Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы светской этики» 4 класс
Разработка урока: «Образцы нравственности в культуре Отечества»
Методическая разработка урока. Урок – объяснение нового материала. К уроку создана презентация.
Урок помогает ученикам осознать величие России. Вызывает чувство гордости за свое Отечество, в котором родились великие поэты, музыканты, ученые и спортсмены, известные всему миру. Дает представление о понятиях воин, труженик, патриот, коллективист.
На уроке ученики выступают со своими творческими проектами. Знакомятся с художественными произведениями, учатся доказывать и аргументировать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.
Задачи урока:
Образовательные
– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;
- извлекать информацию из различных источников;
- строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;
воспитательные
– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;
– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.
развивающие
– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
В результате занятия учащиеся смогут дать определения понятиям « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».
Приводить примеры нравственных поступков.
Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Личностные:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.
Средства наглядности: презентации.
Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.
Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.
1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.
2 группа. Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.
3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Слайд 1
… Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей… Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою, С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю всё то, что называю Одним широким словом: «Русь».
(С. Васильев.)
Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.
Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.
В нашей стране проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Каких героев России вы знаете?
В чем их заслуги перед Отечеством?
Слайд 2
Кто это, в чем их заслуги?
Что объединяет всех этих людей?
Эти люди оставили след в истории развития своей страны и всего человечества.
Любовь к Отечеству – России, своей малой родине. Они для нас образец нравственного поведения!
Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира. Понятие «образец» вам знакомо.
А как вы думаете, существуют ли особые образцы нравственности в культуре России, нормы, которым следует каждый человек именно в нашей стране? Кто их придумал?
3. Определение цели урока.
- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Слайд 3
Сегодня на уроке мы узнаем, какими нормами нравственности руководствуются граждане России, определяя свое поведение и образ жизни.
4. Поиск информации в учебнике (с. 54-55)
В результате первичного знакомства с текстом в ходе фронтальной работы дети под руководством учителя выделяют ключевые понятия урока: труженик, патриот, воин, коллективист.
Как вы думаете, что такое патриотизм? Какого человека мы можем назвать патриотом?
Найдите в статье учебника, какое определение дано патриотизму.
Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.
Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд 4
Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами. Кто они?
Примерные ответы учащихся:
- участники Великой Отечественной войны
- воины-интернационалисты
-люди, которые много лет проработали врачами, учителями, железнодорожниками…
Патриот - это воин и труженик, человек любящий свое Отечество.
Россия всегда гордилась своими защитниками, гордимся ими и мы. А кого можно назвать воином?
Найдите определение в учебнике. Слайд 5
Воин - защитник Отечества. Они являются нравственными идеалами, потому что защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.
Каких людей мы называем тружениками?
А какое определение труженикам дает автор учебника? Слайд 6
Труженик - трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.
Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм? Слайд 7
Коллективизм - очень важная черта нравственности нашего народа. Это сотрудничество и взаимопомощь.
Коллективист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.
А вы какие коллективы знаете? А наш класс можно назвать коллективом?
5. Закрепление представлений о понятии «образцы нравственности в культуре России».
Работа в парах
А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:
Слайд 8
1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
2. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
3. «Один за всех и все за одного».
4. «На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Ответы: патриот, воин, коллективист, труженик
Работа в группах
Чтение вслух детьми предложенных учителем произведений, обсуждение вопроса о том, является ли главный герой образцом нравственности, какую норму поведения представляет нам автор.
Водопьянов М. Один за всех, все за одного. (Коллективизм)
Завещание. Русская притча (Труженик)
Алексеев С. Иван Голубец (Патриотизм, воины)
Художественные произведения в приложении.
6. Исследовательские работы учеников
Беседа с учащимися о существовании образцов нравственности в реальной жизни.
Выступления учеников (презентации в приложении).
1 группа - Мой прадед.
2 группа - Ветераны ВОВ.
3 группа - Воины-интернационалисты.
7. Итог урока. Рефлексия.
Чему был посвящен сегодняшний урок?
С какими образцами нравственного поведения мы познакомились?
Чему научил вас урок?
Какой вывод можно сделать?
Кто доволен своей работой?
8. Домашнее задание
Подготовить небольшое сообщение на одну из тем:
Патриотизм моих сверстников в годы Великой Отечественной войны.