.

В словах предложений поставь точку под безударными гласными, которые надо проверять при письме.






Упражнение 2.

Прочитай.

Ты играешь в шахматы?

Устно перестрой предложение так, чтобы в качестве подлежащего было местоимение я (ты, вы, он, она, они). Подготовься прочитать перестроенные предложения с правильной интонацией.


Молодцы ребята! Вы все справились! Но это ещё не конец. У злой колдуньи остались ещё задания. И Мудрецу одному никак не справится. Надо ему помочь…  Следующее задание – отгадать кроссворд.

Какие два местоимения мешают движению на дорогах?

Сколько личных местоимений в слове семья?

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.

Первый слог – личное местоимение 1-го лица. Второй слог ты найдёшь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

Первый слог – личное местоимение, Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.

Вот и со вторым заданием вы все справились. Осталось самое последнее задание. Для того, чтобы его пройти достаточно ответить на вопрос: Какое слово вы получили? Расскажите, что вы узнали сегодня об этой части речи.


Прочитайте текст. Теперь представьте, что молодой журналист написал статью. Главному редактору не понравилась статья, и он просит вас исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор остался недоволен статьей.

Применяя новые знания, отредактируйте текст.



СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. СОВА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У СОВЫ МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. СОВЫ ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ. СОВЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ, ПУСТЫНЯХ, ГОРАХ. СОВУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ВО ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЗОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ






Итог урока.

Вот и закончились испытания. На все вопросы и задания вы с мудрецом дали правильный ответ.

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. А так как эти слова были даны им вместо имён и названий предметов, то их так и назвали “вместоимения” (то есть “вместо имени”), но затем буква “в” затерялась, и слова стали называться местоимениями.

Вот наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Жители этой страны прощаются с вами и приглашают снова в гости. Думаю, мы многому научились в этой стране и обязательно сюда ещё вернёмся, да?

Домашнее задание: составить 5 предложений с местоимениями







































5. Контроль за качеством усвоения нового материала


ТЕСТ
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Местоимение – это:
а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;
б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество),

но указывает на него;
в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.


2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.

3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.

а) указывает количество предметов;
б) называет предмет;
в) указывает признак предмета;
г) указывает на предмет, не называя его.

^ 4. Подчеркни в предложении местоимение.

Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

Объясни свой выбор, дописав фразу.

«Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно __________________________________________________________________.

5. Напишите, к какому числу относится каждое местоимение.

1) Я (________) совсем не люблю делать уроки. 

2)Скажите, вы (________) хотите мороженого? 

3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (__________) вот-вот лопнут.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Общее понятие о местоимении

Автор: Воробьёва Елена Геннадьевна

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект к уроку "Местоимение" (общее понятие) "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-k-uroku-miestoimieniie-obshchieie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "162636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422376669"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку "Общее понятие о частях речи""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "274488"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452413502"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Тема: Местоимение,4 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "tiema-miestoimieniie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423675429"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства