Открытый урок.Общее понятие о склонении имени существительного по падежам
Открытый урок.Общее понятие о склонении имени существительного по падежам
Урок русского языка 29.11.2013
Тема: Общее понятие о склонении имен существительных по падежам. Склонение имён существительных по падежам в единственном числе.
Тип урока: ознакомление
Цель: знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
Развивающие: Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся. Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к президенту РК.
Обрудование: ПК, медиапроектор.
Ход урока:
Орг. момент слайд 1
Встало солнышко – ура!
Заниматься на пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
Каллиграфическая минутка слайд 2
- Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
1 буква задуманного слова является глухой согласной в первом слоге слова портрет (п)
2 буква звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р)
3 буква непроверяемая безударная гласная в слове берёза (е)
4 буква звонкий парный согласный звука с (з)
5 буква ударный гласный звук в слове картина (и)
С 6 буквы начинается слово девочка (д)
7 буква безударный гласная в слове медведь (е)
С 8 буквы начинается слово надежда (н)
9 буква непроизносимая согласная в слове лестница (т)
- какое слово у нас получилось? (президент)
- почему мы начинаем наш урок с этого слова?
- кто является президентом нашей Родины?
( просмотр видео о президенте РК) слайд 3
Вернёмся к нашему слову. Составьте с ним предложение. Укажи в предложении части речи.
Президент Казахстана – Лидер нации.
- о какой части речи мы будем говорить на уроке?
3.«Мозговой штурм»
- Что вы знаете об имени существительном?
4.Стадия осмысления. Слайд 4
- прочитайте текст.
Ко мне в гости пришёл друг. Без друга жить неинтересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своём друге бабушке.
- Какое слово встречается в каждом предложении? Давайте выпишем из каждого предложения слово друг с вопросами, на которые оно отвечает.
Слайд 5
Кто? Друг
Кого? Друга?
Кому? Другу
Кого? Друга
Кем? Другом
О ком? О друге
- что меняется в существительном? Почему менялись окончания?
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова падение.
В русском языке 6 падежей, в немецком -4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Давайте с ними познакомимся. Слайд 6
Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
Определить падеж, кроме падежных вопросов, нам помогут вспомогательные слова (помощники). Прочтите их в таблице.
5. Работа по таблице падежей
Открываем учебник на стр. 80
– Назовите падежи, которые есть в русском языке.
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Итак, давайте просклоняем существительное родина. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.
Один ученик работает у доски.
И. п. (есть) что? родина
Р. п. (нет) чего? родины
Д. п. (дал) чему? родине
В. п. (вижу) что? родину
Т. п. (горжусь) чем? родиной
П. п. (думаю) о чём? о родине
Задание: определить падежи у имён существительных. При работе пользуемся таблицей.
Проверка.
7. Игра «Эстафета» ( если останется время)
(Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам. Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.
2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.
3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора.
8. Домашнее задание Слайд 7 : упражнение 179, правило на стр. 80
9. Стадия рефлексии. Слайд 8
1) - закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …. ….
Было трудно…
Я понял, что….
Теперь я могу….
Я научился….
Я смог ….
2) перед вами лежат магниты: если вам было всё понятно на уроке, поместите магнит на левую часть доски, если урок показался трудным – на правую часть доски.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок.Общее понятие о склонении имени существительного по падежам »
Техническая гимназия с углубленным изучением английского языка
Учитель: Жумагалиева Нурганым Халеловна
Атырау 2013
Урок русского языка 29.11.2013
Тема: Общее понятие о склонении имен существительных по падежам. Склонение имён существительных по падежам в единственном числе.
Тип урока: ознакомление
Цель: знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
Развивающие: Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся. Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к президенту РК.
Обрудование: ПК, медиапроектор.
Ход урока:
Орг. момент слайд 1
Встало солнышко – ура!
Заниматься на пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
Каллиграфическая минутка слайд 2
- Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
1 буква задуманного слова является глухой согласной в первом слоге слова портрет (п)
2 буква звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р)
3 буква непроверяемая безударная гласная в слове берёза (е)
4 буква звонкий парный согласный звука с (з)
5 буква ударный гласный звук в слове картина (и)
С 6 буквы начинается слово девочка (д)
7 буква безударный гласная в слове медведь (е)
С 8 буквы начинается слово надежда (н)
9 буква непроизносимая согласная в слове лестница (т)
- какое слово у нас получилось? (президент)
- почему мы начинаем наш урок с этого слова?
- кто является президентом нашей Родины?
( просмотр видео о президенте РК) слайд 3
Вернёмся к нашему слову. Составьте с ним предложение. Укажи в предложении части речи.
Президент Казахстана – Лидер нации.
- о какой части речи мы будем говорить на уроке?
3.«Мозговой штурм»
- Что вы знаете об имени существительном?
4.Стадия осмысления. Слайд 4
- прочитайте текст.
Ко мне в гости пришёл друг. Без друга жить неинтересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своём друге бабушке.
- Какое слово встречается в каждом предложении? Давайте выпишем из каждого предложения слово друг с вопросами, на которые оно отвечает.
Слайд 5
Кто? Друг
Кого? Друга?
Кому? Другу
Кого? Друга
Кем? Другом
О ком? О друге
- что меняется в существительном? Почему менялись окончания?
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова падение.
В русском языке 6 падежей, в немецком -4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Давайте с ними познакомимся. Слайд 6
Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
Определить падеж, кроме падежных вопросов, нам помогут вспомогательные слова (помощники). Прочтите их в таблице.
5. Работа по таблице падежей
Открываем учебник на стр. 80
– Назовите падежи, которые есть в русском языке. – Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
– Я предлагаю вам просклонять еще одно существительное. А какое – узнаете, отгадав загадку.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Итак, давайте просклоняем существительное родина. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.
Один ученик работает у доски.
И. п. (есть) что? родина Р. п. (нет) чего? родины Д. п. (дал) чему? родине В. п. (вижу) что? родину Т. п. (горжусь) чем? родиной П. п. (думаю) о чём? о родине
Задание: определить падежи у имён существительных. При работе пользуемся таблицей.
Проверка.
7. Игра «Эстафета» ( если останется время)
(Участвует весь класс, разбитый на 3 команды по рядам. Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
1-й ряд. Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, поставил на стол.
2-й ряд. Зашел к другу, горжусь Родиной, мечтаю о лете, жил за рекой, закрыл кран, катиться с горки.
3-й ряд. Лежать на траве, шли по дороге, любуюсь природой, петь песню, растет у забора.
8. Домашнее задание Слайд 7 : упражнение 179, правило на стр. 80
9. Стадия рефлексии. Слайд 8
1) - закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал ….. ….
Было трудно…
Я понял, что….
Теперь я могу….
Я научился…..
Я смог ….
2) перед вами лежат магниты: если вам было всё понятно на уроке, поместите магнит на левую часть доски, если урок показался трудным – на правую часть доски.