kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Образцы нравственности в культуре Отечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы светской этики» 4 класс Разработка урока: «Образцы нравственности в культуре Отечества» Методическая разработка урока. Урок – объяснение нового материала. К уроку создана презентация. Урок помогает ученикам осознать величие России. Вызывает чувство гордости за свое Отечество, в котором родились великие поэты, музыканты, ученые и спортсмены, известные всему миру. Дает представление о понятиях воин, труженик, патриот, коллективист. На уроке ученики выступают со своими творческими проектами. Знакомятся с художественными произведениями, учатся доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
««Образцы нравственности в культуре Отечества» »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Элисенваарская средняя общеобразовательная школа»








Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы светской этики»

Разработка урока:

Образцы нравственности в культуре Отечества





Чернопазова Елена Николаевна,

Учитель начальных классов

Телефон – 9214620253

elena-chernopazova@yandex.ru











2015 год


Образцы нравственности в культуре Отечества



Цель урока: формирование представлений о нравственных нормах в ходе знакомства с примерами нравственных поступков.

Задачи урока:

Образовательные

– познакомить с образцами нравственного поведения в культуре России;

- извлекать информацию из различных источников;

- строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа произведения;

воспитательные

– определять общие для всех людей правила; ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

– слушать и понимать других; работать в парах и в группах; договариваться о правилах поведения и общения; доказывать и аргументировать свою точку зрения.

развивающие

– оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • В результате занятия учащиеся смогут дать определения понятиям « патриот», « труженик», « воин», « коллективист».

  • Приводить примеры нравственных поступков.

  • Занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Личностные:

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России.


Виды деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, работа в парах, выразительное чтение художественного произведения, самостоятельная творческая работа  учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: патриот, воин, коллективист, труженик.

Средства наглядности: презентации.

Оборудование: компьютер, учебник, тексты художественных произведений.


Примечание: для подготовки к уроку класс разделен на творческие группы, получившие опережающее задание.

1 группа. Рассказать о ветеранах ВОВ, проживающих в нашем поселке.

2 группа. Подготовить рассказ о воинах-интернационалистах нашего поселка.

3 группа. Рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ.




Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Слайд 1

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».

(С. Васильев.)


Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции.

Широка и необъятна наша страна, она пример великих достижений, сокровищница знаний, но главное её богатство – люди.

В нашей стране проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими героями. Каких героев России вы знаете?

В чем их заслуги перед Отечеством?


Слайд 2

  • Кто это, в чем их заслуги?

  • Что объединяет всех этих людей?

Эти люди оставили след в истории развития своей страны и всего человечества.

Любовь к Отечеству – России, своей малой родине. Они для нас образец нравственного поведения!

Одной из составляющих культуры любого народа являются нормы и правила, регулирующие поведение людей. Это особые образцы, на которые равняются люди во всех странах мира. Понятие «образец» вам знакомо.

А как вы думаете, существуют ли особые образцы нравственности в культуре России, нормы, которым следует каждый человек именно в нашей стране? Кто их придумал?


3. Определение цели урока.

- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Слайд 3

Сегодня на уроке мы узнаем, какими нормами нравственности руководствуются граждане России, определяя свое поведение и образ жизни.

4. Поиск информации в учебнике (с. 54-55)

В результате первичного знакомства с текстом в ходе фронтальной работы дети под руководством учителя выделяют ключевые понятия урока: труженик, патриот, воин, коллективист.

Как вы думаете, что такое патриотизм? Какого человека мы можем назвать патриотом?

Найдите в статье учебника, какое определение дано патриотизму.

Патриотизм — это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Слайд 4

Рядом с нами живет много людей, которых мы, можем назвать патриотами. Кто они?

Примерные ответы учащихся:

- участники Великой Отечественной войны

- воины-интернационалисты

-люди, которые много лет проработали врачами, учителями, железнодорожниками…

Патриот - это воин и труженик, человек любящий свое Отечество.


Россия всегда гордилась своими защитниками, гордимся ими и мы. А кого можно назвать воином?

Найдите определение в учебнике. Слайд 5

Воин - защитник Отечества. Они являются нравственными идеалами, потому что защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.


Каких людей мы называем тружениками?

А какое определение труженикам дает автор учебника? Слайд 6

Труженик - трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо своего народа, всей страны.


Коллективизм ещё одна важная черта нравственности россиян. Как вы понимаете слово коллективизм? Слайд 7

Коллективизм - очень важная черта нравственности нашего народа. Это сотрудничество и взаимопомощь.

Коллективист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным.

А вы какие коллективы знаете? А наш класс можно назвать коллективом?


5. Закрепление представлений о понятии «образцы нравственности в культуре России».


Работа в парах

А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:

Слайд 8

1. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

2. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

3. «Один за всех и все за одного».

4. «На работу с радостью, а с работы с гордостью».

Ответы: патриот, воин, коллективист, труженик


Работа в группах

Чтение вслух детьми предложенных учителем произведений, обсуждение вопроса о том, является ли главный герой образцом нравственности, какую норму поведения представляет нам автор.

  • Водопьянов М. Один за всех, все за одного. (Коллективизм)

  • Завещание. Русская притча (Труженик)

  • Алексеев С. Иван Голубец (Патриотизм, воины)

Художественные произведения в приложении.


6. Исследовательские работы учеников

Беседа с учащимися о существовании образцов нравственности в реальной жизни.

Выступления учеников (презентации в приложении).

1 группа - Мой прадед.

2 группа - Ветераны ВОВ.

3 группа - Воины-интернационалисты.


7. Итог урока. Рефлексия.

  • Чему был посвящен сегодняшний урок?

  • С какими образцами нравственного поведения мы познакомились?

  • Чему научил вас урок?

  • Какой вывод можно сделать?

  • Кто доволен своей работой?


8. Домашнее задание

Подготовить небольшое сообщение на одну из тем:

  • Патриотизм моих сверстников в годы Великой Отечественной войны.

  • Герои-труженики в моей семье.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Образцы нравственности в культуре Отечества»

Автор: Чернопазова Елена Николаевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Нравственность в культуре Отечества. "
    ["seo_title"] => string(39) "nravstviennost-v-kul-turie-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "100587"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385462"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе  (модуль «Светская этика») на тему:  «Образцы нравственности  в культуре Отечества»"
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapokursuorksev4klassiemodulsvietskaiaetikanatiemuobraztsynravstviennostivkulturieotiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "263271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449506845"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "pravoslavnoie_kraieviedieniie_na_urokakh_orkse_modul_opk_kak_istochnik_formirova"
    ["file_id"] => string(6) "470697"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527021677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) ""Патриотизм, патриот. Образцы патриотизма" (Расширение темы «Защитники Отечества»)"
    ["seo_title"] => string(78) "patriotizmpatriotobraztsypatriotizmarasshirieniietiemyzashchitnikiotiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "307318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458309930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства