kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок.Общее понятие о склонении имени существительного по падежам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка                                                               29.11.2013

Тема:  Общее понятие о склонении имен существительных по падежам. Склонение имён существительных по падежам в единственном числе.

Тип урока: ознакомление

Цель: знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.

Задачи:

  • Образовательные: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
  • Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
  • Развивающие: Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся. Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к президенту РК.
  • Обрудование: ПК, медиапроектор.

Ход урока:

  1. Орг. момент      слайд 1

 

Встало солнышко – ура!

Заниматься на пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

  1. Каллиграфическая минутка  слайд 2

- Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

1 буква задуманного слова является глухой согласной в первом слоге слова портрет (п)

2 буква  звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р)

3 буква непроверяемая безударная гласная в слове берёза (е)

4 буква звонкий парный согласный звука с  (з)

5 буква ударный гласный звук в слове  картина (и)

С 6 буквы начинается слово девочка  (д)

7 буква  безударный гласная  в слове медведь  (е)

С 8 буквы начинается слово надежда (н)

9 буква непроизносимая согласная в слове лестница  (т)

- какое слово у нас получилось?  (президент)

- почему мы начинаем наш урок с этого слова?

- кто является президентом нашей Родины?

( просмотр видео о президенте РК) слайд 3

Вернёмся к нашему слову. Составьте с ним предложение. Укажи в предложении части речи.

 Президент Казахстана – Лидер нации.

- о какой части речи мы будем говорить на уроке?

 3.«Мозговой штурм»

- Что вы знаете об имени существительном?

4.Стадия осмысления. Слайд 4

- прочитайте  текст.

Ко мне в гости пришёл друг. Без друга жить неинтересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своём друге бабушке.

- Какое слово встречается в каждом предложении? Давайте выпишем из каждого предложения слово друг с вопросами, на которые оно отвечает.

Слайд 5

Кто? Друг

Кого? Друга?

Кому? Другу

Кого? Друга

Кем? Другом

О ком? О друге                                                   

- что меняется в существительном? Почему менялись окончания?

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова  падение.

 В русском языке 6 падежей, в немецком -4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

Давайте с ними познакомимся.  Слайд 6

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

Определить падеж, кроме падежных вопросов, нам помогут вспомогательные слова (помощники). Прочтите их в таблице.

5. Работа по таблице падежей

Открываем учебник на стр. 80

– Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
 

– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.

  Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

  Как зовут это место, знаешь? (Родина)

 Итак, давайте просклоняем существительное родина. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

Один ученик работает у доски.

И. п. (есть) что? родина 
Р. п. (нет) чего? родины
Д. п. (дал) чему? родине
В. п. (вижу) что? родину
Т. п. (горжусь) чем? родиной
П. п. (думаю) о чём? о родине

6. Закрепление :

Упражнение  177 ( по вариантам)

1в – выписывает 1 предложение

2в- второе, 3в – третье, 4в – четвёртое, 5в – пятое, 6в – шестое

Задание: определить падежи у имён существительных. При работе пользуемся таблицей.

Проверка.

7. Игра «Эстафета» ( если останется время)

(Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.
Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку  сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
 


  • 1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.

  • 2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.

  • 3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора.

8. Домашнее задание Слайд 7 : упражнение 179, правило на стр. 80

9. Стадия рефлексии. Слайд 8

1) - закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …. ….

Было трудно…

Я понял, что….

Теперь я могу….

Я научился….

Я смог ….

2) перед вами лежат магниты: если вам было всё понятно на уроке, поместите магнит на левую часть доски, если урок показался трудным – на правую часть доски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок.Общее понятие о склонении имени существительного по падежам »

Техническая гимназия с углубленным изучением английского языка















































Учитель: Жумагалиева Нурганым Халеловна



Атырау 2013

Урок русского языка 29.11.2013

Тема: Общее понятие о склонении имен существительных по падежам. Склонение имён существительных по падежам в единственном числе.

Тип урока: ознакомление

Цель: знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.

Задачи:

  • Образовательные: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

  • Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

  • Развивающие: Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся. Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.

  • Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к президенту РК.

  • Обрудование: ПК, медиапроектор.



Ход урока:

  1. Орг. момент слайд 1



Встало солнышко – ура!

Заниматься на пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!



  1. Каллиграфическая минутка слайд 2

- Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.



1 буква задуманного слова является глухой согласной в первом слоге слова портрет (п)

2 буква звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р)

3 буква непроверяемая безударная гласная в слове берёза (е)

4 буква звонкий парный согласный звука с (з)

5 буква ударный гласный звук в слове картина (и)

С 6 буквы начинается слово девочка (д)

7 буква безударный гласная в слове медведь (е)

С 8 буквы начинается слово надежда (н)

9 буква непроизносимая согласная в слове лестница (т)



- какое слово у нас получилось? (президент)

- почему мы начинаем наш урок с этого слова?

- кто является президентом нашей Родины?





( просмотр видео о президенте РК) слайд 3



Вернёмся к нашему слову. Составьте с ним предложение. Укажи в предложении части речи.

Президент Казахстана – Лидер нации.



- о какой части речи мы будем говорить на уроке?



3.«Мозговой штурм»

- Что вы знаете об имени существительном?



4.Стадия осмысления. Слайд 4



- прочитайте текст.

Ко мне в гости пришёл друг. Без друга жить неинтересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своём друге бабушке.



- Какое слово встречается в каждом предложении? Давайте выпишем из каждого предложения слово друг с вопросами, на которые оно отвечает.



Слайд 5



Кто? Друг

Кого? Друга?

Кому? Другу

Кого? Друга

Кем? Другом

О ком? О друге







- что меняется в существительном? Почему менялись окончания?

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова падение.

В русском языке 6 падежей, в немецком -4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

Давайте с ними познакомимся. Слайд 6



Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

Определить падеж, кроме падежных вопросов, нам помогут вспомогательные слова (помощники). Прочтите их в таблице.



5. Работа по таблице падежей



Открываем учебник на стр. 80

– Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)


– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

 Итак, давайте просклоняем существительное родина. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

Один ученик работает у доски.

И. п. (есть) что? родина 
Р. п. (нет) чего? родины
Д. п. (дал) чему? родине
В. п. (вижу) что? родину
Т. п. (горжусь) чем? родиной
П. п. (думаю) о чём? о родине


6. Закрепление :

Упражнение 177 ( по вариантам)

1в – выписывает 1 предложение

2в- второе, 3в – третье, 4в – четвёртое, 5в – пятое, 6в – шестое

Задание: определить падежи у имён существительных. При работе пользуемся таблицей.

Проверка.


7. Игра «Эстафета» ( если останется время)

(Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам.
Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)


  • 1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.


  • 2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.


  • 3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора.

8. Домашнее задание Слайд 7 : упражнение 179, правило на стр. 80

9. Стадия рефлексии. Слайд 8

1) - закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал ….. ….

Было трудно…

Я понял, что….

Теперь я могу….

Я научился…..

Я смог ….

2) перед вами лежат магниты: если вам было всё понятно на уроке, поместите магнит на левую часть доски, если урок показался трудным – на правую часть доски.




 


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок.Общее понятие о склонении имени существительного по падежам

Автор: Жумагалиева Нурганым Халеловна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178594


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства