Дата: 16.04.2014
Тема: «Общее понятие об имени существительном».
Цели: 1) Закрепить и систематизировать знания об имени существительном как части
речи; учить делать словесно-логическое обобщение.
2) Развивать логическое мышление, внимание, речь.
3) Воспитать любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, файлы,
фломастеры, цветные карандаши, раздаточный материал, учебник и рабочая тетрадь по русскому языку УМК «Перспектива», аудиоприложение к уроку.
Ход урока :
I.Организационный момент.
Обучающиеся сидят в группах по три человека.
Учитель:
Ребята, готовы к уроку? ( Да!)
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Учитель: А теперь проверим, все ли у нас присутствуют сегодня. Закрепим при помощи структуры ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН.
Встаньте, пожалуйста, учащиеся, чье имя и фамилия начинаются с первой буквы русского алфавита….
Встаньте, пожалуйста, те учащиеся, которые встают рано даже в воскресенье….
Встаньте, пожалуйста, те учащиеся, чьи фамилии начинаются с буквы С…
Встаньте, пожалуйста, те учащиеся, которые каждый день с большим желанием идут в школу…
II.Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Молодцы, ребята. А теперь скажите, о чем эта загадка?
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Правильно, ребята, это имя существительное. (Слайд №1) На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательный мир под названием «Части речи» и посетим с вами две разные волшебные страны. Одна из них – «Имя существительное». А для начала откройте тетради и запишите дату.
III. Работа по теме урока.
1. Чистописание (Слайд № 2)
-Скажите, почему имена мы записали с заглавной буквы? Совершенно верно. Речь идет о собственных и нарицательных именах существительных. Что вы можете о них сказать? (вспоминаем правило)
Вывод: Имена, фамилии, улицы, клички, города-
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
(Станция №1 «Собственные и нарицательные имена существительные»)
2. Работа по наблюдению за собственными и нарицательными именами существительными.
Буду читать текст, а ваша задача – записать только имена собственные. (Первым отвечает ученик под № 3).
3. Определение категории числа имен существительных. Следующее задание мы будем выполнять при помощи аудиоприложения к вашему учебнику. Вам предстоит образовать множественное число имен существительных. (Станция №2 «Единственное и множественное число им существительных»)
-Мы с вами славно поработали, пришло время немножко отдохнуть.
IV. Физминутка
1.Учащиеся выполняют действия за ведущим.
Как живешь? - Вот так.
Как идешь? - Вот так.
А бежишь? - Вот так.
Ночью спишь?- Вот так.
Как шалишь? - Вот так.
А грозишь? - Вот так.
2. Эта обучающая структура называется МИКС - ФРИЗ - ГРУПП, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Все встали, задвинули стулья и начинаем движения под музыку (звучит заводная мелодия) останавливается….и…замираем.
Группируемся по столько участников, сколько мальчиков в классе.
Группируемся по столько участников, сколько времен года вы знаете.
Группируемся по столько участников, сколько рук у человека.
V. Продолжение работы по теме урока.
-Следующая наша станция - «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Для закрепления этой категории имен существительных нам придет на помощь структура КОНЭРС. Перед вами лежат карточки, на которых указаны одушевленные и неодушевленные имена существительные. Ваша задача: Подойти к тому углу, к которому принадлежит ваша карточка и обсудить с партнером ваш выбор. Для этого я засекаю секундомер. В вашем распоряжении 1 минута.
VI. Рефлексия.
- Итак, ребята, давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили (определение им. существительного как части речи, наличие категории числа, различие собственных и нарицательных, а также одушевленных и неодушевленных.)
- Для закрепления всей темы мы с вами составим буклет, который вы будете презентовать нашим гостям. Ваша задача – при помощи карандашей, фломастеров и вырезок доступно, ярко и красочно нарисовать все, что вы узнали об имени существительном и далее рассказать об этом нашим гостям. Я засекаю время. Вам для выполнения этого задания выделяется 10 минут. ( Презентация буклета. Один из учащихся выходит к доске и представляет вниманию гостей буклет).
VII. Итог урока.
- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Что понравилось?
-Что вызвало затруднение?
Самооценивание.
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были менее активны, но вам хотелось бы принимать большее участие – зеленый цвет.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
VIII. Домашнее задание
Повторить правила и подготовиться к диктанту.