kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВОЙ Ё ГЛАСНОГО ЗВУКА [о] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке используются разные приёмы и методы обучения грамоте. 

Задания, используемые на уроке, способствуют развитию фонематического слуха; умению находить и различать букву ё, выделять  звуки в словах,

На данном уроке созданы условия для формирования интереса к учебной деятельности. В ходе урока учащиеся овладевают разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); приобретают умение работать с учебником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВОЙ Ё ГЛАСНОГО ЗВУКА [о] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ»

обозначение буквой ё гласного звука [о], ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Задачи:

Предметные:

- способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и различать букву ё, выделять звуки в словах, давать им характеристику;

- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Коммуникативные: воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.        

Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого,   карточки с буквами «о», «ё», цветные квадратики, деформированное предложение, ёжик, мультимедиапроектор, презентация, компьютер, цветные карандаши.


Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. – Ребята, вспомните, какой помощник у нас был на прошлом уроке?

- Правильно, ёж.

- А что интересного помог узнать нам ёж на прошлом уроке?

- А хотите узнать ещё что-то интересное про букву ё?

- Так о чём же на уроке у нас пойдёт речь?

- Для того чтобы узнать много нового, мы сейчас отправимся с вами в путешествие, и буква ё вам раскроет свои тайны.

- Итак, сейчас мы с вами отправляемся с ёжиком на первую станцию и называется она «Кто внимательный?»

2)Закрепление опорных знаний.

Итак, игра «Кто внимательный?».

- Вам необходимо посчитать, сколько раз в стихотворении встречается слово ёж. Это сочетание звуков может прятаться и в середине слова.

(Стихотворение заранее напечатано на доске. Учитель читает его).

Убежал от друзей

Без оглядки.

Сказал:

– Поищите!

Играю я в прятки.

Сначала в норе

Ёж укрылся

в одёжке.

Затем покатился

Клубочком

По стёжке.

- Молодцы! Вы очень внимательные!

- Попробуем вместе с ёжиком определить, есть ли в слове буква ё.

Далее, Игра «Узнайте букву».

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, которое будет писаться с ё: ёлка, ежевика, юркий, ёршик, енот, еловый, ёж, песенка, яркий, юла, яблоко, ёлочка.

-Что вы скажете о букве ё, если ё стоит в начале слова?


-Поиграли, теперь сделаем остановку на станции « Наши секреты».

- Здесь мы и узнаем еще одну хитрость про букву ё.

- Посмотрите, здесь побывал Ветродуй. Попробуйте исправить то, что натворил Ветродуй.

(Составить предложение из рассыпанных слов)

ЁЖИК, КОРЗИНУ, С, НЁС, ГРИБАМИ

- Сколько звуков обозначает буква ё в слове ёжик? Почему?

- В каком ещё слове есть бука ё? (нёс)

- Произнесите это слово. Назовите первый звук [н]. Какой это звук: твёрдый или мягкий?

- Какой звук вы слышите вторым? [o]. Как мы на схеме обозначим эти два звука? (слог-слияние мягкого согласного [н] и гласного [o]. На письме слог-слияние обозначим буквами НЁ)

- Назовите последний звук. Дайте ему характеристику. Какой буквой обозначим звук [с]. (С)

Между двух светил

Я в середине один. (нос)

-Звуко-буквенный анализ слова нос.

Прочитайте предложение.

Ветер кружил и мёл осеннюю листву.

Звуко-буквенный анализ слова мёл

Этап усвоения новых знаний.

Ребята, откроем наши «Азбуки» на с. 32 .

-Нашли рамочку с Ё. Что мы знаем про эту букву?

-Прочитаем слоги в верхнем ряду, в нижнем ряду.

-Что общего?


Дети читают слоги-слияния, с. 32.(Напечатать цветными карандашами 2 слога с мягким согласным и звуком [o], 1 слог с твёрдым согласным и звуком [o].)

Вывод: Во всех слогах с буквой ё согласный звук произносится мягко.

- Какую тайну раскрыла вам буква Ё?



Следующая станция «Прочитаево».

  • Выразительное чтение стихотворения Е. Благининой, с. 32.

Дети подчеркивают в тексте слова, в которых встречается буква ё.

-Где находится буква ё? Сколько звуков она обозначает? Почему?

Физкультминутка



- У вас на столах лежат синие и жёлтые квадратики. Те, у кого лежат жёлтые квадратики, читают скороговорки на стр.32. Те, у кого синие квадратики, читают текст после точек.

- Итак, кто работал со скороговорками, назовите слова с буквой ё. В каком из слов буква ё обозначает 2 звука. Почему? Прочитайте слово, в котором буква ё обозначает 1 звук. Какой звук обозначает? Почему? (Стоит после мягкого согласного.)


-Кто работал с текстом. Прочитайте текст. Прочитайте слова, в которых встретилась буква ё. Кто считает, что буква ё в данных словах обозначает 2 звука? Кто считает, что буква ё обозначает 1 звук? Докажите, что в слове понёс буква ё обозначает 1 звук [o]. А сколько звуков обозначает в слове колёс буква ё? (Обозначает 1 звук). Почему?

Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [o], то пишется буква ё.


Физминутка

Чтение рифмовки:

Буква О и буква Ё

Нам нужны для звука [о ].

Слушать нужно звук согласный,

Он всегда нам скажет ясно:

Если слышим МО и НО,

Значит в слове буква О.

Если слышим МЁ и НЁ,

Значит в слове буква Ё.

После твёрдых – буква О.

После мягких – буква Ё.

(Выставляется опорная схема: о, ё.


3. Работа с сигнальными карточками.

-Давайте немного поиграем. Я буду называть слова со звуком [о ], а вы будете показывать карточки с буквами О или Ё.

Слова: ХОР, МОСТ, МЁД, ЛЁД, ТОРТ, НОС, НЁС, КОТ, ЛЁД, КРОТ, ПЁС, КЛЁН, СОК, ДОМ, СОМ, РЁВ.) 

– А теперь мы приближаемся к станции «Проверяйкино».

- Здесь Вас ждут шутки и загадки.

  • Чтение текста «Шутка» в лицах на с. 33.

Обратить внимание детей на правильную интонацию в чтении вопросительных предложений.

  • Разгадывание загадок на с. 33.

(Отгадки записаны в учебнике под загадками.)

Дети, читая загадки, подчеркивают слова, в которых встречается буква ё. Производится слого-звуковой анализ этих слов.


Рефлексия.

- Наше путешествие заканчивается. Понравилось ли оно вам?

–Кому было трудно? Кто не испытывал трудности.

-А теперь выполним последнее задание, чтобы вернуться в класс.

5. Повторение всех изученных букв. Определяется место буквы ё на «ленте букв», с. 33.
– Давайте вспомним, какие буквы мы изучили?


III. Итог урока.

-Что узнали про букву ё, когда она стоит после согласного в слиянии?

-А какую еще хитрость вы знаете про букву ё?

-Вы сегодня молодцы!




















Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже. 
Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

2. Физкультминутка.

- Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

3. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной; 
Иголок много – много 
А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа) 
- Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок, 
ежишка, ежовый…) 
- А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. 
Ведь тоже с иголками… (Ответы детей) 
- На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква. 
- А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей). 
А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой буквой Ё.

- Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё). 
- Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? 
(гласный) 
- Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ). 
- Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой! 
- Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ). 
А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] ) 
-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…). 
- А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. 
Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

5. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС - НЁС ГРЁ 
ВЁ ВОЗ - ВЁЗ ЗЛЁ 
НЁ РОВ - РЁВ СВЁ 
СЁ МОД - МЁД ПЛЁ 
РЁ ВОЛ - ВЁЛ ГНЁ 
ЛЁ МОЛ - МЁЛ ЗВЁ 

6. Скорочтение.

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение №1 ,найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.

7. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза).

8. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? 
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся? 
- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся). 
- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают). 
- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода). 
- Вот почему люди так говорят. 
- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название) 
- Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет) 
- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры? 
(Рассказы детей). 
Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки. 
(текст напечатан на доске. Читаем хором)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная). 
- А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё 
(слова напечатаны на доске)

ЁЛКА 
ТВОЁ 
ЁЖИК 
ПЕНЁК 
ЗВЕРЁК 
КОТЁНОК 
ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

9. Итог.

- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё») 
- Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о]) 
- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная) 
- Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная). 
- А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо! 
- Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации! 
- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку: 
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё) 





































Урок 54 Тема: СОСТАВ ЧИСЕЛ 7, 8, 9,10.

СВЯЗЬ ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ И ВЫЧИТАНИИ

Педагогическая цель: создать условия для повторения состава чисел 7-9; развития умения решать задачи изученных видов, измерять и сравнивать длину отрезков; развития мыслительных операций анализа, сравнения.

Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел 7-9; уметь решать простые за­дачи: раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; задачи, при решении которых ис­пользуются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...».

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь организовывать работу в парах; с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных); произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; заполнять таблицы.

Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические способности.

Сценарий урока

  1. Закрепление знания состава чисел.

  1. Игра «Назови соседа».

  2. Игра «Набери число».

ф.

с.

с.

Задание на доске, при выполнении которого дети разными способами получают число 7, со­единяя необходимые числа стрелочками разных цветов (буквами обозначены цвета: к. — крас­ный, о. - оранжевый, с. - синий, ф. - фиолетовый).

  1. «Заполни таблицы» (задание 1, с. 44 тетради).

Ученики выполняют задание в парах с последующей фронтальной проверкой.

tt) Физкультминутка

  1. Установление взаимосвязи чисел при сложении и вычитании.

Учащиеся составляют числовые выражения по рисункам на странице 112 учебника, соответ­ственно приведенным ниже схемам, и записывают их на доске ив тетрадях:

  1. + 2 = 7 8 + 2=10

Затем учитель записывает на доске схему: *-* = *.

  • Используя данные в учебнике рисунки, составьте числовые выражения в соответствии с за­писанной на доске схемой.

В тетрадях и на д о с к е появляется следующая запись:

  1. 2 = 5 10-2 = 8

  • Как связаны между собой равенства?


  • Какие ещё равенства можно получить с этими же числами?

  1. 5 = 2 10-8 = 2

При выполнении задания 8 ученики могут пользоваться «домино» (с. 113 учебника).

Каждый столбик учащиеся дополняют равенством, которое составляют самостоятельно. Работа проводится фронтально или в группах.

В результате в тетрадях учеников появляется следующая запись:

8=5+3 7=4+3

  1. 3=5 7-3=4

  1. 5=3 7-4=3

Физкультминутка

  1. Работа над задачами.

  • Прочитайте текст в задании 3 (с. 112 учебника).

  • Это задача? Почему? Задайте вопрос, который бы соответствовал данному условию. (Сколько всего флажков сделал Ваня?)

  • Составьте схему задачи.

  • Каким действием следует решать задачу? Почему? Запишите решение.

  • Проверьте работу друг друга.

  • Ответьте на поставленный вопрос. (У Вани стало 9 флажков.)

Учитель читает задачу 4 (с. 112 учебника).

  • Является прочитанный текст задачей? Почему так считаете?

  • Прочитайте условие задачи. Назовите вопрос.

  • Каким действием вы будете решать задачу? (Вычитанием.)

  • Почему? (Так как воробъёв стало меньше.)

  • Запишите решение.

  • Ответьте на поставленный вопрос. (На кусте осталось 6 воробьев.)

Аналогично рассматриваются и разбираются задачи из задания 2 (с. 44 тетради), их решение записывается в этой же тетради.

  1. Работа над развитием умения измерять и сравнивать длину отрезков.

Учащиеся измеряют и сравнивают длину отрезков, изображённых в задании 9 (с. 113 учебника).

  1. Итог урока.

Вопросы: Что хотите сказать? Чему научились на уроке? Оцените свою работу.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВОЙ Ё ГЛАСНОГО ЗВУКА [о] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Автор: Сидорова София Алексеевна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта организационной учебной деятельности на тему "Буквы А-Я" "
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-orghanizatsionnoi-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-tiemu-bukvy-a-ia"
    ["file_id"] => string(6) "154236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421139425"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Письмо заглавной буквы З"
    ["seo_title"] => string(25) "pis-mo-zaghlavnoi-bukvy-z"
    ["file_id"] => string(6) "256449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448131358"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по грамоте на тему: "Гласные буквы Е, Ё""
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotkaurokapoghramotienatiemuglasnyiebukvyieio"
    ["file_id"] => string(6) "289004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454699707"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Гласная буква Я"
    ["seo_title"] => string(17) "glasnaia_bukva_ia"
    ["file_id"] => string(6) "460471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520006916"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе "Школа России""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-1-klassa-po-sistiemie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "308817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458667795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства