kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «Образцы нравственности в культуре Отечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомить с понятиями «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»;

 Представить образы труженика, патриота, воина, коллективиста как основу устойчивой нормы нравственного поведения;

Формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта;

 воспитывать чувство любви и гордости к Родине и Зауралью;

 формировать ценностное отношение к труженику, патриоту, воину, коллективисту и воспитывать чувство уважения к человеку – труженику, патриоту, воину на основе реальных норм-образцов нравственного  поведения;

 прививать  навыки  доброжелательности, адекватной самооценки;

  формировать потребность осознанного выбора своего поведения на основе полученных знаний.

Развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «Образцы нравственности в культуре Отечества»»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образовательных социальных технологий»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе

(модуль «Светская этика»)

на тему:

«Образцы нравственности

в культуре Отечества»







Разработали:

Алексеева О.Н., учитель начальных классовМКОУ «Каменская ООШ» Шумихинский район

Губанова В.И., учитель начальных классовМКОУ «Камаганская СОШ» Куртамышский район

Трифанова Н.Н., учитель истории и обществознания МКОУ «Ягоднинская СОШ» Белозерский район

Проверила:

Воробьёва Т.П, зав. кафедрой

педагогики и профессионального

образования, к.п.н., доцент





Курган 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность. Преподавание курса основ религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного модуля «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Цель разработки: совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока в соответствии с современными требованиями.

Особенности занятия:

Урок №11 на тему «Образцы нравственности в культуре Отечества» проводится с обучающимися 4 класса. При проектировании учебного занятия нами были учтены принципы личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного, аксиологического, системно-деятельностного и культурологического подходов.

Формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная;

-индивидуально-групповая;

- парная.

Методы: беседа, обсуждение, чтение с комментированием, устный рассказ, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.

Педагогические технологии: объяснительно – иллюстративная технология; технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве; КСО, ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология.

Методическое обеспечение: учебник, словарь – синонимов, электронный словарь, рабочая тетрадь, презентация.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор.

МПС: литература, история, искусство, русский язык.

Основные понятия: образцы нравственного поведения, труженик, патриот, воин, коллективист.


Методическая разработка урока №11

Тема урока: «Образцы нравственности в культуре Отечества» (1 час.)

Тип урока – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному использованию в повседневной жизни устойчивых норм нравственного поведения через знакомство с понятиями труженик, патриот, воин, коллективист.

Задачи:

Обучающие (дидактические):

- познакомить с понятиями «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»;

- представить образы труженика, патриота, воина, коллективиста как основу устойчивой нормы нравственного поведения;

-формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта;

- формировать умение слушать собеседника и излагать свои мысли.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство любви и гордости к Родине и Зауралью;

- формировать ценностное отношение к труженику, патриоту, воину, коллективисту и воспитывать чувство уважения к человеку – труженику, патриоту, воину на основе реальных норм-образцов нравственного поведения;

- прививать навыки доброжелательности, адекватной самооценки;

- формировать потребность осознанного выбора своего поведения на основе полученных знаний.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся.


Планируемые результаты:

В результате изучения темы обучающиеся смогут:

- давать определение «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»;

- ориентироваться в нормах нравственного поведения;

- называть не менее 3 качеств труженика, патриота, воина, коллективиста;

- приводить не менее 3 примеров из личного жизненного опыта и литературных произведений;

-аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- задавать не менее 2 вопросов по теме урока своим одноклассникам;

- выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями.


Структура урока

Этапы урока

Время

1

Подготовительный (орг. момент)

5 минут

2

Основной

25 минут

3

Заключительный

10 минут


Всего

40 мин.


Технологическая карта урока



Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации познавательной деятельности

Образовательный

результат

1. Подготовительный этап

    1. Организационный момент

Задача: создать положительный эмоциональный настрой на усвоение учебного материала.

1. Приветствует

2. Проверяет их готовность к занятию


1. Приветствуют

2. Концентрируют внимание


Организационный диалог


Эмоциональная разминка


Полная готовность обучающихся к работе. Быстрое включение в деловой ритм.

Личностные УУД 3

Коммуникативные УУД 2

    1. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.

Задача: подготовить к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

1.Организует положительный эмоциональный настрой на работу.

2. Читает притчу.

  1. Положительно настраиваются на занятие

  2. Слушают притчу, обсуждают.

Фронтальная


Психологический настрой

Положительный настрой обучающихся.

Быстрое включение в работу.

Личностные УУД 1

Коммуникативные УУД 2

Регулятивные 7

    1. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Задача: активизировать личный опыт каждого ученика и использовать его в обучении, подготовить к восприятию нового материала.

  1. Организует обсуждение в парах
    2. Актуализирует знания обучающихся по теме.















1. Отвечают на вопросы

2. Работают со словарями-синонимами.

3. Участвуют в формулировке темы и целей урока
















Фронтальная


Интеллектуальная разминка


Слайд-презентация


Активизация имеющихся знаний и умений.

Развитие внимания, умение работать в парах, с источниками


Познавательные УУД 1,2,3

Регулятивные УУД 1,3

Коммуникативные УУД 1,2,

Личностные УУД 1,2,3

2. Основной этап

    1. Изучение нового материала

Задача: дать учащимся конкретное представление о нормах-образцах нравственного поведения в культуре России.

1. Организует и координирует работу обучающихся в группах с разными информационными источниками и понятиями по теме «Образцы нравственности в культуре Отечества» (труженик, патриот, воин, коллективист)


  1. Воспринимают материал

  2. Работают с электронными словарями.

  3. Приводят примеры.

  4. Аргументируют свои ответы.



Работа в группах

Беседа.

Самостоятельная работа с эектронными словарями.


Освоение понятий


Познавательные УУД 1,2,3

Регулятивные УУД 1, 4, 5, 6

Коммуникативные УУД 2,4

Личностные УУД 1,2,3

2.2. Закрепление, применение знаний и способов деятельности

Задача: обобщить и систематизировать полученные знания


1. Организует осмысление обучающимися полученных знаний и содействует овладению ими способов деятельности



  1. Составляют кластер.

  2. Выполняют самостоятельное, практическое задания

  3. Анализируют, обобщают, делают выводы.


Групповая

Самостоятельная работа.


Первичное закрепление.

Познавательные УУД 1,2,3

Регулятивные УУД 1, 2, 4, 5,6

Коммуникативные УУД 2,3,4

Личностные УУД 1, 3

2.3.Физкультминутка

Задача: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.


1. Проводит физминутку для обучающихся.

1. Выполняют движения.

Фронтальная

Коммуникативные УУД 3,4

2.4. Закрепление изученного.

Задача: проверить усвоение знаний обучающимися

1. Организует контроль усвоения знаний.

1.Самостоятельное работа с учебником и тетрадью.

Индивидуальная


Познавательные УУД 1, 2

Регулятивные УУД 4,5, 6, 7

Коммуникативные УУД 3,4

Личностные УУД 2,3

2.5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.

1. Организует и координирует работу обучающихся.

1. Отвечают на вопросы.

2. Приводят примеры из истории нашего Отечества и литературных произведений.

Презентация

Познавательные УУД 1,2

Регулятивные УУД 4, 5,6

Коммуникативные УУД 3,4

Личностные УУД 1, 3

3. Заключительный этап

3.1.Домашнее задание

Задача: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

1. Сообщает обучающимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения

1.Беседуют с учителем


Фронтальная

Индивидуальная



Регулятивные УУД 2,3,7

Коммуникативные УУД 1,2,4

Личностные УУД 1,2,3

3. 2 Подведение итогов

Задача: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

1.Подводит итоги занятия, оценивает работу класса.


  1. Отвечают на вопросы. Выбирают образ.

  2. Самооценка.

Индивидуальная


Познавательные УУД 2

Регулятивные УУД 6,7

Коммуникативные УУД 2,4

Личностные УУД 3

3.3. Рефлексия

Задача: дать самооценку своей деятельности



Осуществляет оценку ЗУН, рефлексию и организует самооценку, саморефлексию обучающихся.

1. Проводят самооценку усвоения знаний, саморефлексию





Синквейн

Познавательные 2

Личностные УУД 1,2,3

Коммуникативные УУД 3,4

Регулятивные 6,7


Ход урока

1. Подготовительный этап

    1. Организационный момент

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Мотивация учебной деятельности

Создание «ситуации успеха». Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.


Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?


III. Актуализация знаний учащихся


Слайд № (картинки)

- Посмотрите на эти картинки, кто на них изображен?

- Подберите слова-сининимы из словаря? (работа в парах, используем словарь – синонимов)

- Как вы думаете какова цель нашего урока?

- А как вы понимаете значение слов «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»?


 

  1. «Открытие» нового знания.


Работа с информационными источниками.

– Давайте обратимся к электронным словарям и выясним значение этих слов. (Работа с электронными словарями)

Труженик –

Патриот –

Воин –

Коллективист -

Беседа.

- Россия - великая страна ( слайд). Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые традиции( слайд).

Культура – нравственные, моральные ценности, умения, знания, образцы, традиции. Они основаны на таких вечных ценностях, как ДОБРО, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СОВЕСТЬ.

В нашей области проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родине. Мы по праву можем гордиться своими великими земляками - зауральцами. Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. Эти люди оставили след в истории развития своей области, страны и всего человечества (слайд). Наши земляки подарили людям свои знания, были носителями духовных ценностей, норм нравственного поведения. А из всего этого складывается культура России. Культура России – это сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта, норм нравственного поведения (слайд).

Вспомните, что такое нравственность.

Нравственность – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу.

Назовите синоним к слову нравственность.

Мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.


А кого из наших земляков вы можете назвать образцами нравственности?


А теперь попробуйте найти образцы нравственности из перечисленных ниже понятий (слайд):

Патриот Труженик Солдат Врач

Поэт Строитель Воин Коллективист


-Кто справился и сможет аргументировать свой ответ?

- Вы встретили затруднение. Остановимся и подумаем, почему нам не удалось выполнить задание. Вспомните начало урока, кем гордится наша страна?



  1. Первичное закрепление.

Работа в группах.

1. Кластер.

Для данных образцов нравственности нужно выбрать присущие им качества.

Обсуждение результатов.

2. А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:

- «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

- «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

- «Один за всех и все за одного».

- «На работу с радостью, а с работы с гордостью».

Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.


Физминутка.



VI. Закрепление изученного.

1. Работа с учебником и тетрадью. Задание в тетради №1, 3.


VII. Обобщение и систематизация знаний.

1. Фронтальная работа.

Какой образ нравственности воспевают художники и музыканты в

картинах Р.Тропинина «Кружевница» и А.Пластова «Сенокос» ?

Послушайте стихотворение С.Есенина «Гой, ты, Русь моя родная» и определите какой образ нравственности прославляет поэт?

А в музыкальном фрагменте «Вставай страна огромная…»?

В следующем произведении «Марш героев»?

Ответы: ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ, ВОИН.

2. Приведите примеры образцы нравственности из истории нашего Отечества, из литературных произведений, которые мы изучали на уроках литературного чтения.



VIII. Информация о домашнем задании.

Дома надо подготовить рассказ о своих близких, показывающих образец нравственности. Подобрать иллюстративный материал к рассказу: фото, видео, похвальные грамоты, отличительные знаки, медали, кубки, вырезки из газет.


IX. Подведение итогов учебного занятия.

Какому образцу нравственности вы старались соответствовать на уроке (труженика, коллективиста).

Самооценка смайликами.


  1. Рефлексия.

Синквейн «Урок»

1 строка –существительное;

2 строка –два прилагательных;

3 строка –три глагола;

4 строка – фраза, выражающая отношение к уроку;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл (одно слово).










Приложение 1.


Универсальные учебные действия /УУД/


Личностные УУД

Коммуникативные УУД

  1. Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

  2. Смыслообразования(«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

  3. Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

  1. Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

  2. Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

  3. Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

  4. Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

2. Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

2. Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

2. Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

3. Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

4. Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

5. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

6. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

7. Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Губанова Вера Ивановна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства